Занятие дополнительного образования на тему «Конструирование моделей ракет» (1–5 класс)
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Цели и задачи уроков.
Основная часть.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи педагогам дополнительного образования в проведении уроков по изготовлению макетов космических кораблей. Разработана с учетом требований программы по техническому моделированию.
Задания составленные в разработке способствуют развитию технического кругозора детей, воспитанию активного интереса к техническому творчеству.
В разработке представлены модели космических ракет, выполненные из бумаги и картона. Бумага и картон являются наиболее распространенным материалом как в смысле их приобретения, так и в смысле обработочных операций. Конечно, можно осуществлять замену бумаги и картона другими имеющимися в наличии материалами и создавать более прочные и надежные изделия.
Для работы предлагается три объекта разной сложности. Содержание этих заданий способствует формированию технического мышления школьников, развитию их конструкторских способностей, помогает в разработке собственных конструкций.
Выполнение заданий, предлагаемых в разработке, требует соблюдения особой точности, внимательности, активного мышления школьников. Исключается разметка на глазок, небрежность, неточность. Воспитанники учатся выполнять различные расчеты, разбираться в геометрических фигурах, что говорит о межпредметных связях данных заданий.
Конструирование на уроках технического моделирования- это ступень трудового бучения, для которой характерны повышенная интеллектуальная и конструкторская мыслительная деятельность, формирование конструкторских знаний и умений.
Немаловажное значение имеет эмоциональная настроенность ребят -радость от полученных результатов, напряжение волевых усилий для достижения цели, развитие наблюдательности, пространственных представлений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Целью данной разработки является совершенствование общетрудовых знаний и умений, расширение политехнического кругозора, начальная профориентация школьников.
Задачи: расширять технический кругозор, формировать интерес к технике, развивать техническое и конструкторское мышление школьников.
КОНСТРУИРОВАНИЕ МАКЕТОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ
Дети очень интересуются успехами космонавтики. Знают имена наших прославленных космонавтов, названия космических кораблей.
Сейчас создано много интересных игрушек, связанных с космической тематикой. Разнообразные модели и макеты можно сделать самостоятельно из бумаги и картона.
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА.
Материалы: картон, клей, ножницы.
ХОД РАБОТЫ:
1. Разметить и заготовить шаблон, по нему разметить три детали и вырезать их (см. чертеж 1.)
2. Отогнуть у каждой детали стабилизаторы.
3. Склеить с помощью стабилизаторов все три детали.
Для укрепления макета срезы стабилизаторов можно окантовать полосками бумаги шириной 20мм, сложными пополам. Можно изменить форму стабилизаторов, сделать их округлыми или треугольными.
4. Оформить иллюминаторы.
5.Оформить взлетную площадку.
Игра готова.
ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ.
Этот макет можно переконструировать, изменить форму, количество и устройство стабилизаторов. Корпус макета имеет форму конуса (выполняется из детали составляющей 2/6 окружности ). Стабилизаторы также конусообразные, каждый склеен из1/4 окружности. (чертеж 2).
а – внешний вид изделия; б - корпус;. в – стабилизаторы ( 4 детали ); г – сборка корпуса; д – сборка стабилизатора.
МАТЕРИАЛЫ: чертежная бумага, ножницы, клей, циркуль, линейка, карандаши.
ХОД РАБОТЫ:
1. Разметить и заготовить корпус макета.
2. Разметить и заготовить детали стабилизаторов.
3. Собрать макет.
4. Оформить на макете антенны.
Стабилизаторы можно сделать плоскими.
КОСМИЧЕКАЯ РАКЕТА « СОЮЗ »
Корпус маета имеет цилиндрическую форму. В верхней части конусообразная деталь- нос ракеты, выполняется из 1/3 окружности. Стабилизаторы треугольной формы выполняют из квадратных заготовок, сложенных по диагонали пополам (чертеж 3.)
а –внешний вид; б- корпус; в – носовая часть; г – стабилизаторы ( по 4 каждого вида); д – закрепление носовой части на корпусе; е – сборка стабилизатора; ж – Закрепление стабилизатора на корпусе.
МАТЕРИАЛЫ: картон или чертежная бумага, ножницы, клей, циркуль, линейка, карандаши.
ХОД РАБОТЫ:
1. Разметить и заготовить деталь корпуса (см. чертеж 2)
2. Разметить и заготовить носовую часть.
3. Разметить и заготовить четыре больших стабилизатора и четыре маленьких.
4. Склеить корпус и носовую часть. Закрепить носовую часть в корпусе с помощью надрезов, выполненных на носовой части.
5. Подготовить к склеиванию стабилизаторы: сложить их пополам, надрезать уголок по диагонали, отогнуть боковые клапаны квадратов, смазать каждую деталь клеем с внутренней стороны и склеить двухслойные прямоугольные треугольники. С помощью клапанов закрепить стабилизаторы на корпусе.
Ракету можно сделать действующей. Для этого добавляют вспомогательную деталь – полую трубку из бумаги. Трубку вставляют в корпус ракеты, сильно дуют в нее, и от потока воздуха модель взлетает. Ракету располагают вертикально, чтобы она поднялась вверх.
6. Склеить на карандаше трубку из прямоугольника, с ее помощью модель будет взлетать.
Форму стабилизаторов можно изменить.
7. Оформить взлетную площадку.
УДАЧИ!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Интерес детей к технике формируется не только в результате того, что им рассказали на уроках ил дома. Большую роль играет практическая деятельность, когда ребенок своими руками создал модель любого технического объекта.
Чем разнообразнее будет работа с детьми, тем они становятся более любознательными и с большим интересом занимаются на уроках технического творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1983.
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.
Колотилов В. « Техническое моделирование и конструирование» Просвещение, 1983.
Кротов И.В. « Модели ракет: Проектирование» ДОСААФ, 1979.
Авилов М. « Модели ракет», ДОСААФ, 1968.
Куликова Ирина Геннадьевна