Конспект занятия №9
Создание образа персонажа
Пояснительная записка
Цель занятия: Научить участников основам создания и разработки образа персонажа в литературе и театре, развить навыки анализа и интерпретации характеров.
Задачи:
1. Ознакомить участников с ключевыми аспектами создания образа персонажа.
2. Развивать умение анализировать характеристики героев произведений.
3. Способствовать формированию навыков работы над собственными персонажами (в письменном или сценическом виде).
Ожидаемые результаты:
- Участники смогут определить основные элементы создания образа персонажа.
- Участники научатся разрабатывать характеры своих собственных героев.
- Участники смогут аргументированно обсуждать особенности созданных ими и существующих персонажей.
Время проведения: 80 минут
Оборудование:
Театральный кабинет МБОУ «Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара
Музыкальный инструмент или аудиозапись спокойной музыки для фонового сопровождения во время упражнений.
Бумага и ручки для записей.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
- Приветствие участников.
- Знакомство с темой занятия.
- Обсуждение целей и задач.
2. Введение в тему (10 минут)
- Определение понятия «образ персонажа»;
- Значение проработанного характера для литературного произведения и театральной постановки;
- Краткий обзор типов персонажей (главный, второстепенный, антагонист, протагонист).
3. Теоретическая часть (10 минут)
a) Основные элементы создания образа:
- Внешний вид — как физические характеристики влияют на восприятие?
- Характер — какие черты определяют личность героя?
- Мировосприятие — как жизненные обстоятельства формируют характер?
b) Роль мотивации:
- Почему герой действует именно так? Какова его цель?
- Внутренние конфликты и их влияние на развитие сюжета;
4. Практическая часть (50 минут)
a) Анализ известных литературных или театральных персонажей (20 минут):
- Разделить участников на небольшие группы по 4–5 человек;
- Каждая группа выбирает одного известного героя из литературы или кино;
- Группы должны проанализировать выбранного героя по следующим критериям:
1. Внешний вид;
2. Характеристики личности;
3. Мотивация действий;
4. Влияние окружения на героя;
b) Работа над созданием собственного персонажа (20 минут):
- Каждому участнику предлагается создать своего оригинального героя;
– Используются следующие вопросы для помощи:
-Как выглядит ваш герой?
-Какие у него сильные/слабые стороны?
-Каковы его мечты, страхи, цели?
-Какое событие изменило его жизнь?
c) Презентация созданных образов (20 минут):
- Каждый участник представляет своего героя группе;
– Остальные могут задавать вопросы о характеристиках или предлагать идеи для развития;
5. Заключительная рефлексия (5 минут)
a) Обсуждение впечатлений от занятий:
– Что было самым интересным в процессе создания образа?
– Какие трудности возникли при разработке характера?
b) Напоминание о важности глубокой проработки героев для достижения выразительности в литературе и театре.
Рекомендуемая литература:
1. Станиславский К.С., "Работа актера над ролью" — полезно для понимания внутреннего мира персонажей.
2. Бахтин М.М., "Проблемы поэтики Достоевского" — анализ глубоких психологических портретов.