Занятие в группе для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи «Встреча на весенней полянке» (4–7 лет)
Интегрированное занятие в разновозрастной группе компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (от 4 до 7 лет)
«Встреча на весенней полянке».
Воспитатель группы компенсирующей направленности
для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Тема занятия: «Встреча на весенней полянке».
Возрастная группа: разновозрастная группа (от 4 до 7 лет).
Интегрирующие дисциплины: речевое развитие – интегратор, вспомогательные дисциплины: познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Место занятия в изучаемой теме: итоговое.
Цель: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи, а также коррекция нарушений устной речи в рамках интеграции познавательного и художественно - эстетического развития детей.
Задачи:
Образовательные:
Формирование грамматически правильной речи.
Обогащение и активизация словаря по теме «Весна».
Знакомство с окружающим миром во всём его многообразии через
образы, звуки, поставленные вопросы, игры и упражнения.
Развивающие:
Развитие координации движений, мелкой моторики и музыкального слуха.
Совершенствование навыков работы в технике «обрывная» аппликация.
Развитие просодических компонентов и речевого слуха, посредством
артикуляционной моторики и мимических движений лица.
Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
Развитие активности, инициативы, коммуникативных навыков.
Воспитание бережного отношение к природе.
Формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи в рамках коллективной
работы.
Планируемые результаты:
- Развитая речевая коммуникация детей: активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учётом ситуации, ясно и последовательно выражают свои мысли, пользуются формами речевого этикета.
- Сформированный грамматический строй речи: ребенок верно согласует прилагательные, глаголы с существительными; употребляет существительные родительного падежа множественного числа, умеет образовывать прилагательные от существительных, конструировать простые и сложные предложения (в соответствии с возрастными возможностями).
- Расширенные и систематизированные знания детей о весне и ее признаках.
- Обладание навыками работы с «обрывной» аппликацией.
- Активен и самостоятелен в познавательной и художественной деятельности, проявляет инициативу в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.
Оборудование:
Интерактивная доска («весенняя поляна», игра «четвертый лишний»,
«мнемотаблица»)
Солнце – пособие для развития мелкой моторики.
Макет дерева.
Поляна для релаксации и проведения артикуляционной гимнастики.
Бумажные бабочки – для сюрпризного момента.
Цветная бумага, ножницы для продуктивной деятельности.
Прищепки
Лесовик – игрушка.
«Говорящая ручка» - пособие для речевого развития детей.
Авторская интерактивная папка «Лэпбук» по теме: Весна».
Музыкальное сопровождение.
Воспитатель заглядывает в музыкальный зал.
В.: - Ребята, сегодня в зале нас ждет что – то необыкновенное!
Воспитатель и дети проходят в зал (зал оформлен как лесная поляна).
В.: - Дети, а что необычного сегодня в музыкальном зале?
Д.: - Он украшен.
В.: - Во что превратился наш зал?
Д.: - В лес, поляну.
В.: - И правда лесная поляна! А какое время года сейчас?
Д.: - Весна!
В.: - Значит какой у нас лес?
Д.: - Весенний.
В.: - Сегодня мы с вами заглянем в волшебную книгу весны, и узнаем, что же интересного приготовила для нас весна.
Работа с лэпбуком. Словесная игра «Доскажи весенние приметы»
В.: - Скажите, а травка весной, что делает?
Д.: - зеленеет
В.: - Цветы весной….
Д.: - расцветают
В.: - Теплую одежду люди весной…
Д.: - одевают
В.: - Почки на деревьях…
Д.: - распускаются
В.: - Солнце весной……
Д.: - пригревает, светит
В.: - Птицы весной……
Д.: - прилетают
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Звучат птичьи голоса, воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску (На слайде изображены 4 птицы, три перелетных и одна зимующая)
В.: - Слышите, щебечут птицы? Пойдемте, посмотрим.
В.: - Ребята посмотрите, а вот и птицы прилетели, все ли птицы прилетели верно?
Д.: - Нет.
В.: - Какая птица лишняя?
Д.: - Синица!
