«Конструирование
в старших группах
детского сада»
Выполнила: Батакова Елена Владимировна
Конструирование в старших группах детского сада
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает проектирование современного образовательного пространства на основе принципа культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно:
Содействие трансляции культуры, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» их культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
Содействие эффективному взаимодействию и сотрудничеству детей с другими людьми. Подготовка к успешному осуществлению функций, соответствующих тем ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы и полноценный участник образовательного процесса;
Выявление и раскрытие потенциала каждого ребёнка, поддержка и развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; всемерное обеспечение ресурсов для самореализации и саморазвития детей.
Широкие возможности для осуществления этих идей предоставляет детское конструирование – подлинно интегрированная деятельность, основанная на глубокой взаимосвязи познания, художественного творчества, игры, общения, экспериментирования, исследования, настоящих поисков и открытия.
Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных фигурок, сооружений, композиций на основе выявления взаимосвязей между элементами (частями) конструкции и выбором адекватного способа их соединения в осмысленное целое.
Цель занятий конструированием – воспитание у детей культуры познания и созидания, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (природному, предметному, социальному), расширение опыта творческой деятельности по обустройству предметно-пространственной среды в различных масштабах - игровом, детском, взрослом.
Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.
Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.
Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для детей-логопатов. Поэтому конструирование в детском саду можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способную решать многие задачи, а именно: развитие
- зрительно-моторной координации,
- глазодвигательных функций,
- фиксации взора,
- словесной ориентации,
- мелкой моторики пальцев рук,
- умения делить сложную форму на составные части,
- соотносить размеры объектов,
- определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.
В связи с этим основной задачей детского конструирования является формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства. Остановимся на специфике работы с детьми старших групп детского сада.
СТАРШАЯ ГРУППА
В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении.
У детей шестого года жизни интерес к конструированию, конструктивным играм не угасает. Наоборот, он становится более устойчивым и глубоким. Некоторые технические умения и навыки в работе со строительными наборами и с бумагой у них есть, игрушки они сумеют сделать самостоятельно, если есть материал (полоски бумаги, геометрические формы и т.д.), и воспитатель будет содействовать в осуществлении их конструктивных замыслов.
В конструкциях, изготовленных ребёнком, отражается широкий круг его представлений об окружающем, полученных из непосредственных наблюдений, из обширной информации через телевидение, кино, из книг и рассказов взрослых. В определении собственного замысла и развитии сюжета отмечается большая самостоятельность.
Ребенок начинает понимать позицию партнера, учитывать его настроение, желания. Дети делятся друг с другом своими знаниями, умениями, мыслями, опытом. У них проявляется огромный интерес к познанию, к получению новой информации. Возрастает интерес ребят к конструированию и ручному труду; эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами конструирования, экспериментируют, запоминают. Дети уже способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Они критически относятся к своей деятельности и к деятельности других.
Более повышенные требования воспитателя к работе детей усиливает их интерес и потребность к приобретению умений, знаний. Дети способны проявлять старание и упорство, сознательно и настойчиво овладевать новыми способами работы, умением проверять качество выполнения тех или иных действий понимать, что в оценку работы входит темп изготовления, правильное последовательное выполнение всех действий.
В данном возрасте конструирование уже не слито с игрой, а является отдельной деятельностью. Обыгрывание постройки ребенком – это не что иное, как возможность проверить качество постройки, ее функциональность. Однако после создания конструкций дети могут организовать с ними сюжетно-ролевые игры. Ребенок 5–6 лет начинает проявлять себя как конструктор, дизайнер: он анализирует, планирует, придумывает оформление, экспериментирует, выражает суждения, находит причины удачных и неудачных решений и пр. Дети этого возраста обычно более объективно оценивают не свои, а чужие постройки, поэтому важно показать им, по каким параметрам проводится оценка: отмечаются прочность, устойчивость, аккуратность, фантазия, оригинальность решений, изобретательность. Важно учить детей высказывать советы, предложения в мягкой форме, относиться с пониманием и вниманием к сверстникам.
Конструирование из строительного материала
Программа конструирования в этой возрастной группе ставит задачи продолжать обучение детей умению рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки и игрушки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. Продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания.
В процессе конструирования из строительных материалов дети приобретают новые умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.
