Конспект логопедического занятия с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития «Давайте познакомимся!»
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития (ЗРР)
Автор: учитель-логопед специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Губина Ольга Николаевна
Тема: «Давайте познакомимся!»
Цель: Активизация собственной речи детей с ЗРР с помощью метода наглядного моделирования.
Задачи: 1. Активизировать, расширять и уточнять словарь по теме «Я – человек».
2. Учить составлять рассказ о себе с опорой на наглядность (план схема-модель).
3. Продолжать учить воспроизводить стихотворные тексты с опорой на мнемотаблицы.
4. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу и высоту голоса, автоматизировать звук Ль в чистоговорках.
5. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти.
6. Создать условия для успешной социализации ребенка в коллективе сверстников, воспитывать доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Оборудование: игрушка львенка, схемы-модели и мнемотаблицы.
Ход: 1. Организационный момент. Логопед: «Ребята, посмотрите вокруг! Я пригласила к нам в группу всех воспитателей. Я рассказала им, как вы все подросли и стали умными, добрыми и очень дружными. И все захотели посмотреть на вас. Покажем нашим гостям, какие мы вежливые и вспомним наше любимое приветствие. А вот и подсказка (предлагается мнемотаблица – см. Приложение 1).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
Логопед: «Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. Наши пальчики будут помогать нам здороваться». (Логопед здоровается с каждым из детей, соприкасаясь своим пальцем с указательным пальчиком ребенка и ласково обращаясь к каждому из них «Здравствуй, Егорушка!», «Здравствуй, Светланка!» и т.д. Дети отвечают на приветствие).
2. Основная часть.
Упражнения на развитие силы голоса.
Логопед: «Ребята, к нам сегодня еще один гость пришел. Но гость этот не простой. Он приехал к нам из жаркой Африки, где совсем не бывает зимы. Когда он вырастет, он будет очень храбрым, а пока он маленький. И поэтому очень трусливый. Он испугался большого количества людей и спрятался. Позовем его? Сначала спокойно «Лева, иди к нам», потом громко «Лев! Иди к нам!», затем шепотом «Левушка, выходи» (дети повторяют отраженно за логопедом). Кажется, там кто-то шевелится, пойдемте на стульчики».
Дети усаживаются на стулья, а логопед из-под стула достает игрушку львенка.
Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение. «Левушке дети все улыбнулись («Улыбочка»), поцеловать его все потянулись («Трубочка»). На лошадке покатали («Лошадка») и блинами угощали («Блинчик» или «Покусаем язычок»). Все подули на ладошку, но не сильно понарошку («Дуем на ладошку»).
Подбор слов-признаков.
Логопед: «Внимательно посмотрите на нашего гостя и скажите, какой он (предлагается схема-модель слов-признаков). Выбираются нужные признаки.
желтый маленький веселый
Логопед: «Запомни и повтори 3 слова о Левушке «желтый, маленький, веселый» (ответы детей).
Рассказ о себе по плану-схеме. Логопед: «Вы узнали о Леве много, а он о вас ничего. Расскажите Левушке о себе вот по этому плану» (детям предлагается наглядность – план-схема по составлению рассказа: кто ты? Девочка или мальчик? Твое имя и фамилия? Сколько тебе лет? Особенности внешности: цвет глаз и волос, длина волос? Что ты умеешь делать? Что и кого ты любишь?) – см. Приложение 2.
Коммуникативная игра «Круг кружочек».
Логопед: Наш львенок со всеми познакомился и уже никого не боится. Поиграем с ним?
Дети идут по кругу, держась за руки, и поют песенку каждому ребенку персонально «Круг-кружочек, повернись разочек. Раз, два, три, повернись, Катюша, ты!». Кому спели песенку, тот разворачивается в круг спиной и продолжает игру. Когда все дети развернуться в круг спиной, останавливаются и хором произносят «12345повернемся в круг опять!» и прыжком, очень быстро разворачиваются лицом в круг.
Автоматизация звука Ль в чистоговорках.
Логопед: «Львенку понравилась ваша песенка и в ответ он тоже хочет научить вас своей любимой песне».
Ля-ля –ля - зеленые поля
(чистоговорку поют и проговаривают быстро, медленно, громко, тихо).
3. Итог.
Логопед: «Нам пора прощаться с Левушкой и гостями. Вспомним, что мы сегодня делали? А какой был наш Лева, пока не узнал нас всех поближе? А какой он сейчас?» (логопед от лица Львенка дает положительную оценку всем детям).
Приложение 1. Приветствие.
Приложение 2.