Конспект занятия «Секреты шахмат»

2
0
Материал опубликован 3 May 2023

Чекмарева Лия Анверовна


Разработка учебного занятия «Секреты шахмат»


Пояснительная записка. Учебное занятие «Секреты шахмат» в группе учащихся 7-10 лет является дидактической единицей реализации тематического блока «Введение в шахматы» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «По шахматным лабиринтам».

Это второе учебное занятие, которое продолжает знакомство учащихся
с первоначальными сведениями и основами шахматной игры.

Цель учебного занятия вытекает из обобщённой цели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – полноценное развитие личности ребёнка посредством обучения общеразвивающим и спортивным навыкам шахматной игры – раскрытие личностного потенциала учащихся через приобщение к культуре шахматной игры.

Данная цель достигается через решение воспитательных, развивающих, обучающих задач:

воспитание ценностного отношения к шахматам как всемирному культурному наследию;

воспитание ответственного отношения к собственной учебной деятельности, ценности группового взаимодействия;

знакомство с историей шахмат с древнейших времён до настоящего времени, в т.ч. в России и в родном городе;

изучение особенностей шахматных фигур и овладение ходами шахматных фигур;

развитие фантазии, логики и концентрации внимания, рефлексивных умений и объективной самооценки – важных личностных качеств начинающих шахматистов.

Тип учебного занятия (по основной дидактической задаче): открытие новых знаний.

Вид (форма) учебного занятия (по преобладающей форме учебного взаимодействия): интерактивное занятие-полилог.

Используемые образовательные технологии:

– технология диалогового взаимодействия – обеспечивает постоянную обратную связь с учащимися для активного восприятия учащимися новых сведений, их осмысления, запоминания посредством вводной, аналитической, поисковой беседы;

– технология проблемного обучения в сочетании с технологией ТРИЗ – позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся через создание проблемной ситуации и поиска ответа на проблемные вопросы, решение проблемно-познавательных задач и развитие креативного мышления (техники «Отсроченная загадка», «Отгадай»);

– игровая технология (гейм-технология) – обеспечивает поддержание познавательного интереса учащихся к деятельности, проверку знаний учащихся в комфортной психологической обстановке («Кроссворд») и учёт их достижений с помощью игровой системы вознаграждения (внутреннего подкрепления) – поощрительных жетонов;

– технология педагогической поддержки – используется для создания благоприятной, эмоционально-комфортной атмосферы на занятии достигается с помощью разнообразных педагогических техник – «психологическое поглаживание», «авансирование успеха» и др.;

– информационно-коммуникативные технологии – позволяют визуализировать информацию, делая её более доступной для восприятия и освоения, а также разнообразить и интенсифицировать учебную деятельность учащихся на занятии и дома.

Необходимые учебные, дидактические материалы и техническое оборудование:

– демонстрационная шахматная доска, интерактивная доска, флипчарт, маркеры, указка;

– презентация в Power Point к учебному занятию «Секреты шахматных фигур»;

– поощрительные жетоны;

– вспомогательные предметы (для введения в тему занятия – шарф, фигуры слонов, шахматная награда, полученная педагогом за пятое место в первенстве Европы).

Дополнительно используется цифровые компоненты образовательной среды:

– шахматная платформа «Личесс», адрес ресурса – https://lichess.org/

– страница объединения на сайте учреждения, адрес ресурса – https://dvoretstabakova.ru/svedeniya-o-dvortse/struct/otdel-sporta-kraevedeniya-i-ekologii/yunye-grossmejstery;

– групповой чат в Viber для обратной связи с учащими.




СТРУКТУРА И ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


1.  Организационно-мотивационный этап

Педагогические задачи: создать позитивный эмоциональный фон с настроем учащихся на активную, творческую учебную деятельность; организовать и контролировать внимание обучающихся; актуализировать опорные знания; организовать самоопределение к деятельности и самополагание.


Методический комментарий

Содержание занятия

Ресурсы визуализации

Приветствие учащихся

Добрый день, мои будущие гроссмейстеры!

Сегодня продолжим погружение в шахматный мир,
а я помогу вам раскрыть секреты шахматных фигур.

Слайд 1:

Объявление темы занятия


Организация внимания учащихся с помощью педагогического приёма (далее – ПП) «Интрига» и их самоопределение к теме учебного занятия

Вы уже обратили внимание на предметы, которые лежат на моем столе – шарф в черно-белую клетку, фигуры слонов и статуэтка, книга А.С. Пушкина ...итак, вы уже можете сказать, о чем будет наше занятие? Верно, о шахматах!

