Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Аннотация
Тематическое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы», с элементами театрализованной деятельности, направлено на формирование экологической культуры. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: формировать экологическую культуру детей
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• закреплять правильное, отчетливое произношение согласных звуков «в», «р», «л»;
• закреплять умение находить место звука в слове (начало, середина, конец слова)
• отработка интонационной выразительности речи;
• закреплять навыки работы с бумагой, закреплять навыки обрывной аппликации;
развивающие:
• развивать мелкую моторику;
• развивать эстетический вкус;
воспитательные:
• формировать экологическую культуру у детей;
• воспитывать бережное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь зимующих птиц, помогать им.
Предварительная работа:
• Наблюдение за птицами в природе;
Заучивание стихотворений
•Чтение художественной литературы по теме;
Материал и оборудование: мультимедийная презентация «Зимующие птицы», , эмблемы и разрезные картинки с изображением зимующих птиц для каждого ребенка, кормушка; ватман и изображением рябины, заготовки – «снегири» из белого картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети давайте поздороваемся друг с другом, пожелаем друг другу хорошего настроения и удачного дня.
Дети здороваются друг с другом, обмениваются рукопожатиями.
Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь, заходит почтальон и передает письмо детям.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я почтальон Печкин принес письмо по адресу, который написан на конверте, для детей подготовительной группы «Морские котики» д/ с «Золотая рыбка». Я пришел по верному адресу? (ответы детей).
Дети: ДА!
Воспитатель: Да, Печки, ты правильно пришел. Это мы подготовительная группа «Морские котики», д/с «Золотая рыбка».
Печкин отдает письмо воспитателю и уходит.
Воспитатель: Посмотрите, как необычно украшен конверт. Чем он украшен?
Дети: Листочками, ягодками, грибочками.
Воспитатель: Кто – нибудь догадался от кого это письмо?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте прочитаем.
Куда? В детский сад «Золотая рыбка»
Кому? Детям подготовительной группы «Морские котики»
От кого? От Старичка Лесовичка.
Воспитатель: Сейчас вскрою конверт и посмотрим что там внутри. А вы пока присаживайтесь на стульчики.
(Дети садятся полукругом на стульчики лицом к экрану)
(Воспитатель открывает большой конверт.)
Воспитатель: Ребята, Старичок Лесовичок, прислал для вас интересные карточки с заданиями, если вы с ними справитесь, он придет к вам в гости.
Карточка 1. Загадки
Послушайте первое задание и отгадайте о ком эта загадка?
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Опишите, какой он? Снегирь.
Дети: Грудка красная.
(Показ слайда)
Воспитатель: А почему у него красная грудка? Не знаете? А я знаю сказку о том, как снегири стали красногрудыми. Вы хотите послушать сказку?
Дети: Да!
«Сказка о том, как снегири красногрудыми стали».
Было это давно, когда снегири были похожи на обычных воробьёв. Пёрышки их были серо – голубыми. Однажды, морозным зимним днём снегири поспорили о том, что лучше – лето или зима. Все снегири говорили, что лето лучше, летом много корма. И только самый молодой снегирь говорил, что лучше зимой.
Зимой, говорит молодой снегирь тоже много корма, только его поискать надо. Зимой хоть и холодно, но если перелетать с места на место не замёрзнешь. С наступлением зимы отправляемся мы путешествовать. В лесу ягодки рябины с бузиной ищем, в поле зёрнышки щавеля, лебеды да репейника лакомимся. К жилью человека подлетаем поближе. Люди для птиц кормушки готовят, а в них кладут: семечки, крошки хлебные, а для синичек даже кусочек сала подвешивают. Поэтому зимой жить лучше, говорит молодой снегирь. И все снегири согласились с ним.
