Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающем «Путешествие по родному краю»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающем «Путешествие по родному краю».
Разработала: воспитатель1 кв. кат. МБДОУ детский сад №345 г. Нижний Новгород Вшивкина Татьяна Николаевна.
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о Родине. Дать представление о том, что такое большая и малая Родина.
Задачи: - Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; - развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками; - воспитывать нравственно-патриотического отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
- воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края;
- развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
Материал к занятию: аудиозапись «С чего начинается Родина» муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский., стих «Поезжай за моря, океаны» М. Исаковский, «Лучше нет родного края» П. Воронько, презентация «Народные промыслы Нижегородского края» https://infourok.ru/prezentaciya-narodnie-promisli-nizhegorodskogo-kraya-553713.html, шаблоны игрушек для городецкой росписи, краски, кисточки, баночки- непроливайки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание альбомов из серии «Искусство детям»: Городецкая роспись, Полхов- Майдан, Хохломская роспись, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Жостовский букет, Сказочная гжель. Раскраска «Народные промыслы. Дидактическая игра- пазл из серии «Учись играя» «Народные промыслы».
Ход занятия.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Воспитатель. Друзья, сегодня мы с вами поговорим о Родине. А что по вашему- Родина?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы.
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля…
Воспитатель: А как называется наша страна? Столица страны?
Это наша большая Родина. А родились мы с вами и живем где? Правильно, в Нижнем Новгороде! Это наша малая Родина.
Нижегородская земля всем богата: своей славной историей, известными людьми, а еще народными ремеслами, которые знают и ценят во всем мире.
Просмотр презентации «Народные промыслы нижегородского края»
Воспитатель: Русский народ не только умел хорошо трудиться, но и веселился на славу.
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Воспитатель: Ну а сейчас пришло время проверить, как хорошо вы знаете народные промыслы родного края.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это?…
Ответ: Хохлома
И медведи, и старушки- То сидят, а то спешат, Ребятишек всех смешат.
Ответ: Богородская резьба
Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки. Цветами разрисованы, Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят. И точки черно-белые На солнышке блестят.
Ответ: Городецкая роспись
Веселей играй, гармошка В гости к вам пришла матрешка. Ложка деревянная Матрешечка румяная.
Ответ: Полхов- Майданская роспись
Воспитатель: Я знаю, что вы дети- все творчески одаренные! Не только умеете видеть красоту вокруг себя, но и сами, своими руками можете её творить. Предлагаю взять бумагу, краски и сделать подарки для наших младших друзей.
Продуктивная деятельность «Роспись городецких игрушек»
Воспитатель:
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
Богата Нижегородская земля народными умельцами. Мы гордимся ими! А пройдет совсем немного времени, и, может быть, кто- то из вас станет известным художником. И его работы будут известны не только у нас, в России, но и во всем мире.
Куликова Ирина Геннадьевна