12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анатолий1187
Образование высшее-техническое (настоящее - Советское); Майор в отставке;Место работы: ГБОУ СПО ЛНР "Первомайский колледж", заместитель директора по УПР;Начинал с должности мастера п/о;Хобби - моделирование и радиоэлектроника. Участник БД СВО.
Россия, Луганская Народная Респ., Первомайск
Материал размещён в группе «Техническое творчество обучающихся»
5

Гексагональные шахматы Глинского. Методразработка занятия ТТМ.


Гексагональные шахматы Глинского Методразработка занятия ТТМ
DOC / 526 Кб

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Первомайский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия кружка технического творчества

с учащимися Первомайского колледжа осваивающими профессию «Автомеханик»


«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЕКСАГОНАЛЬНЫХ ШАХМАТ ГЛИНСКОГО»




t1626178674aa.jpg




Разработка:

-зам.директора по УПР Евков А.А.



2018


Методическое пояснение


Целью разработки является постановка обучающимся задачи творческого характера по созданию и изготовлению шахмат Глинского с учетом применения доступных, имеющихся в наличии материалов и деталей из «арсенала» слесаря по ремонту автомобилей.

На подготовительном этапе создания будет решаться проблема определения габаритных задающих параметров изделия, т.е поиск средств достижения поставленной задачи.

Следующим этапом, подготовкой и сборкой, является переход от условий, когда известны не только внешние параметры. Определяется состав отдельных элементов и структура работы по изготовлению изделия.

Завершающим этапом является доводка, характеризующаяся последовательным устранением проявившихся нежелательных эффектов.

С учетом изложенного определяются цели, задачи, тип и формы работы, доступноее обеспечение реализации проекта, обеспечение мотивации исполнителей, работающих по реализации проекта, а так же время, необходимое для разработки и изготовления изделия.


Задача:

Изготовление шахмат Глинского с использованием автомобильных запчастей.

Цели:

1. приобретение навыков макетного моделирования;

2.развитие у учащихся объемно-пространственного мышления;

3.пробуждение у учащихся интереса к комплексному техническому творчеству;

4.дать осознать учащимся смысл общности труда и равнозначности ответственности за свой участок работы в итоговом результате.


Тип работы: комбинированный.


Форма работы: дифферинцированно-групповая.

Техническое обеспечение: слесарный и столярный инструмент, инструмент и приспособления для сварочных работ.

Материальное обеспечение: лист ДСП 80х80мм, куски ДВП для нарезки полей доски, клей универсальный, автомобильные запчасти (осуществляется текущий выбор из имеющихся в лабораториях грузовых и легковых автомобилей), краска черная, красная и белая.

Участники проекта: учащиеся групп 1-С и 2-С (профессия – «Автомеханик»).


Информационная часть

Познакомить участников проекта о сути гексагональных шахмат Глинского.

Гексагональные шахматы Глинского — разновидность игры в шахматы с 6-угольными клетками трех цветов, которых всего 91. Изобретены польским инженером Владиславом Глинским во второй половине 1930-х годов, запатентованы в 1946 году. Являются, вероятно, наиболее известным из гексагональных вариантов шахмат.

t1626178674ab.png

Инвентарь и правила:

Доска для шахмат Глинского — правильный шестиугольник из 91 шестиугольного поля.

Комплекты фигур соответствуют обычным шахматам, только каждой стороне добавляется ещё один слон и одна пешка. Правила движения фигур похожи на классические шахматы, если считать, что роль горизонталей выполняют косые линии полей, параллельные одной из невертикальных сторон доски, а роль диагоналей — линии полей одного цвета. Так, на приведённой диаграмме через центральное поле, имеющее обозначение f6 (вертикали на доске нумеруются буквами, а «горизонтали» — цифрами), проходят три линии, аналогичные вертикалям и горизонталям (a6 — l1, f1 — f11, a1 — l6) и три диагонали (b4 — k4, d2 — h8, h2 — d8).

Ладья ходит на любое количество полей по вертикалям и «горизонталям».

Слон ходит на любое количество полей по диагоналям своего цвета.

t1626178674ac.png


Ферзь объединяет возможности хода ладьи и слона.

