Конспект занятия №11
Введение в художественное слово
Пояснительная записка
Цель занятия: Ознакомить участников с понятием художественного слова, его особенностями и значением в литературе и театральном искусстве.
Задачи:
1. Определить понятие «художественное слово» и его место в культуре.
2. Рассмотреть основные характеристики и элементы художественного слова.
3. Развивать навыки анализа текстов и понимания их выразительности.
Ожидаемые результаты:
- Участники смогут объяснить, что такое художественное слово и чем оно отличается от других видов речи.
- Участники научатся анализировать тексты на предмет их художественной выразительности.
- Участники смогут применять полученные знания при создании собственных текстов.
Время проведения: 80 минут
Оборудование:
Театральный кабинет МБОУ «Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара
Распечатанные тексты избранных произведений.
Бумага и ручки для записей.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
- Приветствие участников.
- Знакомство с темой занятия.
- Обсуждение целей и задач.
2. Введение в тему (5 минут)
- Определение термина «художественное слово»;
- Значение художественного слова для литературы, театра, поэзии;
- Краткий обзор различных форм художественного слова (проза, поэзия, драматургия).
3. Теоретическая часть (15 минут)
a) Основные характеристики художественного слова:
- Эмоциональность — как передаются чувства через язык?
- Образность — использование метафор, сравнений, символов;
- Ритм и мелодика — влияние звуковых средств на восприятие текста;
b) Элементы композиции:
- Структура произведения (начало, развитие действия, кульминация);
- Персонажи — как они создаются через диалоги и описания?
4. Практическая часть (50 минут)
a) Чтение отрывков из известных произведений (например, стихотворения Пушкина или прозы Чехова). Время на чтение — 10 минут.
b) Анализ прочитанного текста (10 минут):
- Разделить участников на небольшие группы по 4–5 человек;
- Каждая группа получает задание проанализировать один из предложенных текстов:
1. Выявить эмоциональную окраску;
2. Найти примеры образности;
3. Обсудить ритм и звучание;
c) Создание собственного текста с использованием элементов художественного слова (20 минут):
- Каждой группе предлагается написать короткий рассказ или стихотворение на заданную тему;
– Используйте следующие вопросы для помощи:
- Какие эмоции вы хотите передать?
- Каковы образы вашего текста?
- Как вы можете использовать звук для усиления эффекта?
d) Презентация созданных текстов группами (10 минут):
- Каждая группа представляет свой текст остальным участникам;
– После каждой презентации можно провести короткое обсуждение о том, какие элементы были использованы наиболее удачно;
5. Заключительная рефлексия (5 минут)
a) Обсуждение впечатлений от занятий:
– Что было самым интересным при изучении художественного слова?
– Какие трудности возникли во время создания собственных текстов?
b) Напоминание о важности использования выразительных средств языка для достижения глубины в литературном творчестве.
Рекомендуемая литература:
1. Станиславский К.С., "Работа актера над ролью"
2. Бахтин М.М., "Проблемы поэтики Достоевского" (понимание глубины литературного анализа)
3. Лотман Ю.М., "Структура искусства"