А какое отношение к шахматам имеет великий русский писатель?

Александр Сергеевич очень любил шахматы. А его жена считалась сильнейшей шахматисткой Санкт-Петербурга!

Я открываю книгу и прошу вспомнить вас знаменитое «У Лукоморья дуб зеленый...». Отлично, вы помните про Ученого кота.

Слайд 2:

Пушкин А.С. за шахматной доской, герои «Евгения Онегина» за шахматной партией

Создание проблемной ситуации посредством ПП «Отсроченная загадка»

А в шахматах есть фигура кот? Верно, такой пока не придумали, но сегодня будьте внимательны – в конце занятия мы узнаем о самом знаменитом котике в шахматном мире.


Актуализация имеющихся (опорных) знаний

у учащихся в игровом формате с помощью ПП «Отгадай» – названия фигур, ходы фигур и шахматные понятия

А какие фигуры есть в шахматах? Уверена, что вы их знаете. Повторим! Назовите фигуры, которые я загадаю:

Ход этой фигуры похож на 4-ую букву русского алфавита.

Какую шахматную фигуру называют офицером?

Какая шахматная фигура имеет второе название королева?

Без какой фигуры невозможно сыграть в шахматы?

Какую фигуру нельзя съесть в шахматной партии?

Какая фигура может стать другой всего за один ход?

Какие линии на шахматной доске вы знаете? (педагог показывает их на доске)

Ребята, вы молодцы – уже немало знаете о шахматной игре!

Слайд 3:

Вопросы для актуализации знаний учащихся

Организация учащихся к рефлексии образовательных результатов с помощью техники «ЗУХ»/интеллектуальная устная групповая рефлексия

Итак, подведём некоторый итог наших знаний (педагог совместно с учащимися заполняет 1-ый столбец «Знаю» таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать»): вы знаете название шахматных фигур, элементарные ходы, шахматные нотации, умеете ориентироваться на шахматном поле.

Отлично!

Слайд 4: таблица ЗУХ

Переключение внимания учащихся, их самоопределение в новой деятельности

Но, вспоминая А.С. Пушкина «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух ….», приглашаю сегодня продолжить погружение в шахматный мир.


Мотивационное вводное слово

Научиться играть в шахматы может каждый человек, шахматы могут стать его хобби, спортом и даже делом всей жизни. Сама я занимаюсь шахматами с первого класса, была чемпионкой своей Саратовской области, Поволжского округа, России и попадала в пятерку сильнейших на чемпионате Европы. И на своих первых занятиях меня больше всего удивили ходы шахматных фигур, их особенности – для меня они казались живыми.

Слайды

5, 6: достижения педагога и его учащихся


2.  Основной деятельностный этап


Педагогические задачи: организовать деятельность учащихся по овладению новой информацией и освоению/совершенствованию способов деятельности; управлять вниманием и стимулировать активную познавательную, регулятивную, коммуникативную и личностную деятельность учащихся; контролировать и корректировать практическую деятельность учащихся; содействовать осмыслению и запоминанию новой информации и др.


Методический комментарий

Содержание занятия

Ресурсы визуализации

Теоретическая часть

Формирование исходной мотивации посредством вводной беседы с комментариями педагога

Перед тем, как мы отравимся в наше маленькое шахматное путешествие, попробуем понять – зачем люди играют в шахматы. Как вы считаете, шахматы могут быть полезны, они что-нибудь развивают? (Ответы учащихся).

Верно, полезных свойств у шахмат просто масса, но еще они являются самым настоящим спортом. Даже проходят соревнования разного уровня – чемпионаты городов, России и мира.

Слайд 7: «Чемпионы мира, России, Москвы»

Эвристическая беседа

Но слышали ли вы об истории шахмат, кто их придумал? Назовите страну, в которой придумали шахматы. В помощь вам подсказка на слайде.

Слайд 8: «Индия в ребусах»

Повествование в целях информирования учащихся

Шахматы почти полторы тысячи лет назад придумали в Индии. Причем это сейчас они называются шахматами, а фигуры выглядят так, как мы привыкли – на самом деле, была игра еще древнее шахмат.

Называлась она чатуранга, в нее играли 4 или 2 человека – до сих пор историки спорят о ее правилах. Потом чатурангу позаимствовали персы, немного изменили и назвали ее «шатрандж». Потом игра распространилась среди арабов, от них о ней узнал Европейский мир.

Чатуранга и шатрандж отличались от шахмат, современный вариант последних появился только к 15 веку. До 19 века большой популярностью шахматы пользовались в Европе – в частности, итальянские мастера были одними из сильнейших в мире.