Детей знакомят с новыми деталями, их свойствами. Они узнают, что пластины бывают не только длинные и короткие, широкие и узкие, но и квадратные, треугольные; раскрывается принцип замены одних деталей другими.
В старшей группе чаще, чем в средней, используют конструирование по условиям. Надо предлагать детям такие условия, которые требуют решения несложных конструктивных задач. Например, какие детали можно использовать для стен, как построить домик, чтобы в нём разместились две куклы, гараж для двух или трёх машин и т.п. для детей старшей группы эти задачи элементарны, но важно, чтобы они задумывались над конструкцией, научились решать их самостоятельно.
При обучении детей конструктивным умениям чаще используются только словесные приёмы обучения. Дети могут сооружать ряд построек по теме или на основе словесного описания их.
Детям предлагают конструкторы, предполагающие разные способы соединения деталей. При этом предпочтительны задания по сборке двигающихся сооружений (у машины крутятся колеса, качели качаются, тележка катится). Из деталей конструкторов дети строят на занятиях и в свободной деятельности. Для повышения интереса ребят к конструированию и создания эмоционального настроя следует использовать загадки, песенки, стихотворные строки. Например, рассматривая с детьми самолеты, вертолеты (пассажирские, спортивные, военные), космические летательные аппараты, ракеты, космические станции, можно обобщить:
Просто замечательная
Техника летательная!
Мчатся самолеты,
Их ведут пилоты.
Далеко от Земли
Космические корабли.
Космонавты в них живут,
Нам привет с орбиты шлют.
В беседе о кораблях, судах разного назначения можно использовать такие строки:
Бороздят моря и океаны
Разные суда и корабли.
Их встречают города и страны,
Шлют приветы от родной земли.
Пароход построим вместе.
Ну, плыви, не стой на месте!
Ты красивый и гудящий,
Ну, совсем как настоящий!
Перед тем как рассматривать с детьми иллюстрации с изображением разных тракторов (с прицепами: тележками, санями, волокушами, с ковшами и другими землеройными устройствами и пр.), можно загадать загадку: Кони стальные Овса не просят. А пашут и косят, Таскают и возят, Роют, копают, Всем помогают. (Тракторы) Интерес к конструированию поддерживается у детей и за счет расширения их представлений, удовлетворяющих потребность к познанию нового. Чем старше дети, тем шире их представления о конструируемых объектах, тем сложнее постройки и интереснее игры с ними. Например, дошкольники постепенно узнают, что бывают суда пассажирские, грузовые и специального назначения (научно-исследовательские, ремонтные, кабелеукладчики, нефтедобывающие и др.), что военные суда называют кораблями. Узнают об истории кораблестроения, о разных видах двигателей судов (пароходы, теплоходы); о том, что скорость и маневренность судна зависит от его формы и мощности двигателя (подводная лодка передвигается быстро, а баржа едва разворачивается). Уточняются представления детей о назначении судов (лесовозы, нефтеналивные, железнодорожные паромы, пассажирские (двух-, трехпалубные и пр.), контейнеровозы, сухогрузы, вертолетоносцы, крейсеры и пр.). Дети рисуют корабли, суда разного назначения, учитывая особенности их строения: со специальными надстройками на палубах, с грузовыми кранами, с орудиями, с аппаратами для исследований и пр., а потом строят их из разных конструкторских материалов.
Конструирование из бумаги и дополнительных материалов
Программа конструирования из бумаги и дополнительных материалов в этой группе ставит задачу закрепить умение сгибать бумагу пополам, научить сгибать вчетверо, в разных направлениях (по диагонали квадрата, прямоугольника, по средней линии треугольника, по диаметру круга), хорошо заглаживая сгибы; сгибать начерченным воспитателем линиям; учить готовить выкройку и делать из неё игрушку. Воспитывать у детей умение аккуратно выполнять все операции, проявлять старание при исполнении работ; выполнять поделки не только по образцу, но и самостоятельно, используя знакомые способы конструирования; учить детей создавать поделки из спичечных коробок, катушек и др., подбирать для этого материал, подходящий для реализации замысла; приучать детей работать внимательно, старательно, аккуратно.
