Конспект занятия в сенсорной комнате «Путешествие в поисках клада»

5
1
Материал опубликован 29 April 2021











Конспект открытого занятия

на региональный конкурс профессионального мастерства «Педагог – психолог Оренбургской области - 2021»

«Путешествие в поисках клада»







Подготовила:

Шевлякова Ирина Николаевна,

педагог-психолог

МБОУ СОШ №3,

высшей квалификационной категории















г.Абдулино

2021г.

Конспект занятия в сенсорной комнате

Тема: «Путешествие в поисках клада»

Возраст: 9-10 лет (3-4 класс)

Количество детей: 6 человек

Категория детей: учащиеся с легкой умственной отсталостью

Тип занятия: коррекционно-развивающее

Место: сенсорная комната

Цель: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию внутреннего мира.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обучать способам поднятия настроения;

Обучать методам снижения эмоционального напряжения

Коррекционно-развивающие:

Развить тактильные, слуховые и зрительные анализаторы;

Развить поисковую и творческую активность;

Закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки;

Развивать смелость и уверенность в себе;

Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, коррекционно-развивающая.

Формы и методы: сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, куклотерапия, игровая терапия, релаксация, метод стимулирования интереса к занятию - создание ситуаций занимательности, наблюдение, проблемно-поисковый метод – отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: стол для рисования песком с подсветкой; «Кривое зеркало», пуфы – «модули», сухой бассейн, балансировочные доски, доски - запутанные спиральки, «Дерево», сундучок с заданиями, перчаточная кукла, магнитофон, колпаки клоунов, мешок с яблоками, смайлики.

Планируемые результаты: развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; овладение методами снижения эмоционального напряжения; развитие коммуникативных навыков.





Ход занятия.

Организационный этап.

(музыкальный фон. Сказочная мелодия.)

Психолог: здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие.

Игра – приветствие.

Психолог надевает на руку куклу. И предлагает детямпо очереди поздороваться с куклой Волшебника.

Посмотрите, к нам в гости пришел Добрый Волшебник. Давайте поздороваемся с ним и назовем свое ласковое имя.

«Здравствуйте, я волшебник! А ты…?»

Дети: Здравствуй, а я,….

Каждый ребенок жмет руку волшебнику и представляется ласковым именем.

Психолог: Какие вы, ребята, молодцы! Добрый волшебник очень доволен как вы с ним поздоровались. А поздоровавшись, мы с вами пожелали друг другу здоровья и настроились на доброжелательный лад.

II. Мотивационный этап.

Психолог: Ребята, Волшебник пришел к нам неспроста. Он просит Вас помочь ему найти клад. Сегодня мы будем с вами путешественниками – кладоискателями. Но, чтобы найти клад, нужно пройти испытания. А какие? Нам поможет узнать волшебный сундучок.

Ребята, повторяем за мной следующие слова.

Дети повторяют по две строчки за психологом слова

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка.

Кто сундучок открывает,

Тот на волшебную полянку попадает

(звуки леса)

В сундучке лежит загадка

Психолог: чтобы узнать, какое испытание нас ждет впереди, нужно отгадать загадку:

(ребята читают загадку)

На серебряное блюдце

Мало кто в обиде.

Кто на блюдечко посмотрит –

В нем себя увидит.

(и если не отгадали первую, предложить вторую загадку – «подсказку»)

Висит окошко.

В окошке – Антошка.

Отошел Антошка –

Пустое окошко. (зеркало)

Психолог: мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие. А добрый Волшебник будет следить за нами с помощью волшебного шара. (психолог снимает с руки куклу Волшебника и оставляет на столе около стеклянного шара)



III. Практический этап.

Упражнение «Клоуны» (с зеркалами)

(музыкальный фон)

Психолог: Ребята, посмотрите, на нашей волшебной поляне есть зеркала. Здесь живут клоуны. Давайте и мы свами превратимся в клоунов (дети одевают колпаки).

Психолог: повторяйте за мной и смотрите в зеркало на свое отражение.

Указательным пальцем нажимаем на кончик носа;

Растягиваем уголки губ;

Ладонью одной руки машем из-за головы, другой – чешем нос;

Показываем длинный нос с помощью ладоней;

Изображаем смешную мордочку обезьянки

Психолог: Вот как мы с вами умеем веселиться. Понравилось вам ваше отражение в зеркале? Как вы выглядели?

Дети: Смешные, кривые….

Психолог: Сейчас мы с вами подняли настроение себе, расслабили мышцы лица.

Упражнение «Лабиринты»

(музыкальный фон)

Психолог: С первым заданием мы с вами справились. Заглянем еще раз в наш волшебный сундучок….

(ребята достают из сундучка рисунок лабиринта)

Психолог: Что здесь изображено, ребята?

Дети: Лабиринт.

Психолог: впереди нас ждет следующее испытание….

(психолог с ребятами подходят к столу, где находятся балансировочные доски)

Психолог: перед вами доски с лабиринтами. Внимательно следим за шариком. Старайтесь, чтобы шарик прошел все коридоры лабиринта. Нужно успеть выполнить задание, пока в часах течет песок (песочные часы).

(по истечении времени, меняю балансировочные доски («лабиринты») между ребятами)

Психолог: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Все были внимательными.