В.: - Почему вы решили, что синица лишняя?
Д.: - Это зимующая птица, а журавль, утка и лебедь – перелетные.
В зал входит инструктор по физической культуре, в руках держит солнышко, лучики свернуты.
Инструктор: - Ребята, вы говорите, что солнышко весной ярко светит, а мое солнышко лучики спрятало. Что же мне теперь? Может, вы поможете солнышку засветить?»
Д.: - Да, поможем.
Игровое упражнение «Солнышко» по развитию мелкой и крупной моторики.
Выполнение упражнения: разворачивают и сворачивают лучики солнца, проговаривая одновременно четверостишие.
Подходим к березке
В.: - Ребята, вы говорите почки весной на деревьях, что делают?
Д.: - Распускаются.
В.: - Давайте посмотрим, на нашем дереве, наверное, тоже распускаются? (дети подходят ближе к дереву)
Д.: - Нет, на нашем дереве нет листочков.
В.: - Как же так? Весна на дворе, на всех деревьях уже почки набухли, листья распускаются, а у нашего деревца нет листочков. Не порядок! Нужно помочь деревцу.
Из чего мы можем сделать листья для дерева?
Д.: - Из цветной бумаги.
На столе лежит заранее подготовленная цветная бумага. Дети изготавливают листья способом «обрывание».
В.: - Ребята, листья какого цвета?
Д.: - Зеленые.
В.: - А еще, что можно сказать о листочках весной, какие они?
Д.: - Свежие, ароматные, гладкие, красивые.
Прикрепляем листья к дереву прищепками.
В.: - Вот какие красивые листочки получились! Давайте поздороваемся с ними!
Применение мнемотаблицы для чтения стихов.
Д.: - Здравствуйте, листочки! (разводим руками)
Откуда вы? (пожимаем плечами)
Из почки! (Складываем ладошки вместе)
А я из дома, (шагаем пальчиками)
В детский сад
И я вам очень – очень рад! (разводим руками)
Психогимнастика (предъявляется соответствующая пиктограмма на слайде)
В.: - Давайте представим, что все мы – первые весенние листочки. Все мы разные по форме, выросли на разных деревьях. А также у весенних листочков может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции весенних листочков.
- Некоторые листочки радуются весне. Давайте изобразим веселье и радость!
- А другие смеются глядя как играют солнечные зайчики.
- Кто-то грустит когда идет дождик. Давайте изобразим грусть.
- А кто-то сердится на ветер, который сильно дует и может оторвать его с родной ветки.
- Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.
- Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции весенних листочков.
В зал входит учитель – логопед
Л.: - Здорово как ребята! Солнышко пригревает, травка зеленеет, листья на деревья распускаются, настоящая весна пришла к нам в садик. Душа поет. Заведем весенний хоровод.
«Курносый хоровод». (логоритмическое упражнение)
Л.: - Хорошо потанцевали! Присядем, ребята на полянку, отдохнем, поиграем
Игра с элементами театрализации «Весенние голоса».
«Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).
До краёв наполнил большую глубокую лужу («бульканье» низкими звуками).
Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).
И дальше побежал («бульканье»)
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)
И букашки (з-з-з)
Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)
И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).
Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).
Вот и пришла весна!»
Лесовик и говорящая ручка.
Воспитатель обращает внимание на лесовика.
Подхожу к березке.
В.: - Оказывается, все это время за нами наблюдал лесовичок.
У лесовичка «говорящая ручка», нажимаю на кнопку незаметно для детей.
Лесовичок : - здравствуйте, ребята! Понравилось быть на весенней поляне?
Л.: -Какое задание больше всего понравилось?
Л.: - а какое показалось самым трудным.
Л.: - Молодцы, очень хорошо занимались! Подарю вам на прощание, бабочек.
С потолка падают бабочки.
Л.: - но это не простые бабочки, дома вы их раскрасите и расскажите родителям о прекрасном времени года весне, а логопед поучит вас правильно дышать, что бы бабочки ваши полетели.
Ольга Владимировна
Новосёлова Анастасия Валериевна