Разговор птиц слышал Дед Мороз. Подошёл он к молодому снегирю и говорит:
- Молодец! За смелость твою и красноречие награжу всех снегирей красивым нарядом. Будете вы теперь не просто серыми птичками, а красногрудыми снегирями, с гордостью носите красный нагрудник, по нему вас теперь каждый узнает. Сказал так Дед Мороз, стукнул своим посохом, смотрят снегири, а на них надеты красивые красные нагрудники – подарок от Деда Мороза. С тех самых пор стали снегири красногрудыми.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, а за что Дед Мороз наградил всех снегирей красивым нарядом?
Дети: За смелость и красноречие.
Воспитатель: А что такое красноречие?
Ответы детей
Воспитатель: Красноречие – это умение красиво говорить, говорить правильно. Чтобы быть красноречивым, надо знать много слов.
Воспитатель: В какое время года прилетают снегири?
Дети: Снегири прилетают зимой.
Воспитатель: А вот и Карточка 2.
Игра «Что не так?»
Воспитатель произносит название птиц : …олубь, во…обей, дяте…
Дети должны произнести недостающий звук и должны определить место звука в слове.
Дети: «г» в начале слова, «р» в середине слова, «л» в конце слова;
Воспитатель: Каких еще птиц вы знаете, которые зимуют с нами?
Дети: Голубь, ворона, снегирь, сорока, синица и т.д.
(показ слайда)
Воспитатель: Ребята, какие это птицы, если они с нами зимуют?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Повторим все вместе «Зимующие птицы»
Дети: Зимующие птицы
Физ. минутка «Снегири»
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари, (Дети пощипывают щеки)
Это красные фонарики
Засветили снегири , (Дети показывают «фонарики»)
Чистят перышки пунцовые, (Дети «чистят перышки»)
Воду пьют из родника , (Наклоны головой)
Переливы бубенцовые
Нам слышны из далека. (Дети хлопают в ладоши)
раза)
Воспитатель: Здесь еще есть карточки, но они Разрезанные. Вы можете мне помочь? Сложить все эти кусочки в одну картинку?
Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули можно и дальше продолжать.
Следующее задание:
Дети, Старичок Лесовичок выслал нам фотографии зимующих птиц, но пока письмо шло к нам, они смешались. Давайте исправим это дело, наведем порядок в конвертиках.
Каждый ребенок получает конверт с картинкой птицы.
Дети проговаривают, какая птица получилась у каждого.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы и с этим заданием справились. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Сделать кормушку и подкармливать птиц. (показ слайда)
Воспитатель: Конечно же люди должны помогать зимующим птицам перезимовать зиму, тем самым сооружать кормушки, подкармливать их. И об этом нам прочитают стихотворение ваши товарищи Арсений и Даша.
Дети: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель: Ребята, а чем же зимой питаются наши птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу, чем любят питаться птицы.
1.Голуби питаются зёрнышками, семечками;
2. Снегири клюют семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины;
3.Вороны питаются очистками, остатками пищи;
4. Воробьи питаются хлебными крошками;
Воспитатель: Ребята, а вот и след карточка.
Игра – стихотворение «На кормушке»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» ( детям раздаются эмблемы с изображением птиц; дети садятся кормушки;)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: Молодцы! Снимайте эмблемки и садитесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Аппликация обрывная «Снегири»
Воспитатель: Ребята, осталась еще одна карточка с заданием.
В лесу побывала Баба Яга и заколдовала снегирей, они стали белыми. Ребята, давайте поможем и сделаем снегирей красивым, красногрудыми.
Обратить внимание детей на цвет крыльев, хвоста и лапок – коричневый; цвет грудки – красный.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня – молодцы! Какие у вас получились замечательные снегири. Красивые и красногрудые. Вы справились со всеми заданиями.
Скажите, пожалуйста, каких мы птиц можем увидеть зимой?
Дети: Голуби, снегири, воробей и т.д.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как мы можем помочь зимующим птицам зимой?
Дети: сооружать для них кормушки, подкармливать их.
Воспитатель: Молодцы!
Стук в дверь. В группу входит старичок Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Старичок Лесовичок (Старичок любуется поделками, хвалит детей). Он принес вам угощение за вашу помощь.
Угощайтесь.