Появление первых шахматных книг, турниров и положило начало шахматной культуре и истории.

Слайд 9: «Чатуранга и шатрандж»


Слайд 10: «Итальянские мастера шахмат: Филидор – и шахматист, и композитор»

Проблемно-поисковая беседа на основе междисциплинарных знаний,

мотивация ценности школьных предметов (русский язык)

Вы знаете, как произошло и что означает слово «шахматы»?

Разобраться в этимологии термина нам поможет наука филология в части словообразования.

Назовите два корня, образующие слово «шахматы».

Верно! Это слова «шах» и «мат», что в переводе с персидского – «король» и «конец». Поэтому шахматы, по сути, означают «королю некуда бежать» или «короля не спасти».

Разбор слова на флипчарте

Повествование в целях информирования учащихся

В Россию шахматы попали с Востока, скорее всего, через Кавказ в 8-12 веке. Археологические раскопки показали, что шахматные фигурки были найдены во многих домах и усадьбах. Петр Первый любил шахматы, способствовал их распространению, также ими увлекались Иван Грозный, Борис Годунов. В 19 веке появились первый русские шахматные мастера – Александр Петров и Карл Яниш.

Слайд 11: с портретами Петрова и Яниша

Обобщающее повествование

Сейчас в России шахматы очень популярны: проводится масса турниров, шахматные секции есть почти в каждой школе. В моем родном городе – Саратове, есть Шахматный клуб и Дворец, спортивные школы.

В Москве шахматных клубов несколько десятков, самые популярные – Юность Москвы и ЦДШ – Центральный дом шахматиста.

Слайд 12 и Слайд 13: с Саратовским и Московским зданиями шахмат

Динамическая пауза

Снятие статического напряжения, закрепление знаний о ходах шахматных фигур с помощью ПП «Обучение через движение» и «Фантазирование»,

гармонизация работы левого и правого полушарий, улучшения памяти и скорости реакции с помощью «пальцовок», переключение внимания на новый вид деятельности



















Прошу встать из-за рабочих мест и образовать круг, чтобы выполнять задание и видеть друг друга.

Задание: изобразите в воздухе (рисуйте нерабочей рукой) движения шахматных фигур, начнем с самой главной и до самой маленькой.

Отлично! А какое животное мы вспоминали сегодня в начале занятия. Кто самый внимательный?

Фигуры кота в шахматах нет! Представьте себя изобретателями, которые дополняют игру «Шахматы». Придумайте движения, как ходила бы фигура «Кот».

А теперь повторяйте за мной движения пальцев: «Встречная пальцовка», «Заяц и волк», «Окей».

Тренируйтесь дома и делитесь со своими родителями и другими родственниками.



Практическая часть

Решение шахматных задач на закрепление знаний о ходах фигур




***Педагог расставляет позицию для решения задания на демонстрационной шахматной доске.


***В конспекте приведён один пример задания, остальные в «Задачнике для начинающих шахматистов» (Приложение).

Приступим же к самой шахматной доске подробнее. Когда мы знаем ее историю, это кажется еще интереснее.

Давайте начнем с одной из самых простых фигур в шахматах – с ладьи. Вы уже знаете, как она ходит?

Верно, по прямым линиям – горизонтали и вертикали.

Предлагаю задание 1:


t1683106514aa.png



За выполнение задания вы получите поощрительный жетон.

В конце занятия подсчитаем «урожай»!

Демонстрационная шахматная доска

Решение шахматных задач на формирование игрового опыта и развитие шахматного мышления (задачи подбираются на усложнение «от простого – к сложному» по ситуации, т.е. в зависимости от способностей)

Мы узнали, вспомнили ходы фигур. Предлагаю разобраться с их особенностями – как их можно использовать в игре для достижения победы.

Переход на интерактивную доску для решения задач с помощью шахматной платформы lichess.org.

Слайд 14: ссылка на студию на lichess.org

Познавательный рассказ

Молодцы, ребята! Мы рассмотрели ходы всех фигур в шахматах – и слона, и коня, но о каком еще «животном» мы говорили в начале занятия? Верно, что же за кот такой – шахматный?

Первым русским чемпионом мира по шахматам стал Александр Александрович Алехин – в очереди мирового первенства он был четвертым. Так вот именно у него был любимый кот по кличе «Чесс» – шахматы на английском. Он возил его с собой на турниры, перед партией Чесс обнюхивал доску хозяина, во время партий Алехина сидел на руках его супруги. Однажды на турнире кот сбежал, так Алехин отказался начинать свою партию, пока полиция не нашла кота.