На занятиях ручным трудом дети могут создавать необходимые для игры предметы из бумаги и других материалов. В процессе конструирования из бумаги они овладевают обобщенными способами создания предметов. Так, сделав – по показу воспитателя – коробочки из квадратного или прямоугольного листа бумаги путем его складывания и надрезания, дети овладевают умением создавать разные предметы: корзиночку, вкладыши, коробочки разной величины, песочницу, тент от дождя и солнца и т.п. Детей учат мастерить игрушки из свернутых бумажных цилиндров и конусов. Показывают приемы трансформирования, делая на них разные надрезы, срезы, сгибы (превращая цилиндр в брусок, конус – в пирамиду и пр.). С помощью вырезанных и наклеенных элементов из бумаги, ткани, тесьмы, кружева, ленточек, блесток и пр. превращают объемные формы во всевозможных животных, птиц, человечков.
Дети продолжают учиться мастерить разные поделки из готовых коробок, пакетов, пластиковых и прочих упаковок. Они уже умеют обклеивать коробки кусочками бумаги, ткани; вырезать головы, лапы, хвостики и превращать коробки в разных зверюшек. Из обклеенных коробочек разных форм и размеров у них получаются строительные блоки, из которых можно сооружать различные здания. Обклеенную коробку, пластиковую бутылку они могут превратить в кукольную мебель и устроить комнату для кукол (например, если на квадратную коробочку сверху приклеить кусочек картона – получится стол, а если приладить к коробочке спинку, получится стульчик; продолговатую коробочку подобным способом можно превратить в диван и т.д.).
На занятии дети с увлечением мастерят из коробок машинки, пассажирский транспорт, приклеивая к коробкам колеса, окна, двери, соединяя продолговатые и кубические коробочки и т.д. Можно научить ребят превращать стаканчики из-под йогуртов, капсулы от киндер- сюрпризов в зверюшек, птичек, неваляшек, елочные украшения, оформляя их деталями, вырезанными из цветной самоклеющейся бумаги.
В этом возрасте дети уже могут научиться мастерить более сложные игрушки оригами. Дети осваивают способы складывания квадратного листа по диагонали и загибания противоположных сторон к получившемуся сгибу. Учатся загибать в разные стороны углы треугольника, сделанного из сложенного по диагонали квадрата, получая головку собачки (кота, поросенка, зайца, лисички и др.).
Конструирование из природного материала
В трудовой деятельности детей побуждают строить по впечатлениям от экскурсий, посещений цирка, парка. Ребята с удовольствием строят внутренние помещения универмага, кафе, парикмахерской и пр. и организуют с постройками с помощью игрушек содержательные сюжетно-ролевые игры. Детей продолжают учить строить из песка. Для формовки им предлагают деревянные ящички, рамки с высокими бортиками, большие жестяные банки без дна (рамка или банка устанавливается на определенное место, наполняется песком, утрамбовывается, затем поднимается вверх, а сформированная песочная деталь остается стоять на поверхности). Таким способом дети строят дома, терема, церкви, театры. Они прокладывают дороги, русла рек, сооружают бассейны, зарывая в песок емкости и наполняя их водой, и пр. В таком строительстве заложены большие возможности для отражения детских впечатлений, знаний, представлений и развития игровой деятельности. Например, построив микрорайон города, зоопарк, цирк, стадион, дети интересно, продолжительно и творчески играют. Они украшают постройки различными материалами и деталями (лесенка, природный материал, проволока в цветной оболочке, кусочки пластика и пр.)
Дети продолжают строить из снега. Используя ведра, тазы, формируют грибы, устанавливают их на снежные валы, украшают шляпки с помощью формочек крашеным снегом; скатывают довольно крупные снежные комья и с помощью воспитателя сооружают снежные фигуры; из слежавшегося снега вырезают постройки (ракета, корабль, комната и пр.). С помощью ящичков формируют снежные кирпичи и конструируют из них ворота, снежные стены и пр. Активно помогают взрослым в сооружении горы для катания на санках.
Осенью, когда созревают семена, шишки, желуди, каштаны и другой природный материал, детей приобщают к изготовлению поделок из природного материала. Вместе с ребятами воспитатель собирает природный материал, сортирует, запасает впрок, чтобы в течение учебного года была возможность мастерить из него несложные по строению поделки.
Важно любоваться с детьми красотой осенних листьев, оригинальностью корней, древесных грибов, искать в их форме сходство с какими-либо предметами. Следует научить детей преобразовывать природный материал, отделять от него какие-то части или прикреплять их. Не следует окрашивать природный материал, приклеивать к нему элементы из бумаги и прочих материалов. Это только портит его природную красоту.