Нас ждет с вами следующее испытание. А какое, нам поможет узнать….Что?...Правильно! Наш волшебный сундучок.

(открываем сундучок, достаем листочки с записями «Жили-были..», «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

Упражнение «Сказка из песка»

Психолог: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Что это? Что начинается с этих слов?

Дети: Сказка.

Психолог: Совершенно верно, ребята! И сейчас мы с вами попробуем нарисовать сказку. А рисовать будем на песке.

(Дети подходят к столу с подсветкой для рисования песком. Выполняют рисунок в соответствии с текстом.)

Звучит релаксационная музыка тихим фоном.

Психолог: посмотрите, кто нас здесь ждет. (игрушка - Ёж). Давайте познакомимся и поприветствуем ёжика. (Дети трогают, гладят ежа).

Психолог: Сказку мы будем рисовать для Ёжика. Слушайте внимательно меня, и поочередно рисуем то, что я вас буду просить.

(Дети слушают и выполняют рисунок индивидуально)

Психолог: «Однажды Ежику приснился сон, что бежит он по зеленой травке – мягко шуршит травка под ним. Бежал, бежал Ёжик и увидел цветочек» (дети рисую цветочек).

Психолог: А с каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет)

Психолог: «Подбежал, понюхал – чудесный запах!

Дальше побежал…..Вдруг пошёл дождь». Покажите, как он капает.

(дети рисуют капли дождя подушечками пальцев)

Психолог: С каким цветом ассоциируется? (ребята выбирают цвет на панели стола)

Психолог: «От дождя целый ручеек получился (дети рисуют волны)

Психолог: С каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет на панели стола)

Психолог: «Решил Ёжик обсушиться – лег и подставил свои иголочки солнышку» (ребята рисуют солнышко)

Психолог: С каким цветом ассоциируется? (выбирают цвет на панели стола)

Психолог: «Высох наш Ёж, дальше побежал. Захотел Ёж есть …. И видит перед собой вкусный грибок» (дети рисуют грибок)

Психолог: с каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет на панели стола)

Психолог: «Ой, какой вкусный грибок! Поел и дальше побежал. Бежал, бежал, да и устал. Прилег на травку» (дети рисуют двумя пальчиками травку)

Психолог: С каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет на панели стола)

Психолог: Молодцы! Вот какая сказка у нас получилась. Понравилось?

(ответы детей)

Психолог: воображение мы с вами потренировали… А клад так и не нашли. Заглянем в наш сундучок.

(достают из сундучка ракушку и слышится шум моря)

4.Упражнени «Море из шариков».

Звучит шум моря

Психолог: Слышите, ребята, шум моря?

Сейчас нам требуется переплыть море. Но море необычное, а из шариков.

Дети погружаются в сухой бассейн.

Психолог: ребята, давайте перевернемся на животик и поплывем.

Дети выполняют упражнение.

Психолог: А теперь перевернемся на спину. Продолжаем плыть.

Дети выполняют упражнение.

Психолог: а теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…

Дети выполняют упражнение

Психолог: ну вот и виден берег, ребята! Выбираемся на сушу. Какие вы смелые, ребята, переплыли целое море… не страшно было?

Ответы детей

Психолог: мы так долго плыли, что нам надо немного отдохнуть.

Релаксационная пауза

5.Упражнение. «На берегу моря».

Музыкальный фон

(дети садятся на мягкие пуфы)

Психолог: Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. «Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце… Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становиться бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».


IV. Рефлексивный этап.

6. Упражнение «Работа с деревом»

(ребята оказываются около дерева)

Психолог: Посмотрите, ребята, сколько яблочек упало с дерева (внизу дерева приклеены яблоки - смайлики). Но яблочки здесь совсем непростые. Есть яблочки, которые нам улыбаются, а есть, которые смотрят на нас сердито. Какие яблочки вы бы хотели повесит на наше дерево? Какое яблочко соответствует вашему настроению?

(ребята вешают яблочки, объясняя свой выбор )

Психолог: посмотрите, ребята, а здесь что-то спрятано (под деревом ребята находят мешочек, на котором написано «Здоровье»).

Психолог: Ребята, как вы думаете, почему здесь мешочек с надписью «Здоровье»?

Психолог: Главный клад для человека – это здоровье! А что нужно, чтобы быть здоровым?

Ответы детей

Психолог: каждый из вас получает частичкуздоровья. (психолог раздает детям яблоки с табличкой «хорошее настроение», «свежий воздух», «солнце»)

Психолог: (психолог надевает на руку куклу) Добрый волшебник благодарит вас за помощь. И желает вам доброго здоровья!

Психолог: понравилось ли вам путешествие?

Ответы детей

Психолог: наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с Добрым волшебником.

Ребята прощаются с Добрым Волшебником

Психолог: «Вот путешествие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем «До свидания!»»















































Литература

Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Издательство “ХОКА”, 2007. – 416 с.


2. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность //http://www.psychology-online.net/articles/doc-1466.html


3. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.


Коррекционно-развивающие программы с использованием специального обоудования для детей и подростков: Методическое пособие / под общей редакцией Е.Е. Чепурных. – М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. – 174 с.


Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.



Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.



Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за содержательный и полезный ресурс!

30 April 2021