Король может ходить на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали.

Пешка ходит на одно поле вперёд, при первом ходе может сходить на два поля вперёд, бьёт по горизонтали вперёд на одно поле (с b5 на a5 или на c6). Если пешка, стоящая на начальной позиции, совершает взятие по направлению к центральной вертикали f (то есть переходит на начальную позицию другой своей пешки), она сохраняет право простого хода вперёд на два поля. Возможно взятие на проходе: в ответ на первый ход пешкой, сделанный на два поля вперёд через поле, атакованное пешкой противника, противник может взять ходившую пешку, пойдя своей пешкой на поле, «перепрыгнутое» при двойном ходе; право действует только на ходу, ответном на двойной ход пешки. Достигнув последнего поля вертикали, пешка может быть превращена в фигуру.

t1626178674ad.png


Ход коня похож на слегка разогнутую букву Г: на два поля по вертикали или «горизонтали» и ещё на одно поле по другой вертикали или «горизонтали» (поворот на 120 градусов). Конь, стоящий на f6, может пойти на поля c5, с4, d7, d3, e8, e3, g8, g3, h7, h3, i5,i4,). Иными словами, конь ходит на ближайшие к его позиции поля, которые недоступны ходу ферзя. Как и в классических шахматах, конь — не линейная фигура, он «перепрыгивает» при ходе с исходного поля на конечное, для возможности хода достаточно, чтобы конечное поле было свободно (или занято фигурой или пешкой противника, которая в этом случае будет взята).

t1626178674ae.png


Рокировок нет (рокировка была сочтена ненужной).

Для выигрыша в партии необходимо поставить мат королю противника. Оригинальна трактовка пата в шахматах Глинского: он приводит не к ничьей, а к выигрышу поставившего пат, однако ценность выигрыша патом меньше ценности выигрыша матом. В турнирах за пат победивший игрок получает 0,75 очка, а проигравший – 0,25 очка.

История:

Один из первых вариантов шахмат на доске с шестиугольными полями предложил англичанин, лорд Баскервиль, в 1929 году. Эта игра велась на прямоугольной доске, составленной из шестиугольных ячеек. На доске было 83 поля.

Работать над своим вариантом шахмат на шестиугольной доске Владислав Глинский начал в 1938 году. Во время войны Глинский служил в британской армии, в 1946 он приехал в Англию, принял британское гражданство и запатентовал первый вариант своих шахмат (патент № 616.572 от 5.09.46) под названием «польские шахматы».

В начале 1970-х игра была доработана и в 1973 году был получен патент на её современный вариант. В этом же году было создано издательство «Hexagonal Chess Publications» и опубликованы окончательные правила игры. Распространение гексагональных шахмат началось с Англии и Польши, где игра быстро стала довольно популярной. В 1976 году была создана английская федерация гексагональных шахмат (BHCF – British Hexagonal Chess Federation) и состоялся первый чемпионат по гексагональным шахматам. В 1978 году Глинский посетил Польшу, его визит широко освещался в прессе и способствовал усилению интереса к гексагональным шахматам в Восточной Европе. За 18 месяцев было продано свыше 90 тысяч комплектов для игры.

В 1980 году была создана международная федерация гексагональных шахмат (IHCF – International Hexagonal Chess Federation).

Анализ:

Теория гексагональных шахмат пока разработана достаточно слабо. Имеется лишь некоторый наработанный набор дебютов и общих тактических и стратегических рекомендаций.

Геометрия шестиугольной доски существенно отличается от обычной. В частности, это отражается на гораздо большей «проникающей способности» слонов и ферзей: они способны проходить сквозь сплошной ряд фигур, стоящий на одной «горизонтали». Из начальной позиции выйти за пределы пешечного ряда могут не только кони, но и один из слонов и ферзь.

Плотность фигур на доске ниже, чем у классических шахмат, а вариантов ходов у большинства фигур больше. Начальная позиция характерна наличием пустых полей внутри построения.

Отличаются сравнительные силы фигур. Например, разница между мощностью ладьи и ферзя заметно меньше, чем в классических шахматах: если там ферзь, стоящий в центре доски, угрожает 27 полям, а ладья — только 14 (соотношение почти 2:1), то здесь ферзь угрожает 42, а ладья — 30 полям (соотношение близко к 4:3).

