Интегрированные занятия в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Интегрированные занятия в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Петрова Н.В., учитель-логопед;
Емельянова А.И., Серебренникова Н.В., воспитатели.
Для успешной организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходим комплексный подход (Г.А. Каше, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В его реализации принимают участие большое количество специалистов: логопед, психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, воспитатели, что приводит к увеличению нагрузки на каждого ребенка. Для того чтобы избежать переутомления ребенка, мы используем в своей работе систему интегрированного обучения.
Интеграция – объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области, которые должны соответствовать основному требованию дошкольной и коррекционной педагогики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. Такой основополагающий принцип способствует снятию перенапряжения и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.
Дети получают возможность развивать свои творческие способности и коммуникативные умения, познавательную активность, свободно высказывать свои мысли. Интеграция объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что в свою очередь способствует формированию коллективных взаимоотношений. Наконец, интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объём учебной нагрузки на каждого ребенка¸ освободить время для прогулок и свободной игровой деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.
Предлагаем конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателей для детей средней группы, имеющих тяжелые нарушения речи.
«Путешествие на цветочную полянку»
Цель: Закрепить навыки понимания и употребления предложных конструкций, а также навыки словообразования.
Задачи:
Обучающие:
- повторить основные цвета и оттенки, группировку предметов по цвету и форме, различие предметов по длине;
- повторить названия геометрических фигур и форм предметов;
- развивать понимание и употребление предложных конструкций с простыми предлогами на, в, под, за;
- учить образованию и использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных в дательном падеже.
Коррекционно-развивающие:
- уточнить словарь существительных;
- воспитывать чувство ритма;
- развивать музыкально-ритмические навыки, умение выполнять движения в общем для всех темпе, координацию движения при ходьбе.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к совместной деятельности;
- воспитывать чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи.
ОБОРУДОВАНИЕ: Две дорожки разной длины; цветные воротнички (красного, синего, зеленого, желтого, розового, голубого цвета); большой цветок с шестью разноцветными лепестками; игрушки (белочка, зайчик, ёжик, медвежонок, лисичка, волчонок); искусственные цветы; платочки круглой, квадратной, треугольной формы; дерево, гриб, корзина.
***
Введение в тему занятия.
Логопед и дети входят в групповое помещение.
Логопед:
Дидактическая игра «Дорожки»
Логопед:
По дорожкам вы идите И полянку отыщите. Две дорожки впереди – Смело ты по ним иди. |
Вот лежат две дорожки. Это какая дорожка? (Длинная.) А это какая? (Короткая.) Мальчики встаньте перед длинной дорожкой, девочки – перед короткой.
Дети под музыку шагают по своим дорожкам.
Упражнение «Цветы».
Логопед: Вот пришли мы на цветочную поляну. Она волшебная. Каждый, кто приходит сюда, превращается в цветок. И вы сейчас превратитесь в маленькие цветочки.
Дети надевают разноцветные воротнички и называют их цвет.
Логопед: Посмотрите, на поляне растет большой волшебный цветок. Подойдите к нему. Какой он? (Большой, красивый, разноцветный.) Найдите лепестки такого же цвета, как и ваш цветок. Встаньте около своего лепестка и запомните его цвет. Мы сейчас поиграем.
Музыкально-дидактическая игра «Найди свой лепесток».
Воспитатель: Пока звучит песня, вы идете вокруг цветка и танцуете, а на счет «1, 2, 3» встаете на свой лепесток.
Игра повторяется два раза.
Дидактическая игра «Ищем зверей».
На поляне появляется фея (второй воспитатель).
Логопед: Здравствуй, фея. Почему ты такая грустная?
Фея: Мои друзья, лесные звери, разбежались, и мне очень грустно. Дети, помогите найти их. Алина, найди белочку. Где ты ее нашла? (На дереве.) Посади белочку на красный лепесток.
По заданию феи-воспитателя дети находят лесных зверей на дереве, под деревом, за корзиной, в корзине, на грибке, под грибком и сажают каждого на лепесток.
Дидактическая игра «Подарки для зверей».
Фея: Спасибо за помощь. Теперь все мои друзья-зверушки со мной. Давайте им подарим по цветку. Никиту кому ты подаришь свой цветок?
Никита: Я подарю цветок мишке.
Фея: Молодцы. Теперь у каждого зверя есть по одному цветочку.
Танец с платочками.
Воспитатель: Как стало красиво на нашей поляне! Нам радостно и весело, давайте потанцуем с платочками.
Логопед раздает платочки детям и спрашивает, какой формы у них платочки. Дети танцуют с ними.
Дидактическая игра «Правильно разложи».
Логопед: Как красиво вы танцевали! А теперь уберем платочки в коробочки для других детей. Вот три коробочки. Что нарисовано на этой коробочке? (Квадрат.) Сюда мы положим квадратные платочки. Что здесь нарисовано? (Круг.) Сюда мы положив круглые платочки. Что нарисовано здесь? (Треугольник.) Какие платочки мы положим в эту коробочку? (Треугольные.) Положите свои платочки в коробочки.
Итог занятия
Фея: Большое спасибо, ребята, за то, что пришли ко мне на поляну, с вами было весело и интересно. А теперь нам пора прощаться.
Логопед: Обратно мы пойдем по знакомым дорожкам. Теперь мальчики пойдут по короткой дорожке, а девочки – по длинной.