Конспекты подвижных игр по физической культуре (1–10 классы)
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №1
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Волк во рву», 3 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: быстро бегать; делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей
3. Место проведения. Спортивный зал
4. Инвентарь. -
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
В середине площадки или зала проводится две параллельные линии на расстоянии 60-8- см одна от другой. Этот коридор изображает «ров». Выбираются один или два водящих – «волка». Волки становятся во рву. Остальные играющие - «козы» - размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На противоположной стороне площадки чертится линия, отделяющие «пастбище». Назначают одного или двух судей. |
Перестроение 40-60сек. |
При большом количестве учащихся перебежки и прыжки через ров можно проводить группами. Расстояние между линиями можно увеличить или уменьшить в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. |
2 |
Ход игры По сигналу учителя козы бегут из дома на противоположную сторону площадки – на пастбище – и по дороге перепрыгивают через ров. Волки, не входя изо рва, стараются запятнать, возможно, большее количество коз. Запятнанные козы отходят в сторону, подсчитывают и включаются в игру. Затем по сигналу козы опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву. После 2-4 перебежек выбираются новые волки, и игра повторяется |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Выигравшие считаются те козы, которые не разу не были пойманы, и та пара волков, которая за время всех перебежек поймала больше коз. Проигравшими считаются те козы, которые были пой2маны 2-3 раза. |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. Волки могут пятнать коз, находясь во рву и не переступая его границ. 2. Коза, перебежавшая ров, а не перепрыгнувшая через него считается пойманной. 3. Перебежка начинается только по сигналу учителя. 4. Если коза прыгнет в ров, она считается пойманной. 5. Если коза задержалась у рва, боясь волков, учитель считает до трех, после чего она обязана перепрыгнуть через ров; в противном случае коза считается пойманной. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №2
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Удочка», 2 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: разучивание общеравивающих упражнений с короткой скакалкой
3. Место проведения. Спортивный зал
4. Инвентарь. скакалка
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
Выбирают одного водящего. Играющие становятся за отчерченным кругом с интервалом в один шаг. Водящий с «удочкой» в руках – середине круга. Назначают одного – двух судей. |
Перестроение 40-60сек. |
Игра даёт большую физиологическую нагрузку, а также требует много внимания, поэтому затягивать проведение её не следует (2-3 мин.). При проведении игры впервые может вращать учитель. |
2 |
Ход игры Игра начинается по указанию учителя. Водящий, стоя в середине круга, вращает веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. Играющие подпрыгивают, следя за тем, чтобы мешочек не задел их. Тот, кого мешочек заденет, становится в середину круга и сменяет водящего. |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Выигрывают игроки, которые не разу не сменили водящего. |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. Веревку – удочку необходимо вращать так, чтобы мешочек скользил по полу. 2. Если мешочек заденет ногу игрока выше щиколотки, игрок запятнанный не считается. 3. Играющий не разрешается сходить со своего места; тот, кто нарушит это правило, считается пойманным. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ№3
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Караси и щука», 1 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: быстро бегать; делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей
3. Место проведения. Спортивный зал
4. Инвентарь. -
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука». Когда пойманных «карасей»» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши — коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их. |
Перестроение 40-60сек. |
При большом количестве учащихся перебежки и прыжки через ров можно проводить группами. |
2 |
Ход игры По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины — круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда ее изображают, взявшись за руки, 15—18 участников. *Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей». |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки». |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука». |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №4
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Охотники и утки», 5 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: быстро бегать; делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей
3. Место проведения. Спортивный зал
4. Инвентарь. волейбольный мяч
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
Играющие, соединив руки, образуют круг. Рассчитываясь на первый – второй, они делятся на две равные команды. Одна команда – «Охотники», другая – «утки». Утки находятся произвольно в кругу. Охотники остаются на своих местах или отходят на два-три шага назад у ног охотников чертится линия; назначается судья. У одного охотника в руках волейбольный мяч. |
Перестроение 40-60сек. |
Чтобы все играющие получали одинаковую нагрузку, рекомендуется вариант, в котором все запятнанные утки не выходят из игры, а команда охотников получает очки. В данном случае необходимо установить время в (2-3 минуты) для каждой команды. По истечении установленного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. |
2 |