Для эндшпилей с малым числом фигур выявлены следующие закономерности:

Король и два коня всегда могут поставить мат одинокому королю.

Король и ладья побеждают короля и коня (крайне редко возможна ничья в результате вечного шаха).

Король и ладья всегда побеждают короля и слона.

Король и два слона, как правило, не могут поставить мат одинокому королю (исключение составляют 0,17 % позиций).

Король, конь и слон не могут поставить мат одинокому королю (исключение составляют 0,5 % позиций).

Король и ферзь не обязательно побеждают короля и ладью: в 4,3 % позиций фиксируется вечный шах, 37,2 % позиций приводят к ничьей.

Король и ладья всегда дают мат одинокому королю.


Организационная часть


Учащимся необходимо объяснить задачу проекта и определить алгоритм создания изделия от выбора материалов и частей, которые будут использованы при изготовлении, до окончательной сборки изделия.

Определить пределы примерного временного объема на каждый этап работы.

Определить приоритеты в интересах и желаниях учащихся к отдельным этапам создания изделия, для частичного распределения обязанностей участников и перераспределения нагрузки при изготовлении, что позволит сократить сроки изготовления и привить навык командной работы.

Донести до сознания учащихся смысл общности труда, результативность этого процесса и ответственность за качество какого-либо элемента изделия по завершении его изготовления.

Определить рабочие места согласно выбранным этапам создания изделия (мастерские, комната технического творчества или учебный кабинет) и временные промежутки обобщения наработок и анализа проделанной работы.

Дать возможность обучающимся самостоятельно определить необходимый набор инструментов и расходных материалов для работы по созданию изделия и по необходимости внести свои коррективы.


Процесс создания



Эскизное проектирование на начальном этапе будет осуществляться предметным способом – из отбираемых запчастей складываются фигуры без закрепления отдельных элементов для возможности опробирования различных вариантов. Отобранные, удовлетворяющие габаритным и эстетическим требованиям, варианты впоследствии скрепляются (скручиваются, свариваются или склеиваются).

На плотной бумаге небольшого формата вычерчивается равносторонний шестиугольник, который будет служить шаблоном. Размеры шестиугольника выбираются визуально эмпирическим путем так, чтобы на него становилась с запасом любая фигура.

На этом этапе учащиеся знакомятся с основами обьектного эскизирования.

Шестигранники копируются на ДВП и производится его порезка на отдельные «соты».

После определения всех размеров и параметров, необходимых для дальнейшей работы над проектом, проводится подгонка частей, окрашивание фигур и отдельных сот, соты наклеиваются на ДВП. Свободное от сот поле ДВП окрашивается или оклеивается с нанесением цифр и букв.


После завершения изготовления изделия с учащимися проводится анализ проделанной работы, допущенных ошибок, с целью выяснения причин, по которым они были допущены, а так же доработка и доводка изделия, если это необходимо.


А дальше – ИГРАЕМ!







Приложение 1


Готовое изделие



t1626178674af.jpg

Опубликовано в группе «Техническое творчество обучающихся»


Комментарии (5)

Елена Вениаминовна Чурина, 13.07.21 в 18:54 1Ответить Пожаловаться
Симпатичные шахматы.
Спицына Любовь Ивановна, 14.07.21 в 07:11 0Ответить Пожаловаться
Даже не знала о существовании гексагональных шахмат. Анатолий, благодарю и за познавательно-информационную составляющую публикации!
Анатолий, 14.07.21 в 08:03 1Ответить Пожаловаться
Это "идея" из моего детства. Реализовал с детворой, главное - им понравилось.
Спицына Любовь Ивановна, 14.07.21 в 09:36 0Ответить Пожаловаться
Играют дети в эти шахматы?
Анатолий, 14.07.21 в 10:28 0Ответить Пожаловаться
В ответ Спицына Любовь Ивановна
Конечно! Поставили у автомехаников в кабинете и на перерывах "шпилят".
Анатолий
Комментарий был удалён пользователем 14 июл 2021 в 08:02
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.