Детей данного возраста учат способам скрепления природных элементов с помощью клея ПВА; знакомят с более прочным креплением стержнями. Например, два желудя (голова и туловище человечка) будут держаться прочнее, если в каждом из них сделать прокол, подобрать тонкий стержень из веточки, обмакнуть один его конец в клей и вставить в отверстие большого желудя, затем намазать торчащую часть стержня и насадить на него маленький желудь – голову.
Необходимо чаще проводить с детьми наблюдения за животными, различными объектами, использовать разные виды визуальной информации. В процессе наблюдения побуждать детей выделять величину, форму, строение, позы объектов (бежит, сидит, лежит, летит, ползет и т. д.). Любое рассматривание будет более целостным и продуктивным, если использовать прием обведения контуров предметов в воздухе обеими руками. При изготовлении поделок из природного материала важно не столько добиться полного сходства с реальным предметом, сколько передать его художественный образ. При конструировании из природного материала, как и в работе с использованием любых других материалов, не следует увлекаться показом и объяснением способов изготовления изделий в целом. Объяснять нужно только новые, еще не усвоенные приемы, давая ребятам возможность проявлять свое творчество, фантазию, изобретательство. Активизировать опыт детей помогают такие методические приемы, как напоминание, совет, побуждение вспомнить, сличить изделие со схемой, рисунком, придумать свой прием работы и пр. Вне занятий проводится специально организованная деятельность по приобщению к художественному труду и дизайну. Детей учат создавать декоративные панно для украшения интерьера из разных материалов (из кусочков бумаги, гофрированного картона, ткани, природного материала, мозаики из кусочков пластика и пр.). Ребята придумывают и мастерят наряды для бумажных кукол, учатся составлять букеты, придумывают и делают подарки- сувениры, елочные игрушки и декоративные элементы для оформления стен к праздникам.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации, старается самоутверждаться в компании сверстников и в общении со взрослыми. Он уже способен контролировать себя, объективно оценивать свои действия и деятельность других. Его внимание произвольно, работоспособность хорошая, достаточно развиты все технические процессы. Ребенок успешно овладевает конструированием, художественным трудом. Особенно важным для него становится результат деятельности.
Движения рук у ребенка 6–7 лет довольно ловкие, быстрые, слаженные, и их умелость продолжает быстро развиваться. У ребенка хорошо развита коммуникативная функция речи. Он быстро устанавливает партнерские отношения со сверстниками. Интерес ребенка к конструированию продолжает развиваться; расширяется его содержание, формируются новые конструктивные умения, возрастает способность к творчеству и изобретательству. Ребенок понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках поделок, способен их сам строить. Дошкольник практически готов к учебной деятельности.
Понимая это по-своему, многие педагоги в работе с будущими школьниками чрезмерно увлекаются их подготовкой к школе, увеличивая при этом нагрузку на детей, связанную с увеличением времени на обучение, на углубление его содержательной стороны. Порой главной целью в работе с детьми 6–7 лет становится быстрое обучение чтению, письму, математическому вычислению и пр. Тем не менее, воспитатель, работая с будущими школьниками, должен, прежде всего, продолжать активно развивать их память, внимание, сообразительность, потребность в получении знаний, способность к логическому мышлению, поскольку именно это является залогом того, что ребенок будет учиться в школе с большим интересом и желанием. Важно не забывать, что главной смысловой необходимой детской деятельностью и в этом возрасте, и еще долгое время будет оставаться игра. Поэтому программа нацеливает педагогов выстраивать воспитательно-образовательную работу с детьми подготовительной группы с активным использованием игровых приемов.
В связи с этим методика работы по конструированию и ручному труду предполагает широкое применение игровых приемов. Это и занимательные конструкторские игры, и увлекательные задания, упражнения, и игры-эксперименты с разными материалами, и включение в деятельность игровых контекстов.
В подготовительной группе не дается конструирование по образцу постройки воспитателем с целью его точного воспроизведения. Остается актуальным конструирование по преобразованию образцов по условиям и по замыслу. Детям 6–7 лет предлагают конструкторы нескольких видов, имеющие разные способы крепления деталей (винты, гайки, штифты, деревянные гвоздики, принцип Lego с другими соединительными элементами). Дошкольников упражняют в конструировании движущихся объектов, знакомят со сборкой простых механизмов, которые можно применять в конструкциях (блок, рычаг и т.д.). Организация работы с детьми должна быть нацелена, прежде всего, на удовлетворение детской интеллектуальной активности, на свободу его выбора.