Ход игры Игра начинается по сигналу учителя. Охотники, перебрасывая мяч в разных направлениях, стараются запятнать уток. Утки бегают в пределах круга, увертываясь от мяча. Утка, которой коснулся мяч, выходит из игры. Когда все утки запятнаны, учитель или судья отмечает, в течение какого времени охотники «убили» всех уток. Играющие меняются ролями, и игра продолжается. |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Побеждает команда, которая за более короткое время «выбила» всех уток. |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. При бросании мяча в уток охотникам не разрешается переступать линию круга, если охотник запятнает утку, нарушив это правило, она запятнанной не считается. 2.Охотники могут перебрасывать мяч друг; тот, кому удобнее, бросает мяч в уток. 3.Запятнанными утки считаются только тогда когда мяч непосредственно коснулся тела. Если мяч попал в игрока после отскока от земли или другого игрока он запятнанным не считается. 4. Если утка, увёртываясь от мяча, выбежала за круг она считается запятнанной. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №5
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Тяни в круг», 6 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: развития координационных способностей
3. Место проведения. Спортивный зал
4. Инвентарь. -
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
Очерчиваются два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг и берутся за руки. |
Перестроение 40-60сек. |
|
2 |
Ход игры По указанию учителя участники игры идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) играющие останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в пространство между большим и малым кругом одной или двумя ногами, выходит из игры. Затем играющие снова берутся за руки и по свистку продолжают игру. |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Игроки, не втянутые в круг после нескольких повторений, считаются победителями. |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. Игрокам не разрешается разъединять руки во время движения и борьбы. 2. Оба игрока, расцепившие руки, выбывают из игры. 3. Когда играющих останется мало, они становятся вокруг малого круга и прдолжают соревнование, соблюдая те же правила. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №6
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Гандбольные салки», 7 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: быстро бегать; делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей
3. Место проведения. Спортивный зал
4. Инвентарь. Волейбольный мяч
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
Класс делится на две команды. |
Перестроение 40-60сек. |
Учитель назначает капитанов, и они выбирают себе команду. |
2 |
Ход игры Игроки водящей команды, имея один волейбольный мяч, передавая его из рук в руки, стараются, не выпуская мяч из рук осалить убегающих игроков. Осаленные игроки садятся на скамейку |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Выигрывает команда, осалившая за меньшее время больше соперников. |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. Игрок, владеющий мячом, может пробежать не более 3-ех шагов, после чего должен коснуться соперника или выполнить передачу партнеру. Если водящий осалил соперника, но при этом сделал больше трех шагов или бросил мяч в соперника, то это не засчитывается как осаливание. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №7
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Рывок за мячом», 9 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: развития координационных способностей
3. Место проведения. Спортивный зал
4. Инвентарь. Волейбольный мяч
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. |
Перестроение 40-60сек. |
Руководитель с мячом в руках встает между командами. |
2 |
Ход игры Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер, и т.д. Играют установленное время. |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Команда, набравшая больше очков, считается победительницей. |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности). 2. Если два игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №8
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Сумей догнать», 10 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: развития координационных способностей, быстроты
3. Место проведения. Спортивный зал, площадка
4. Инвентарь.
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке стадиона на одинаковом расстоянии друг от друга. Если играют 16 человек, то на 400-метровой дорожке они встают в 2-5 м один от другого. |
Перестроение 40-60сек. |
Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливаются поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число участников — до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются отдельно. |
2 |
Ход игры По сигналу все игроки начинают бег. Задача каждого — не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой бегущего впереди. |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей когда на беговой дорожке останутся три самых выносливых спортсмена |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. Осаленные выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. 2. Игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся три самых выносливых спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |
КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ №9
1. Название игры и возраст контингента, на который рассчитана игра: «Перемена мест», 10 класс
2. Основные педагогические задачи, решаемые в процессе игры: развития координационных способностей, быстроты
3. Место проведения. Спортивный зал, площадка
4. Инвентарь.
№ |
Описание игры |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих «домов»), приседают и кладут руки на колени. |
Перестроение 40-60сек. |
|
2 |
Ход игры По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Затем следуют прьгяски в обратную сторону, но в ифе не участвует тот, кто пересек лийию «дома» последним. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2—3 самых выносливых прыгуна. |
Рассказ 1-2 мин. Проведение игры 10-12 мин. |
Сочетать рассказ с показом. |
3 |
Определение победителей Побеждает команда, которая по окончании игры сохранила больше прыгунов. |
Подведение итогов 1-2 мин. |
Отметить победителей |
4 |
Правила. 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки с колен убирать нельзя. 3. Прыгать разрешается только из положения глубокого приседа. |
|
Обязательное соблюдение всех пунктов правил игры |