А у вас есть любимое домашнее животное? Надеюсь, вы ответственно за ним ухаживаете в благодарность на его привязанность и любовь.

Слайд15: «Алехин с котом»


3.  Оценочно-рефлексивный этап


Педагогические задачи: организовать и управлять рефлексивной деятельностью учащихся, содействовать объективной самооценке учащимися персональных образовательных результатов (знаний, умений) и их самоопределению к дальнейшей деятельности, прогнозированию задач саморазвития; обеспечить сохранение позитивного эмоционального настроя у учащихся/ситуации успеха.


Методический комментарий

Содержание занятия

Ресурсы визуализации

Создание ситуации педагогической поддержки через «вербальное поглаживание»


Воспитание ценностного отношения к совместной деятельности


Проверка и первичное закрепление терминов с помощью ПП «Кроссворд»

Проверим, как вы усвоили материал сегодняшней встречи. Для вас я подготовила кроссворд. Памятуя русские пословицы «Один в поле – не воин» или «Одна голова –хорошо, а две – лучше», предлагаю разделиться на две команды, чтобы помочь друг другу.

Условие: Команде победителю сделать фишки с королями, проигравшим – с ферзями. При ничьёй пусть каждый выбирает сам.


Самостоятельная работа учащихся

Заполнение кроссворда на интерактивной доске

Слайд16: кроссворд

Интеллектуальная устная групповая (в сочетании с индивидуальной) рефлексия образовательных результатов с помощью ПП «ЗУХ» (продолжение)

Подведём итоги и отметим в таблице, что нового вы узнали сегодня. Заполните столбец «Умею».

А что ещё вас интересует? Что вы хотели бы узнать на наших занятиях? Чему научить?

Заполните столбец «Хочу».

Слайд17: заполнение таблицы ЗУХ до конца


4.  Итоговый этап


Педагогические задачи: подвести итоги (деятельности, решения запланированных задач, достигнутых образовательных результатов); определить задания на закрепление изученного; создание ситуации успеха и предвкушения следующего занятия.


Методический комментарий

Содержание

Ресурсы

Создание ситуации успеха с помощью ПП «Персональное авансирование»

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее знакомство с миром шахмат.

Вижу, все вы в «Хочу» отразили желание научиться классно играть в шахматы. Буду очень рада, если вы продолжите изучение шахмат и станете одним из игроков нашего шахматного мира.

Для этого, как и в любом спорте, нужно много тренироваться.


Формулировка задания на дом, раздача «Шахматных страничек»

Предлагаю дома выполнить предложенные задание на шахматной страничке.

Для тренировки выполните задания в студии на портале «Lichess». Приглашаю вас в Виртуальный наш шахматный клуб «Дворец Табакова».

В шахматной страничке имеется qr-код, с помощью которого вы перейдёте на студию для домашней тренировки.


Ребята, благодарю каждого из вас за приятное общение!

Завершить нашу встречу хочу поучительной притчей «Всё в твоих руках»

Жил в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: «Я спрошу у него, жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет, нет, то я разожму ладони, и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и, открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор».

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

- Все в твоих руках...- ответил мудрец.

Ваш успех, ребята, только в ваших руках!

До новых встреч!

Учащиеся получают Шахматные странички


Приложение 1 (Рабочий лист)

Задание

1

Назовите две игры, из правил которых появились шахматы:

Ответ:

2

Как переводится название игры «шахматы»?

Ответ:

3

Какие фигуры ходят по горизонталям и по диагоналям:

конь

король

ферзь

ладья

4

Какой особенный ход есть у короля и ладьи?

Ответ:

5

«Перепрыгивая» через фигуры, конь ест их?

ответ:

6

Расставьте шахматные фигуры в порядке их важности и ценности:

ферзь

король

конь

пешка

ладья

слон

Ответ:

7

Сколько клеток на шахматной доске?

Ответ:


Приложение 2 (домашнее задание)

Задание

1

О каких шахматистах вы сегодня узнали?

Ответ:

2

Кто сейчас является чемпионом мира по шахматам?

Ответ:

3

Какие фигуры ходят по вертикалям и по диагоналям:

конь

король

ферзь

ладья

4

В какую фигуру не может превратиться пешка?

Ответ:

5

Какую фигуру в шахматной партии нельзя съесть?

ответ:

6

t1683106514ab.pngСтудия на lichess.org



9




презентация к занятиюPDF / 1.48 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.