Поэтому важно организовать деятельность так, чтобы ребенок имел возможность отбирать для реализации своей задачи необходимый материал, искал способы решения задач проблемного характера. Например: «Что надо сделать, чтобы стрела твоего подъемного крана не позволяла ему опрокидываться? (Сделать противовес.) А из чего его сделать? Где прикреплять? С помощью чего?» и т.д.
Следует организовывать детское конструирование и ручной труд так, чтобы ребенок выдвигал свои идеи, исследовал их, проверял. Важно учить будущих школьников ясно, нестандартно мыслить, логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения, предлагая оригинальные решения, оперируя абстрактными понятиями, доступными их возрасту, устанавливать причины и следствия, анализировать их и т.д. Большое внимание следует уделять подбору учебного материала, стимулирующего развитие умственных и творческих способностей детей (сборно-разборные технические игрушки, конструкторы, головоломки, настольно-печатные игры и пособия с развивающим материалом и пр.); использованию различных технических средств: компьютерному обучению с программами по конструированию и моделированию, самостоятельному использованию видео, аудиоплееров, фотоаппаратов, караоке и пр.
Дети 6–7 лет способны чаще ходить с воспитателями на экскурсии. Например, желательно использовать возможность понаблюдать за строительством здания. Дети узнают много интересного о профессиях строителей, о разных строительных машинах и механизмах, о материалах для создания строительных сооружений и пр. Если рядом с детским садом вокзал, непременно надо понаблюдать с детьми за движением поездов, обратить внимание на вагоны разного назначения, на грузы, которые перевозят на платформах и в открытых грузовых вагонах. Если неподалеку от детского сада есть река, то полюбоваться движением хотя бы небольших катеров. После любых наблюдений у детей появляется больший интерес к получению дальнейших представлений и знаний («Мы видели на нашей маленькой реке катер, а вот картинка, на которой изображено огромное пассажирское судно. Такое судно ходит только по морям и океанам!»).
Обогащать опыт детей впечатлениями, представлениями и знаниями позволяют все средства визуальной информации. Песенки, загадки, стишки делают деятельность ребят более интересной, эмоциональной. Так, занимаясь плоскостным моделированием, воспитатель подбадривает ребят:
До чего же высоки
И красивы здания!
Выстроить такие
Не трудное задание.
Ведь нам нужны для этого
Не кирпичи, не доски,
А картонные фигурки —
Маленькие, плоские.
Вот жилой высотный дом —
Поселиться можно в нем.
А в этом здании
Получают знания,
Потому что тут
Книжки живут.
(Библиотека)
Конструирование из строительных материалов
Программа конструирования в этой группе предусматривает дальнейшее умственное развитие детей, формирование элементарных навыков учебной деятельности, развитие умения произвольно управлять своим поведением и познавательными процессами, а также воспитание эстетических чувств.
К умению планировать деятельность предъявляются большие требования, чем в предыдущих группах: дети должны уметь представить, какой будет конструкция в её общих чертах, прежде чем выполнять её (хотя конструкция здесь гораздо сложнее); обдумать, какой материал понадобится, объяснить это в устном рассказе.
Большое внимание уделяется воспитанию умения работать коллективно. Детей учат сооружать не только комплексные постройки (когда каждый ребёнок сооружает свой объект в соответствии с определённым общим сюжетом), но и коллективную (когда одну постройку выполняют несколько детей).
В обучении детей седьмого года конструированию на занятиях в основном используются словесные задания (конструирование по теме, по условиям), рисунки, фотографии, чертежи. Способы действия объясняются и показываются только тогда, когда с ними дети сталкиваются впервые.
С целью закрепления и обобщения этих способов воспитатель организует конструирование, требующее от детей самостоятельного их использования.
И в этой группе занятия конструированием тесно связаны с игрой. Игры возникают по инициативе ребят, часто продолжаются в течение нескольких дней; в ходе их дети совершенствуют свои постройки, игрушки. Поэтому очень важно, чтобы в группе были созданы условия для сохранения игрушек и построек, сделанных дошкольниками.
