Конспект занятия по театральной деятельности «В мире театра» (в группе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи от 5 до 6 лет)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25»
Асбестовского муниципального округа Свердловской области
Конспект занятия по театральной деятельности
«В мире театра»
(в группе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи от 5 до 6 лет)
Автор:
Лабутина Дарья Михайловна
Воспитатель группы
детей с тяжелыми нарушениями речи
высшей квалификационной категории
+79043840982
г. Асбест, 2025
Актуальность
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Цель: создание условий для развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру, грамматический строй, монологическую и диалогическую форму речи, её выразительность.
2. Продолжать формировать первичные театральные навыки, представления.
3. Воспитывать нравственные качества, такие как честность, бережливость, дружеские взаимоотношения.
4. Развивать внимание, память, воображение, эмоциональный интеллект.
Оборудование:
1. Методическое обеспечение:
- конспект непрерывной образовательной деятельности;
- презентация;
- звукозаписи.
2.Техническое обеспечение:
- проектор;
- экран;
- ноутбук;
- колонка.
3. Сопровождающее пособие:
- карта изображением маршрута
- карточки для составления слова «театр»
- золотой ключик
- бумага
- карандаши
Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, практическая, познавательная, двигательная.
Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, практический, демонстрационный.
Этап, хронометраж | Содержание деятельности | Реализуемые задачи | Формируемые целевые ориентиры (ФГОС ДО) |
1.Организационный (1 мин.) | Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас сегодня в хорошем настроении. Давайте подарим свои улыбки друг другу, чтобы у всех нас было хорошее настроение. | Привлечь внимание детей, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе | Обладают установкой положительного отношения друг к другу |
2.Мотивационный (2 мин.) | Воспитатель: ребята, кажется, к нам в гости кто-то пришел (на слайде грустный Буратино). Вы знаете кто это? Ответы детей Воспитатель: Правильно это Буратино. Давайте поздороваемся с ним, и спросим, что же случилось, почему он такой грустный. (звукозапись) Буратино здоровается с ребятами и рассказывает о том, что у него пропал золотой ключик от театра. Карабас Барабас и Дуремар при помощи кота Базилио и лисы Алисы украли ключ и спрятали его. Все куклы снова работают в театре у Карабаса Барабаса и показывают грустные представления. Воспитатель: Ребята, Буратино нужна ваша помощь. Готовы вы отправиться на поиски золотого ключика? Ответы детей | Создать заинтересованность детей через интригующее начало, обеспечить психологическую готовность к общению, воспитывать умение принимать общую цель | Проявляют инициативу, любознательность. Умеют принимать общую цель, различает условную и реальную ситуацию |
3. Основной (20 мин.) | Воспитатель: - У Буратино есть карта, при помощи которой мы сможем найти похитителей. (Рассматривают карту). Чтобы пройти по ней, нам нужно всем вместе выполнить волшебные движения, готовы? - Бежали лесочком, прыгали по кочкам, прыг скок, прыг скок, прибежали на лужок, дружно потянулись и по сторонам оглянулись. Воспитатель: Ребята, дорога привела нас на Поле чудес. Посмотрите, здесь кто-то есть. (слайд поле чудес, Кот Базилио и Алисы) (Дети узнают Кота Базилио и лису Алису). Воспитатель: давайте попросим Кота Базилио и лису Алису вернуть золотой ключик. Дети: просят вернуть золотой ключик Буратино, но они отказываются. (звукозапись)Соглашаются пропустить ребят дальше, если они ответят на их вопросы. Кот задает вопросы: 1. Кто в театре продает билеты? (Билетер) 2. Кто исполняет роли? (Актер) 3. Кто пишет сценарии спектаклей? (Сценарист) 4. Кто рисует афиши и декорации? (Художник) Лиса Алиса тоже хочет спросить: 1. В каких сказках встречается лиса? 2. Почему мне бывает весело? (поймала зайца, забралась в курятник и утащила курицу и т.п.) Изобразите мое веселое настроение (пантомима) 3 .Что может заинтересовать лису? Дети: поймала, зайца, курицу и т.д. Лиса: Покажите эмоцию заинтересованности. Лиса и Кот пропускают детей(Звукозапись) Воспитатель: Отправляемся дальше. Посмотрите в карту. У нас на пути пруд. Ребята, кто из героев сказки про Буратино жил в болоте. (Черепаха Тортилла). -Ребята, какая была Черепаха? (Добрая) Воспитатель: ребята, чтобы оказаться в следующей части карты, нам нужно снова выполнить волшебные движения, готовы? - Бежали лесочком, прыгали по кочкам, прыг скок, прыг скок, прибежали на лужок, дружно потянулись и по сторонам оглянулись. Воспитатель: (Слайд с Дуремаром) Посмотрите, кто там сидит у болота. Это кажется, не добрая Тортилла. Это продавец пиявок Дуремар. (Звукозапись) Дуремар говорит детям, чтобы они вернулись назад, пугает их разными опасностями. Дети говорят, что не боятся ничего и просят их пропустить. Дуремар готов пропустить их, если они выполнят задание, нарисуют то, с помощью чего можно пройти в театре на спектакль (Билеты) Дуремар пропускает, хвалит за билеты. Воспитатель: Давайте посмотрим в карту. Дорога приводит нас в театр Карабаса. Воспитатель: ребята, чтобы оказаться в следующей части карты, нам нужно снова выполнить волшебные движения, готовы? - Бежали лесочком, прыгали по кочкам, прыг скок, прыг скок, прибежали на лужок, дружно потянулись и по сторонам оглянулись.(на экране слайд с Карабасом) Дети: просят Карабаса отдать золотой ключик и просят вернуть кукол папе Карло и Буратино. Карабас отказывается, ребятам предстоит выполнить задания Карабаса. Выложить слово из карточек по цифрам, и с помощью воспитателя прочитать, то что больше всего на свете любит Карабас (Театр) Ребята выкладывают слово и Карабас отдает Золотой ключик и отпускает всех кукол с Буратино. (звукозапись) Он обещает, что больше никогда не будет никого обижать, а просит разрешения приходить в театр папы Карло и Буратино на представления. | Продолжать формировать первичные театральные навыки, представления. Продолжать развивать умение передавать простейшие эмоции. Продолжать воспитывать такие нравственные качества как честность, бережливость, дружеские взаимоотношения | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Проявляет ответственность за начатое дело. Способны договариваться, учитывать интересы других детей, способны сотрудничать. Используют речь для выражения своих мыслей. Соблюдают элементарные общепринятые нормы. |
4. Заключительная часть. Рефлексия (2 мин) | Воспитатель: ребята, где мы с вами сегодня побывали? Дети: в волшебном мире сказки Буратино. Воспитатель: Какие задания мы выполняли? Дети: Отгадывали загадки, показывали эмоции лисы Алисы, рисовали билеты, составляли из карточек слово. Воспитатель: Какой сказочный персонаж вам сегодня понравился? Почему? Индивидуальные ответы детей. Воспитатель: Что вам показалось сложным? Индивидуальные ответы детей. Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, спасибо вам за чудесное приключение, я для вас я подготовила небольшой сюрприз – это герои, которые пришли к нам сегодня в гости, с их помощью вы можете разыграть свою историю приключений Буратино, а потом показать ее малышам. - до свидания. Дети: до свидания, пока. | Подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность и выразить свое отношение. | Обладают первичными финансово-экономическими представлениями, могут выражать свои мысли |