Пояснительная записка | ||
1 | Автор | Зибарева Людмила Юрьевна |
2 | Должность | Учитель начальных классов |
3 | Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
4 | Преподаваемый предмет | Предметы начальной школы |
5 | Название образовательной организации | ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 78 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГБОУ «ШКОЛА № 78 Г.О.ДОНЕЦК») |
6 | Вид ресурса | Методические разработки |
7 | Тип ресурса | Урок |
8 | Название ресурса | «Родина у нас одна – Донбасс» |
9 | Целевая аудитория | Обучающиеся начальной школы. |
10 | Цель | Развитие у детей младшего школьного возраста чувств патриотизма. |
11 | Задачи | Образовательная: познакомить детей с понятиями «большая и малая Родина»; упорядочить и закрепить знания о Донбассе, ДНР. Воспитательная: формировать и прививать детям чувство любви к Родине. Развивающая: совершенствовать знания о символике Донецкой Народной Республики; прививать детям познавательный интерес к Родине; развивать словарный запас. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯPDF / 401.06 Кб
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯDOCX / 28.09 Кб
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ_ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 35 Мб
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ_ПРЕЗЕНТАЦИЯPDF / 4.38 Мб
Конспект занятия
СЛАЙД 1 Тема: «Родина у нас одна - Донбасс»
СЛАЙД 2 Цель: Развитие у детей младшего школьного возраста чувств патриотизма.
Задачи:
- Образовательная: познакомить детей с понятиями «большая и малая Родина»; упорядочить и закрепить знания о Донбассе, ДНР.
- Воспитательная: формировать и прививать детям чувство любви к Родине.
- Развивающая: совершенствовать знания о символике Донецкой Народной Республики; прививать детям познавательный интерес к Родине; развивать словарный запас.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, показ презентации, демонстрация аудио- и видеоматериала, выполнение заданий. Занятие предполагает анализ текстовой и визуальной информации.
Материалы: презентация, репродукции серии картин о Донбассе художника Бориса Вакса, аудиозапись песни «С чего начинается Родина», карта, другие наглядно-дидактические пособия с символикой ДНР.
Структура занятия:
Часть 1. Мотивационная. Введение. Учитель знакомит детей с основными понятиями.
Часть 2. Основная. Раскрытие основной темы занятия «Родина у нас одна – Донбасс».
Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия.
Ход работы
Часть 1. Введение.
СЛАЙД 3 Прослушивание песни «С чего начинается Родина» (композитора Вениамина Баснера, поэта Михаила Матусовского из четырёхсерийного художественного фильма режиссёра Владимира Басова «Щит и меч»).
СЛАЙД 4 Учитель. Ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Родина», и она есть у каждого человека. У нас с вами – это Донбасс, так называют наш Донецкий край. Давайте с вами выучим наизусть стихотворение донецкого автора Сергея Аякса «Донецкий край»:
Донецкий край, шахтёрский край,
Любимый мой родной,
Прекрасной розой расцветай,
Эдемской, неземной!
Такого края не найти —
Взлети хоть в облака!
Неувядающе цвети,
Предолгие века!!!
Услышьте, милые края,
Слова моей любви:
Донбасс, о, Родина моя,
Блаженствуя живи!
Дари обильный урожай,
Соль, уголь и металл!!
Донецкий край — ВЕЛИКИЙ, КРАЙ!
И кто о том не знал?
Учитель. Ребята, а какие стихотворения о нашей Родине знаете вы?
Ответы учащихся. Дети рассказывают стихотворения, которые подготовили заранее.
СЛАЙД 5 Учитель. Ребята, а вы знаете, что понятие «Родина» очень многогранное. Это и город, и край или область, и даже целая страна. Из чего вытекает два основных понятия, которые мы должны усвоить: у каждого человека есть малая Родина – это место его рождения и большая Родина – это страна, где он родился, и гражданином которой он является. А кто может назвать, в какой стране живем мы с вами? А как называется наша малая Родина?
Ответы учащихся.
Важно, чтобы прозвучали названия «Россия», «Донбасс», «Донецк», «Донецкая Народная Республика», «ДНР».
Учитель. Верно ребята. Давайте вместе с вами посмотрим на красоты нашего родного Донецкого края, которые изобразили на своих полотнах художники.
СЛАЙД 6, 7, 8, 9, 10 Показ репродукций картин «Вечерний Донецк» А. Болотов, «Осень в Донецке» Ю. Киселева, «Донецк Сити» Ю. Киселева, «Осенний парк» Ю. Киселева, «Набережная» А. Болотов.
Часть 2. Основная.
СЛАЙД 11 Учитель. Как же красив наш Донбасс. Ребята, а вы знаете, что историческое название нашего региона «Донбасс» происходит от одноименного угольного бассейна. Месторождения каменного угля здесь начали разведывать еще в начале 18 века, а промышленное освоение и развернутая угледобыча стартовала уже в 19 веке, сразу после проведения «Великих реформ» Александра второго.
Учитель. Ребята, интересно, что с экономической точки зрения Донбасс – это крупный центр Донецкой Народной Республики в сфере угольной промышленности, чёрной и цветной металлургии. А еще Донбасс является одним из наиболее урбанизированных регионов мира. Это значит, что в нашем регионе очень много городов, в которых проживает около 90 % жителей. А столица нашей малой Родины – город Донецк, в котором мы с вами живем – это крупнейший город нашей республики.