Конструирование из бумаги и дополнительных материалов
Программа конструирования в этой группе предусматривает освоение детьми новых способов работы: складывание квадратного листа бумаги на шестнадцать маленьких квадратиков; изготовление выкройки разных игрушек; деление листа бумаги по диагонали; черчение круга с помощью шнурка и карандаша; изготовление игрушки путём складывания листа бумаги в разных направлениях; изготовление бумажных объёмных форм, которыми на занятиях и в играх дети пользуются как готовыми деталями для создания объёмных игрушек; устойчивое крепление вращающихся колёс у объёмных игрушек. На занятиях дети постепенно накапливают опыт изготовления разных игрушек из новых форм, учатся видеть на выкройке объёмную поделку и находить в окружающем предметы, у которых основная часть похожа на новую форму, осваивают и процесс заготовки выкройки, из которой потом делают игрушку.
Детей учат контролировать свои действия: хорошо ли сделаны сгибы; точно ли по сгибам сделаны надрезы; правильно ли наклеены детали; нужные ли части выкройки намазаны клеем; в ходе работы находить ошибку и исправлять её. Для большинства игрушек исходной формой является квадрат, разделённый на шестнадцать маленьких квадратиков.
Конструирование из природного материала
В подготовительной к школе группе дети продолжают заниматься изготовлением игрушек из природного материала. Чтобы углубить интерес к поделке таких игрушек, необходимо в группе иметь для рассматривания иллюстрированный материал с изображением поделок. При этом провести беседу о том, что подсказало художнику тему изображения, что он хотел выразить, как он это сделал. Нужно также вызвать желание у детей пофантазировать над тем, что ещё можно сделать из такого же материала. Но для успеха в осуществлении замысла детям надо показать основные приёмы изготовления игрушек из нового для них материала, способы скрепления частей.
Некоторым приёмам работы с природным материалом дети уже обучались в старшей группе. Как работать с новым материалом, например с соломой, детям надо показать.
В подготовительной к школе группе надо учить детей создавать не только отдельные образцы, но и сюжетные картинки. Для этого мало овладеть приёмами работы с природным материалом, хотя это непременное условие. Надо раскрыть способы, т.е. выразительные средства, для передачи характера образов: забавных, смешных, грозных и, наоборот, добрых, доверчивых, смелых.
Дети должны знать, что создание забавных, смешных образов возможно только на основе реалистических представлений о них.
Создание детьми несложных выразительных композиций помогут беседы воспитателя об эпизодах из сказок, из жизни детей, взрослых.
Природный материал, используемый в работах детей, в основном тот же, что и в старшей группе. Дополнить его следует соломой, большим разнообразием шишек и семян растений, сухими веточками деревьев и кустарников, берестой для изображения крыльев бабочек и птиц, корнями растений, которые осенью убирают в парках, на участках. Они хороши для изображения выразительных фигурок людей и животных, деревьев.
Дети 6–7 лет продолжают конструировать из песка. Они строят высотные здания, используя высокие жестяные банки без дна, украшают их лоджиями, вставляя в песок дощечки, пластины. Объединяют здания арками, создают архитектурные комплексы. Строят песочные замки с башнями. Оформляют строения различными материалами. Из снега дети данного возраста конструируют всё более сложные постройки. Обычно снежные фигурки имеют целевое назначение, например: снежный заяц держит в лапах обруч, в который можно метать снежки. Дети украшают свой участок: наряжают снежные фигурки в шапки, шарфики, платки, развешивают «апельсины» на кустах (вкладывают между двумя половинками кожуры апельсина снежок с закатанной в него петелькой из шпагата). Ребята учатся сооружать каркасные снежные постройки: сколоченный из реек каркас вставляют в снег и обкладывают сырым снегом (жираф, пальма, динозаврик и пр.).
Интерес детей к поделкам из природного материала следует укреплять, создавая для этого условия не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности в разные сезоны года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Занятия по конструированию являются мощнейшим стимулом развития внимания и памяти дошкольников, фантазии и воображения, логического и абстрактного мышления, творческой активности и дружелюбия. Обеспечивая условия для полноценной и разнообразной конструктивной деятельности, педагог стремится воспитывать не послушного исполнителя, а творца, помогая детям раскрыть свои аналитические способности и художественные таланты, почувствовать себя художниками и дизайнерами, развить ручные навыки и умения.
Список литературы:
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекоменации. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
Лыкова И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, начальной школе и семье: учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
26