План-конспект учебного занятия для реализации ДООП естественнонаучной и социальной направленности «Земля у нас одна»
Управление образования администрации
Еткульского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
“Еткульский районный Дом детского творчества”
План - конспект учебного занятия для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной и социальной направленности «Земля у нас одна»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Автор-составитель:
Бальцер Алёна Васильевна,
Педагог дополнительного образования,
Первая квалификационная категория
село Еткуль, 2021г.
Тема занятия: «Хозяйство России. Национальная экономика»
Цель
Формирование представления о национальной экономике страны.
Задачи урока
1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
давать определения понятиям по тематике урока;
использовать основные понятия для составления интеллект - карт;
называть особенности структуры национальной экономики;
классифицировать структуру национальной экономики;
приводить примеры секторов хозяйства;
называть виды предприятий;
определять отличительные черты отраслей;
называть и показывать объекты номенклатуры по тематике занятия доп. образования.
2. Продолжить формирование универсальных учебных действий
на основе тематического содержания занятия доп. образования.
3. Сформировать условия для развития познавательного интереса
к проектной деятельности и повышения мотивации учения. Приобретаемые навыки обучающихся:
создавать простые интеллект - карты;
использовать основные понятия темы для составления интеллект - карт;
проводить доказательные рассуждения, умения делать выводы.
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Формы организации работы:
Методы – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Закрепление в памяти обучающихся знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения проходит в форме практической работы с использование интеллект - карт
Форма проверки знаний обучающихся
Наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата.
Техническое обеспечение занятия:
Компьютеры с необходимым ПО.
Проектор.
Презентация к занятию.
Фотоаппарат
Листы А4
Цветные карандаши 1 комплект на парту
Содержание и материал занятия организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания занятия.
2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления занятия.
3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления занятия. Также предполагает углубленное изучение содержания темы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно тематического направления занятия.
Проблема: Привлечение внимания обучающихся к современным проблемам экономики России и основ структурирования хозяйства страны.
Ход занятия.
Таблица 1.1
Этап урока. Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент 4 мин | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к занятию. Мотивация к усвоению нового материала (1 сл.): - Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Хозяйство России». - Скажите, что такое хозяйство? - В какой последовательности и почему возникали различные виды хозяйства? Постановка проблемного вопроса: Какие современные проблемы присутствуют в экономике России и с какой целью производят структурирование хозяйства страны? (2 сл.) Давайте вместе сформулируем тему и цели занятия. (3 сл.) | Организация рабочего места Ответы обучающихся Обучающиеся формулируют самостоятельно тему и цели занятия, записывают в тетрадь проблемный вопрос занятия. |
Изучение нового материала 5 мин 3 мин 5 мин | Мы приступаем к изучению хозяйства страны или её национальной экономике. А главной задачей экономики является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, средствами первой необходимости и другими материальными благами, и услугами. Общество любой страны решает три основные проблемы: - что производить; - как производить; - для кого все будет предназначено. (4 сл.) Итак – хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль? Найдите определение в раздаточном материале и запишите в тетрадь. (5 сл.) | Слушают рассказ учителя Работа с текстом раздаточного материала, запись определения в тетрадь. |
Продолжение таблицы 1.1
Применение изученного. 4 мин 12 мин 7 мин |
Хозяйство часто делят на две сферы: производственная (материальная) и непроизводственная (нематериальная). Найдите в тексте раздаточного материала характеристику этих сфер. Работаем в парах. (6 сл.) Анализ рисунка в раздаточном материале. Приведите примеры. - Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере? - Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? Самостоятельная работа в малых группах. Работа с раздаточным матриалом Характеристика секторов народного хозяйства. Объяснение МОК. (7 сл.) Обучающиеся сами делают вывод. - При необходимости учитель оказывает помощь. | Работа с текстом раздаточного материала., оформление в тетради - медицина, образование, автомобилестроение…. -промышленность, торговля, с/х, общественное питание. - образование, культура, искусство, здравоохранение, управление, финансы и кредит. Групповая работа. Анализируют данные используя схему, отвечают на вопросы, делают вывод. Сравнивают результаты. |
Окончание таблицы 1.1
Применение изученного. Практическая работа. 36 мин | Начнем создавать интеллект - карту используя алгоритм составления (приложение 1) (8 сл.) | Обучающиеся создают свою интеллект - карту. (приложение 2) |
Итог занятия, самооценка. Домашнее задание. 4 мин | Подведение результатов занятия. Обсудите с детьми созданные интеллект - карты. Одинаковые ли они получились? Почему? Попросите детей дома написать мини проект и придумать интеллект - карту на тему «Хозяйство моей семьи» (9 сл.) | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов во время изучения темы занятия и составления интеллект - карты. Запись домашнего задания. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Алгоритм составления интеллект-карт:
1. Определитесь с объёмом темы. Если тема небольшая используйте лист А4, для большой — А3. Организуйте пространство, чтобы не осталось пустого места, но и не размещайте ветви плотно друг к другу.
2. Лист бумаги должен быть расположен горизонтально, для удобства чтения интеллект – карты.
3. Начинайте работу с центра интеллект - карты и двигайтесь по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.
4. На каждой отдельной линии пишите только одно слово, оно должно быть ключевым, запоминающимся, «говорящим» —слово ассоциация.
5. Длина ключевого слова= длине ветви.
6. Используйте печатные буквы — это даст возможность сфокусировать точку внимания на центральном термине и сравнить его с понятием.
7. Используйте разные цвета при оформлении основных ветвей.
8. Используйте, подкрепляйте слова рисунками и символами
9. Количество основных ветвей — не должно быть более семи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры интеллект - карт, обучающихся, созданных на занятиях дополнительного образования «Земля у нас одна»
Рисунок 4.1 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Петривная Яна 9 кл.
Рисунок 4.2 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Котельникова Анна 9 кл.
Рисунок 4.3 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Рязанова Дарья 9 кл.
Рисунок 4.4 - Интеллект - карта «Хозяйство России» Шатрова Анна 9 кл.
Потамошнева Наталья Алексеевна