Конспект занятия по развитию зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста

3
0
Материал опубликован 2 April 2020

Конспект занятия по развитию зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста:

«Знакомство с новыми друзьями»

 

Цель: формирование зрительно - пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.

Задачи:

обогащение чувственного и двигательного опыта детей;

формирование представлений о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);

развитие ориентировки в окружающем пространстве;

развитие ориентировки на листе бумаги;

освоение расположения плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу...);

Актуальность темы. В практической работе часто встречаются воспитанники, у которых нарушено восприятие пространства.  Дошкольники плохо ориентируются в схеме тела, испытывают затруднения при анализе структуры предмета, восприятии графических образов, понимании и воспроизведении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения. В дальнейшем это влияет на успешность овладения чтением и письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Особенно это актуально для детей с нарушениями речи, так как плохое овладение зрительно-пространственным восприятием плохо сказывается на развитии связной речи.

Количество детей: 10-12 человек.

Оборудование:

игрушка — герой;

бланк с изображением фруктов и овощей, подходящий для игры «Муха»;

t1585831727aa.jpg
 

разноцветные мягкие шарики для творчества

t1585831727ab.jpg
 

Организационный этап:

Дети стоят в кругу. «Ребята, сегодня к вам в гости пришел гость. Познакомьтесь, это медведь, его зовут Копатыч. Для начала он хочет познакомиться с каждым из вас. Давайте передавать его друг другу по кругу и называть свое имя.» После этого психолог говорит, что медведь очень рад со всеми познакомиться. Он пришел не один, а с маленькими друзьями. И чтобы познакомить их с ребятами, им следует сесть за свои столы.

Основной этап.

«Ребята, с Копатычем к нам пришли маленькие разноцветные Пушистики. Они очень хотят с вами поиграть. Выберите себе Пушистика того цвета, который вам нравится».

Игра №1. Психолог говорит детям, что эти Пушистики очень непоседливые и веселые и хотят поиграть. Психолог говорит место, куда Пушистик прыгнет, а дети прикасаются Пушистиками до этого места. «Правая ладонь, левая ладонь, правое плечо, левое плечо, голова, левое ухо, правое ухо, левая щека, нос, правая щека.»

Игра №2. Эта игра происходит в парах. Если кому-то из детей пары не хватило, то с ним играет психолог. «Ребята, сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Угадай-ка». Один из вашей пары закроет глаза, а другой прикоснется Пушистиком к какой-то части тела. После того, как вы откроете глаза, нужно назвать часть тела, до которой коснулся Пушистик.» (Если это парная часть тела, то психолог просит назвать какая это была сторона, правая или левая). Потом дети меняются ролями.

Игра №3. «Пушистики много играли и теперь проголодались. Давайте покормим их.» Детям раздаются бланки с изображением овощей и фруктов. «Пусть ваши Пушистики прыгнут в верхний правый угол. Что они съели? (Дети хором называют, психолог помогает тем детям, у которых возникли трудности). Теперь в нижний правый угол, верхний левый и нижний левый угол.» Далее детям предлагается поставить Пушистиков на определенное изображение в центре листа (например, яблоко). Психолог диктует путь для Пушистиков. «1 клетка вверх. Что съел Пушистик (дети называют)? 1 клетка вправо, 1 вниз, 2 вправо и т.д.» Главное, чтобы после каждого обозначения направления, дети называли, куда попал Пушистик.

Игра №3. «Пушистики решили сварить суп для Копатыча. Что им нужно туда положить, овощи или фрукты? Я вам дам еще Пушистиков, положите их, пожалуйста, только на клетки с овощами. » Далее обсуждается, все ли верно расположили Пушистиков. Также проходит игра с изображением фруктов и ягод («Варим компот или печем пирог»).

Игра № 3. «Теперь мы снова поиграем в парах. Возьмите, пожалуйста, два Пушистика. Один положите на любимый овощ, а второй на любимый фрукт. Теперь, пусть каждый из вас расскажет, какой любимый овощ и фрукт у партнера.»

Игра №4. «Вы покормили Пушистиков, теперь давайте немного поиграем». Психолог располагает игрушку (медведя) спиной к детям. «Все дети, у которых зеленые Пушистики, встаньте перед Копатычем, у кого красные — сзади, дети с желтыми Пушистиками слева от Копатыча, а с синими — справа.» Психолог включает энергичную музыку и дети могут потанцевать, свободно передвигаясь в пространстве, когда музыка остановится, то дети должны встать обратно. Игра повторяется несколько раз.

Заключительный этап. «Ребята, Копатыч и его Пушистики благодарят вас за гостеприимство и надеяться скоро к вам вернуться. До свидания, спасибо!»

Литература:

1. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду, составитель Н.В.Нищева, Детство-пресс 2015 г;

2. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования, составитель Ю.А.Афонькина, Н.В.Колосова,Ю Аркти, 2017;

3. К.Фопель «С головы до пят. Подвижные игры для детей от 3 до 6 лет», Генезис, 2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации