Конспект занятия в средней группе детского сада «Познание чувств»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта
Конспект занятия в средней группе детского сада « Познание чувств»
Цель: обогащение восприятия путем расширения знаний о базовых эмоциях: печаль, радость, удивление, страх, интерес, злость.
Задачи: 1. Развивать эмоциональную экспрессию, ее моторные механизмы: невербальные (мимические, пантомимические, жестикуляционные) и вербальные (слова, звуки, фразы);
2. Развивать основы выразительности внешних эмоциональных проявлений, интерес к моторному звену эмоционального отклика, имитационным действиям;
3. Поощрять интерес детей к созданию выразительных образов, самостоятельность в проявлении радости, страха, печали, злости, удивления.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных, бабушки; серия картинок к игре «Помоги медведям попасть в свои сказки», аудиозапись звуков домашних животных, аудиозапись саксофон « Веселая музыка» (https://youtu.be/dUHw0mV9ouY).
Ход занятия:
Введение: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, потому что к нам пришли гости, но они невидимы. Чтобы они стали видимыми, мы должны их угадать».
Игра « Чей голос»
Вы послушайте скорей:
Кто кричит здесь из зверей?
А услышав, повторите
И зверей изобразите.
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог, используя аудиосредства с записями мычания коровы, мяуканья кошки, пения петуха и т. д., побуждает детей к имитации движений и голоса животных. (Игра сопровождается показом картинок - угаданных животных).
-Ребята, вы слышите откуда-то доносится шум? Как вы думаете что это? (рычание медведя).
- Мишка видно заблудился, давайте поможем ему попасть в свои сказки.
Игра « Помоги медведям попасть в свои сказки».
Для проведения игры педагог-психолог может использовать серию картинок (см. цв. ил. 4 )
1. Веселятся наши мишки
На опушке на лесной.
Собирают дружно шишки
И несут к себе домой.
Дома шишки каждый мишка
По размеру разберёт,
И из самых крупных шишек
Сварит весело компот.
- Как вы думаете, какая картинка подойдет к этому стихотворению? (ответы детей)
2. – Как выскочу, да как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Как услышал медведь, испугался и убежал.
- Из какой сказки эти слова? (Русская народная сказка «Заюшкина избушка»)
-Подходит ли какая-нибудь картинка к данным строчкам ?
3. Молча светит луна,
В лесу тишина.
Январь настаёт,
В новый год всех зовёт.
А медведь загрустил,
В берлоге завыл:
«Жаль, что новогодний
праздник пропустил…».
- Какую картинку мы подберем к данному стихотворению?
-Каким вам представляется мишка? (печальным, грустным.)
4. А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке?»
А это что за сказка? (Русская народная сказка в обр. Л. Н. Толстого «Три медведя»)
Игра « Волшебное животное»
- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру, которая называется « Волшебное животное». Дети становятся в тесный круг, берутся за руки, представляют, что они все вместе - это одно большое сильное животное. Педагог - психолог просит их послушать дыхание друг друга и постараться создать одно дыхание как у большого сильного животного.
Игра - инсценировка « В лесу»
- Ребята, как вы думаете, голоса каких животных мы слушали в начале занятия? (домашних).
Педагог - психолог предлагает детям «превратиться» в лесных зверей – пугливых зайчиков, хитрых лисиц, веселых быстрых белок и т. д. (используя негромкое музыкальное сопровождение). Он распределяет роли и объясняет, что каждый, как можно выразительнее, должен изобразить то или иное животное, а затем читает:
Вот собрались мы в лес,
Встретим много там чудес.
Чтобы вместе в лес пойти,
Надо стать нам всем «зверьми».
Игорь станет у нас волком,
Катя – зайчиком с морковкой,
Мишкой будет Коля,
А лисичкой – Оля,
Белочкой – Наташа,
А сорокой – Маша.
Наблюдая за игрой, педагог-психолог отмечает удачные, выразительные движения детей: «Какой злой волк пробежал!», «Здравствуй, хитрая красавица лиса!», «Куда торопишься, медведюшка? Какой ты неуклюжий!», «А это кто такой? Озорной, веселый, быстрый?» и т. д.
Игра « Бабушкины загадки»
- Ребята, пришло время нашим домашним животным отправляться домой. ( Педагог-психолог вывешивает на доску картинку с изображением бабушки). Бабушка приготовила для вас загадки, послушайте их:
1. Все жужжит она, жужжит,
Над цветком она кружит.
Села. Сок с цветка взяла,
Мед готовит нам… (пчела).
2. И в лесу мы, и в болоте.
Нас всегда везде найдете –
На полянке, на опушке.
Мы – зеленые… (лягушки).
3. Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок.
Голос мой визглив и звонок.
Я веселый… (поросенок).
4. Он всю зиму в шубе спал,
Свою лапу все сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь).
5. Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка.)
6. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)
Рефлексия. Упражнение « Всем, всем, до свидания »
- Ребята, наше занятие завершается. В какие игры мы сегодня играли? Что понравилось больше? Может вам что-то не понравилось? Вызвало затруднение? (ответы детей).
- Ребята, вы молодцы! Давайте встанем в кружок и образуем столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой скажем « Всем, всем, до свидания!».