План-конспект учебного занятия для реализации ДООП естественнонаучной и социальной направленности «Земля у нас одна»

5
1
Материал опубликован 7 November 2021

Управление образования администрации

Еткульского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Еткульский районный Дом детского творчества”








План - конспект учебного занятия для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной и социальной направленности «Земля у нас одна»



Возраст обучающихся: 10-15 лет




Автор-составитель:

Бальцер Алёна Васильевна,

Педагог дополнительного образования,

Первая квалификационная категория













село Еткуль, 2021г.





Тема занятия: «Хозяйство России. Национальная экономика»

Цель

Формирование представления о национальной экономике страны.

Задачи урока

1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

давать определения понятиям по тематике урока;

использовать основные понятия для составления интеллект - карт;

называть особенности структуры национальной экономики;

классифицировать структуру национальной экономики;

приводить примеры секторов хозяйства;

называть виды предприятий;

определять отличительные черты отраслей;

называть и показывать объекты номенклатуры по тематике занятия доп. образования.

2. Продолжить формирование универсальных учебных действий

на основе тематического содержания занятия доп. образования.

3. Сформировать условия для развития познавательного интереса

к проектной деятельности и повышения мотивации учения. Приобретаемые навыки обучающихся:

создавать простые интеллект - карты;

использовать основные понятия темы для составления интеллект - карт;

проводить доказательные рассуждения, умения делать выводы.

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Формы организации работы:

Методы – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Закрепление в памяти обучающихся знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения проходит в форме практической работы с использование интеллект - карт

Форма проверки знаний обучающихся

Наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата.

Техническое обеспечение занятия:

Компьютеры с необходимым ПО.

Проектор.

Презентация к занятию.

Фотоаппарат

Листы А4

Цветные карандаши 1 комплект на парту

Содержание и материал занятия организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания занятия.

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления занятия.

3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления занятия. Также предполагает углубленное изучение содержания темы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно тематического направления занятия.


Проблема: Привлечение внимания обучающихся к современным проблемам экономики России и основ структурирования хозяйства страны.



Ход занятия.

Таблица 1.1


Этап урока. Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

4 мин

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к занятию.

Мотивация к усвоению нового материала (1 сл.):

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Хозяйство России».

- Скажите, что такое хозяйство?

- В какой последовательности и почему возникали различные виды хозяйства?

Постановка проблемного вопроса: Какие современные проблемы присутствуют в экономике России и с какой целью производят структурирование хозяйства страны? (2 сл.)

Давайте вместе сформулируем тему и цели занятия. (3 сл.)

Организация рабочего места




Ответы обучающихся







Обучающиеся формулируют самостоятельно тему и цели занятия, записывают в тетрадь проблемный вопрос занятия.

Изучение нового материала

5 мин











3 мин







5 мин


Мы приступаем к изучению хозяйства страны или её национальной экономике. А главной задачей экономики является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, средствами первой необходимости и другими материальными благами, и услугами. Общество любой страны решает три основные проблемы: - что производить; - как производить; - для кого все будет предназначено. (4 сл.)

Итак – хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль? Найдите определение в раздаточном материале и запишите в тетрадь. (5 сл.)



Слушают рассказ учителя














Работа с текстом раздаточного материала, запись определения в тетрадь.






Продолжение таблицы 1.1

Применение изученного.

4 мин



12 мин















7 мин

Хозяйство часто делят на две сферы: производственная (материальная) и непроизводственная (нематериальная). Найдите в тексте раздаточного материала характеристику этих сфер. Работаем в парах. (6 сл.)

Анализ рисунка в раздаточном материале. Приведите примеры.

- Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере?

- Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере?

Самостоятельная работа в малых группах. Работа с раздаточным матриалом Характеристика секторов народного хозяйства. Объяснение МОК. (7 сл.) Обучающиеся сами делают вывод.

- При необходимости учитель оказывает помощь.


Работа с текстом раздаточного материала., оформление в тетради


- медицина, образование,

автомобилестроение….

-промышленность, торговля, с/х, общественное питание.

- образование, культура, искусство, здравоохранение, управление, финансы и кредит.

Групповая работа. Анализируют данные используя схему, отвечают на вопросы, делают вывод. Сравнивают результаты.


Окончание таблицы 1.1

Применение изученного. Практическая работа.

36 мин

Начнем создавать интеллект - карту используя алгоритм составления (приложение 1) (8 сл.)


Обучающиеся создают свою интеллект - карту. (приложение 2)

Итог занятия, самооценка. Домашнее задание.

4 мин

Подведение результатов занятия.  Обсудите с детьми созданные интеллект - карты. Одинаковые ли они получились? Почему?

Попросите детей дома написать мини проект и придумать интеллект - карту на тему «Хозяйство моей семьи» (9 сл.)



Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов во время изучения темы занятия и составления интеллект - карты.

Запись домашнего задания.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Алгоритм составления интеллект-карт:


1. Определитесь с объёмом темы. Если тема небольшая используйте лист А4, для большой — А3. Организуйте пространство, чтобы не осталось пустого места, но и не размещайте ветви плотно друг к другу.

2. Лист бумаги должен быть расположен горизонтально, для удобства чтения интеллект – карты.

3. Начинайте работу с центра интеллект - карты и двигайтесь по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.

4. На каждой отдельной линии пишите только одно слово, оно должно быть ключевым, запоминающимся, «говорящим» —слово ассоциация.

5. Длина ключевого слова= длине ветви.

6. Используйте печатные буквы — это даст возможность сфокусировать точку внимания на центральном термине и сравнить его с понятием.

7. Используйте разные цвета при оформлении основных ветвей.

8. Используйте, подкрепляйте слова рисунками и символами

9. Количество основных ветвей — не должно быть более семи.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Примеры интеллект - карт, обучающихся, созданных на занятиях дополнительного образования «Земля у нас одна»


t1636265852aa.jpg

Рисунок 4.1 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Петривная Яна 9 кл.


t1636265852ab.jpg

Рисунок 4.2 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Котельникова Анна 9 кл.


t1636265852ac.jpg

Рисунок 4.3 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Рязанова Дарья 9 кл.


t1636265852ad.jpg

Рисунок 4.4 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Шатрова Анна 9 кл.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень понравились интеллект-карты 9-классниц!

7 November 2021