Учитель. Ребята, знайте, что есть и географическая трактовка слова «Донбасс». Это регион, находящийся в границах территории Донецкого кряжа, который, в свою очередь, унаследовал свое название от реки Северский Донец. А это главная водная артерия региона. Давайте вместе посмотрим на карту и найдем новые географические названия.
СЛАЙД 12 Изучение карты
Вопросы для обсуждения с обучающимися
Учитель.
- Кто может показать границы Донецкой Народной Республики? (показать на карте)
- Где расположена столица ДНР? (показать на карте Донецк)
- Назовите и покажите на карте крупные города Донецкой Народной Республики. (Макеевка, Горловка, Ясиноватая, Волноваха, Мариуполь, др.)
- Покажите главную реку Донбасса. (Северский Донец)
- Какая река берет исток возле города Ясиноватая, протекает по территории Донецка и впадает в Азовское море вблизи Мариуполя? (Кальмиус)
- Какую роль играют реки для Донбасса? (снабжают регион пресной водой).
Ответы учащихся
СЛАЙД 13 Учитель. Ребята, мы с вами усвоили, что понятие Донбасс очень многогранное. Интересно, что и коренное население Донецкого края – это не одна конкретная нация, а многонациональный по составу народ. Народ Донбасса включает потомков переселенцев из русских земель, казаков, немцев, сербов, греков, армян, румын и многих других. А называют людей, живущих на Донбассе: «донетчане» или «донбассовцы». Ребята, а как вы думаете, как называемся мы с вами, ведь мы тоже жители Донбасса?
СЛАЙД 14 Ответы учащихся. Важно, чтобы прозвучали слова «донетчане», «донбассовцы».
Учитель. Правильно, ребята, и надо сказать, что «донбассовцы» народ волевой и со стойкими жизненными позициями. С приходом весны 2014 года по украинской территории прокатилась волна жутких внутренних конфликтов, кульминацией которых стало желание жителей Донбасса покинуть состав государства. В мае того же года состоялся референдум, где абсолютное большинство жителей области решило создать самостоятельную Донецкую Народную Республику. А кто знает какого числа прошел тогда референдум?
СЛАЙД 15 Ответы учащихся. Важно, чтобы прозвучала дата 11 мая.
Учитель. Да, дети, именно 11 мая мы отмечаем один из главных праздников: День Донецкой Народной Республики. Этот праздник объединяет всех, для кого земля Донбасса стала родным домом, кому дорога наша история, настоящее и будущее страны.
Учитель. Ребята, а вы знаете символику нашего государства?
Ответы учащихся. Важно, вспомнить про флаг, герб и гимн.
СЛАЙД 16 Учитель. Верно, ребята, государственными символами Донецкой Народной Республики являются:
- Государственный флаг – это прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — чёрного, средней — синего и нижней — красного цвета. Чёрный — символизирует плодородную землю и уголь Донбасса, синий — дух народа и воды Азовского моря, красный цвет — кровь, пролитую за свободу народа.
- Государственный герб – это серебряный двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с золотым мечом и серебряным окаймлённым щитом с серебряным православным крестом. Особенностью герба ДНР является то, что лапы у орла отсутствуют, клювы закрыты, а Архистратиг Михаил изображается с бородой.
- Государственный гимн Автором слов и музыки является Михаил Хохлов. Первым исполнителем гимна является Народный артист ДНР Дмитрий Фёдоров.
Ребята, давайте с вами прослушаем государственный гимн Донецкой Народной Республики. Просьба подняться.
СЛАЙД 17 Учитель. Еще одной исторической датой, которую мы с вами должны запомнить дети – это день признания независимости нашей республики, о чем 21 февраля 2022 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил во всеуслышание. А это значит, ребята, что мы с вами теперь находимся под защитой нашей большой Родины – России.
СЛАЙД 18 Учитель. 30 сентября 2022 года Президент РФ Владимир Путин выступил в Кремле по итогам данных референдумов, после чего подписал договоры с главами регионов о принятии в состав России. Глава государства подчеркнул, что принятие ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав РФ является исторически значимым событием, особенно для людей, проживающих на этих территориях.
Поэтому день 30 сентября навсегда останется в памяти русского народа, а спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин отметил, что подписание договора о присоединении новых территорий к России стало выражением желания миллионов людей, которые хотели оставаться в русском культурном, социальном и экономическом поле.
3. Заключительная часть.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами обсуждали очень серьезные вопросы о том, что такое Родина и какие понятия включает это определение.
СЛАЙД 19 Что вы запомнили из нашего урока?
Вопросы для обсуждения с обучающимися
Учитель.
- Что такое Родина?
- В чем отличия большой и малой Родины?
- Какого происхождение названия слова «Донбасс»? (историческое, экономическое, геграфическое)
- Какие новые географические названия вы узнали?
- Как называют людей, живущих на Донбассе?
- Какого числа мы отмечаем День Донецкой Народной Республики?
- Перечислите главные государственные символы.
- Когда ДНР была признана независимой республикой?
Учитель. Беседу о Родине невозможно уложить в одно занятие, и, конечно, мы будем продолжать говорить на эту тему, открывая всё новое и новое в историческом прошлом и настоящем нашей страны. Главное, что я хочу пожелать каждому из вас – чтобы, куда бы вы не переехали в дальнейшем, ваша малая родина Донбасс всегда оставался в вашем сердце!
СЛАЙД 20 Завершая сегодняшнее занятие, я хочу прочитать вам стихотворение
Татьяны Боковой «Родина»
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.




