Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: «Теремок» - «Сказка о дружбе»
Конспект занятия в старшей логопедической группе
на тему: «Теремок» - «Сказка о дружбе»
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формировать умение употреблять предлоги (в, на, под, за, около) в речи; учить образовывать относительные прилагательные от существительных формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительные процессы, зрительное и слуховое внимание; развивать четкость и правильность произношения звуков; укреплять мышцы речевого аппарата, способствовать развитию координации движений мелкой моторики рук и тактильных ощущений; активизировать и обогащать словарный запас.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, к сказкам; воспитывать чувства доброты, дружбу, отзывчивость;
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок» в разных вариантах; рассматривание иллюстраций к сказке; дидактические игры.
Материалы: игрушки героев сказки, цветные квадраты ( синие, зеленые, красные), иллюстрация сказки, кубики, сердечки.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы приветливы, радостны и здоровы. Сегодня отправимся в мир сказок, отгадаете загадку:
Стоит в поле домик,
Он не низок, не высок.
Кто в домике живет?
Кто его найдет?»
( «Теремок»)
Воспитатель: Верно это сказка «Теремок»! Сказку интересно не только слушать, но и показывать, покажите, героев сказки язычком.
Артикуляционная гимнастика «Теремок»
«Мышка» Пошлепать языком между губами и пропищать, как мышка — «пи-пи-пи-пи-пи...»
«Лягушка» Улыбнуться. Открыть рот. Язык высунуть далеко вперёд. Напрячь мышцы языка и сделать его узким, чтобы лягушка могла ловить мошек.
«Зайчик» Улыбнуться. Покусать верхними зубками нижнюю губу.
«Лисичка» Облизать губы, как лисичка после вкусного обеда.
«Волчок» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Медведь» Широко открыть рот — «р-р-р-р»
2. Основная часть
Воспитатель: Начинаем нашу сказку, пальчики разбудим, каждый пальчик – герой, историю нам расскажет:
Мышка-норушка:
(Кончики пальцев обеих рук соединяем, изображая мордочку мышки)
Мышка в поле вдруг бежала, Теремок вдали видала. (Пальчики бегут по столу.) "Тук-тук, кто тут?" – запищала. (Стучим кончиками пальцев одной руки по ладони другой.)
Лягушка-квакушка:
(Руки согнуты в локтях, ладони смотрят друг на друга. Имитируем кваканье лягушки, хлопая ладонями друг о друга.)
Лягушка прыг-скок на поляну, в теремку спешит. «Ква-ква, пустите, друзья» (Имитируем прыжки лягушки по столу, передвигаясь вперед.)
Зайчик-побегайчик:
(Пальцы обеих рук согнуты, имитируют ушки зайчика. Поднимаем и опускаем «ушки».)Зайчик серый прискакал, «Я зайчик, впустите, друзья» (Имитируем прыжки зайчика по столу, быстро перебирая пальцами.)
Лисичка-сестричка:
(Ладонь одной руки изогнута, изображая мордочку лисы. Двигаем "лисичкой" по столу.) Лисичка хитрая, к теремку подкралась: «Что за домик тут, на глаза мне попался?» (Имитируем подкрадывание лисы по столу.)
Волчок-серый бочок:
(Делаем «пасть» из ладони одной руки, изображая волчью морду. )
Волчок зубами щелк, да щелк, «Пустите, а то съем я всех вмиг!»
(Щелкаем пальцами, имитируя волчьи челюсти.)
Медведь:
(Большие пальцы обеих рук соединяем, изображая неуклюжего медведя. Переваливаемся руками из стороны в сторону.) Мишка в теремок пришел, И раздавил он теремок! (Хлопаем в ладоши, имитируя разрушение теремка.)
Решили Звери строить новый терем – лучше прежнего!
(Соединяем пальцы обеих рук, образуя крышу теремка.)
Воспитатель: Кто же первым поселился в теремке, назовем героя ласково. (мышка - мышонок).
- Кто же прискакал к теремку следующим?» (лягушка - лягушонок, лягушонка).
- Кто же прибежал к теремку? (заяц - зайчик, зайка, зайчонок, зайчишка.)
- Кто же прибежал к теремку следующим? (лиса - лисонька, лисенок, лисичка)
- Кто же пришел к теремку после лисы? (волк - волчок, волчонок)
- Кто же пришел к теремку последним?» (медведь – миша, мишка, мишутка.).
Физкультминутка «Теремок» (на ковре)
В чистом поле теремок,
Был ни низок, не высок (присели, встали, руки вытянуты).
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.(поклон).
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели).
Зайчик (прыжки).
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»).
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»).
В дружбе знали они толк (поклон).
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку).
Раздавил он теремок,
Своей огромной лапой (кулачок об кулачок).
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте).
А потом собрались снова
Чтобы построить терем новый.
« Кто где живет?»
(педагог выставляет игрушки героев сказки)
Воспитатель: Ребята выберите цветной квадрат и разделитесь на три команды по цветам. Задание командам: описать полным предложением своих героев и места где они проживают.
1.Команда (красные квадраты)
(Мышка маленькая, серенькая, шустрая, живет в норке).
(Лягушка зеленая, скользкая, квакающая, прыгучая, живет на болоте).
2. Вторая команда (зеленые квадраты)
(Зайчик - быстрый, белый, пушистый, длинноухий, серый ,трусливый, живет под кустом).
(Лисичка- рыжая, хитрая, пушистая, живет в норе).
3.Третья команда (синие квадраты)
(Волк - серый, злой, голодный, живет в лесу).
(Медведь - большой, косолапый, бурый, неуклюжий, живет в берлоге).
Воспитатель: Где сидел медведь, когда пришел к теремку?» (Около теремка.) А где сидели звери, когда теремок развалился?» (Под кустом, за деревом.)
«Какой теремок?»
Воспитатель: Ребята, в поле друзья построили теремок из дерева, значит он какой?
Деревянный.
А если теремок из кирпича – кирпичный;
А если теремок из картона – картонный;
А если теремок из льда – ледяной;
А если теремок из соломы – соломенный;
А если теремок из пластмассы – пластмассовый.
«Кто в теремке живет?»
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Все звери в сказке дружны и трудолюбивы. Составьте предложения, какими делами по хозяйству заняты наши герои?
Мышка-норушка — трудолюбивая и гостеприимна, печет пироги.
Лягушка— квакушка — добрая и весёлая, занята уборкой.
Зайчик— побегайчик — занят уборкой двора, он сгребает листья граблями;
Лисичка— сестричка – хитрая и находчивая вытряхивает ковры от пыли;
Волк — грозный на вид, носит воду из колодца;
Медведь — самый большой и сильный, ремонтирует забор.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, звери в этой сказке дружные? Почему вы так решили? (Потому, что звери никого не прогоняли, а когда сломался теремок, дружно построили новый). Чему нас учит эта сказка? ( Быть дружными, помогать друг другу).
Воспитатель: А давайте построим свой «Теремок дружбы»! (детям предлагается построить домик из кубиков, украсив его символами дружбы: сердечками).
Воспитатель: Какой замечательный "Теремок дружбы" у вас получился! Пусть дружба всегда живет в ваших сердцах, и вы будете такими же дружными, как герои нашей сказки.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в сказку «Теремок».
Рефлексия
Воспитатель: Что Вам больше всего понравилось?
Что было самым интересным?
Что было самым сложным? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы отлично справились со всеми заданиями, проявили свою смекалку, внимание и умение работать в команде. Спасибо вам за вашу активность и хорошее настроение!