Конструкт урока «В афинских школах и гимнасиях» , урок открытия новых знаний
Конструкт урока истории в 5 классе
Тема «В афинских школах и гимнасиях» , урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с системой образования в Афинском полисе, способствовать пониманию важности образования в жизни человека, содействовать формированию взглядов на гармонично развитую личность на примере афинских школ и гимнасиев.
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Образовательная среда:
- учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс;
- компьютер, медиапроектор;
- презентация «В Афинских школах и гимнасиях»;
- карточки с заданиями, дополнительной информацией и иллюстрации-задания для пробного действия;
- жетоны (лавровые венки) из бумаги;
- приложение «Plickers», карточки-коды.
Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей образования, воспитание уважения к культуре других народов.
Планируемые предметные результаты: сформировать представление об Афинских школах и гимнасиях, их значении в жизни афинского общества; выявить особенности образования в Древней Греции, рассмотреть причины возникновения различных образовательных учреждений, видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ
Метапредметные результаты: формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом; владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, презентация и др.); готовность к сотрудничеству, к коллективной работе.
Формируемые УУД
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
освоение гуманистических традиций и ценностей человеческой цивилизации | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом | ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно |
| поиск и выделение необходимой информации | умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения |
| умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | формирование умения работать в малых группах | осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
внутренняя позиция школьника | развитие готовности решать учебные и познавательные задачи | организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками правильно передавать информацию | способность понимать учебные цель и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия |
№ п/п | Этап урока | Приемы обучения | Примеры |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Фантастическая добавка | Что в чёрном ящике? Учитель демонстрирует восковую дощечку и палочку для письма – стиль. В ходе беседы учащиеся пытаются предположить, что это за вещи, для чего нужны и как используются. | |
II. Актуализация. | Историческая разминка | Как древние греки называли свою Родину? Кто прятался на острове Крит в царском дворце. Кто автор поэмы «Одиссея»? Кто автор поэмы «Илиада»? Название поэмы «Илиада» произошло от названия города Троя. Почему? Главный бог в греческой мифологии? Назовите имя жены Зевса? | |
III. Формулирование темы и составление плана ее изучения | Иллюстрация-загадка Отсроченная отгадка Проблемная ситуация: почему? Как вы думаете ? | По иллюстрациям и краткому описанию догадаться, о какой школе идет речь (Египетская, китайская, греческая) Однажды Пифагор увидел, как раб сломал ногу и восклинул: «Вот, еще одним педагогом стало больше!» | |
4 | IV. Пробное действие. Выявление затруднения. Построение проекта выхода из затруднения | Восстанови картину | Задание: соотнести иллюстрации с названием (школа, палестра, гимнасий) и возраст, когда посещают и какой вид образовательного учреждения. После неправильного выполнения задания составляем план выхода из затруднения. |
5 | V. Реализация построенного проекта. | Работа в группах | Три ряда – три группы. Первый – изучает документы и учебник, исследуя вопрос «Школа», второй – «Палестра», третий – «Гимнасий». |
6 | VI. Первичная проверка понимания | Диалог Минутка превращений | Учащиеся от первого лица (от имени школьников Древней Греции) отвечают на вопросы, данные в карточках-заданиях. Выполняем задание «Восстанови картину» |
7 | VII. Самостоятельная работа с историческим текстом | Лови ошибку | Исправьте не менее 4 ошибок в тексте. Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам. |
8 | VIII. Включение нового знания в систему знаний | Пликерс-прием | Ответы на вопросы через приложение Пликерс по изученной теме. |
9 | IX. Рефлексия. | Облако «тегов» | На слайде указаны варианты: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. |
10 | Домашнеее задание | Идеальное задание | Задание на выбор, каждый выбирает свое идеальное задание: Прочитать параграф и приготовить пересказ Приготовить пересказ, сделать иллюстрацию к теме Приготовить пересказ, написать сочинение по иллюстрации к параграфу Приготовить сообщение, используя дополнительный материал (энциклопедии, интернет и т.д.) по изученной теме. |