Конспект урока по истории древнего мира «В афинских школах и гимнасиях»
Организационная информация |
||
Автор урока |
Кузнецова Людмила Петровна |
|
Предмет |
История древнего мира |
|
Класс |
5
|
|
Продолжительность урока (занятия) |
45 минут |
|
Методическая информация |
||
Тема урока /занятия
|
В афинских школах и гимнасиях |
|
Автор учебника |
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс. |
|
Классификация урока |
Тип урока - комбинированный. Учебное занятие проводится при изучении темы «Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии». Является логическим продолжением 2-х предыдущих уроков, на которых учащиеся познакомились с ограниченным характером афинской демократии, достопримечательностями города. На следующих уроках будет продолжено изучение темы и учащиеся познакомятся с зарождением театра и устройством афинской демократии |
|
Технология |
АМО |
|
Цели урока/ занятия
|
Создать условия для формирования представлений учащихся об обучении детей в греческих школах, кругом изучаемых предметов |
|
Задачи урока/ занятия
|
Задачи: Образовательная: способствовать формированию знаний о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях; Развивающая: развивать смысловое чтение, осуществлять анализ, сравнение, уметь работать с различными источниками информации, делать выводы, структурировать текст Воспитательная: воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям, стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ в ходе урока /
|
Актуализируют знания по достопримечательностям Афин и образованием, воспитанием в Древней Спарте; умения раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий: агора, амфора, демократия, керамик, килик, кратер, Парфенон, пифос, портик, пропилеи, Эрехтейон, Фидий Приобретут знания по обучению образования в Афинах, умения проводить поиск необходимой информации по нескольким историческим источникам, применять исторические знания по образованию в Древней Греции для раскрытия сущности современного образования, навыки формулирования учебной задачи, смыслового чтения, на основе текста и иллюстраций составления описания о занятиях в школе и воспитании девочек, занятиях в палестре и гимнасиях, сравнения и анализа воспитания мальчиков в Спарте и Афинах, разных точек зрения греческих ученых: Аристотеля, Антифонта на природу человека. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Регулятивные: готовность к самообразованию, осуществляют контроль за своей деятельностьюбразованию, на основе соотнесения того, что уже исзвестно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно к са принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют работу, самостоятельно контролируют свое время и управляют им, оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы, оценивают правильность выполнения заданий, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, умеют адекватно оценить свои возможности достижения цели; принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы; выдвигают гипотезы о связях событий, делают умозаключения и выводы на основе аргументации, формулируют познавательную цель; формулируют ответы на вопросы учителя, анализируют с целью выделения главного, выдвигают гипотезу и ее обосновывают; Объясняют явления, понятия, определения в ходе исследования, осуществляют расширенные поиск информации, выделяют ключевые слова, главную мысль текста, делают умозаключения, структурируют текст в определенную систему, проводят рефлексию с целью выработки индивидуального маршрута преодоления зон затруднения Коммуникативные: формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества; осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей, владеют монологической контекстной речью; представляют конкретное содержание, высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации, учитывают и координируют мнения других учеников в сотрудничестве, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем; объясняют содержание совершаемых действий в форме внутренней речи |
|
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
|
Школа и образование. Образование эллина. Обучение в греческой школе. Спортивная подготовка палестре и гимнасии. Воспитание девочек. Педагог, стиль, палестра, гимнасий, красноречие. |
Этап |
Цели фазы и этапа |
Время, продолжительность этапа |
Подробное описание АМО |
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
УУД, которые формируются при использовании данного АМО
|
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
|
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока |
|
|
Инициация |
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад |
1 мин
|
Цель: 1.Создать положительный эмоциональный настрой Задачи: 1.Создать условия для погружение в атмосферу Древней Греции 2.Создать благоприятную атмосферу Необходимые материалы: Не требуются Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Учитель предлагает учащимся поприветствовать друг друга так, как приветствовали друг друга в Древней Греции жители Афин. Для этого они должны пожать руку друг другу и произнести слово «хайрете», что означает «радуйтесь»
|
(Ребята стоят за партами) Учитель приветствует ребят: -«Хайрете»! Именно так приветствуют при встрече друг друга жители древних Афин, желая хорошего настроения, потому что слово «хайрете» означает «радуйтесь»
Посмотрите друг на друга, пожмите руку друг другу и произнесите слово «хайрете» |
Личностные: 1.Формирование устойчивого познавательного интереса 2.Уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим 3.Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества Коммуникативные: 1. Умение взаимодействовать в группе Регулятивные: 1.Настроиться на готовность к самообразованию |
Социальная: умение сотрудничать, способность уважать других |
Погружаются в рабочий процесс |
|
|
Вхождение в тему урока |
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения |
3 мин. |
Цель: 1.Создать условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания Задачи: 1.Установить и сформулировать цели и содержания урока самими обучающимися; 2.Определить тему урока 3.Сформировать потребность в знаниях 4. Воспитывать интерес к истории Необходимые материалы: Слайды презентации Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Учитель предлагает рассмотреть 3 ряда слов и в каждом ряде выбрать одно лишнее слово, объяснить почему лишнее; и что может объединять три выбранных лишних слова |
Учитель обращает внимание на слайд презентации , предлагает прочитать слова 1 ряд: коренные афиняне, переселенцы, педагоги 2 ряд: наносить фигуры черным лаком, торговать рыбой, обучать хорошим манерам; 3 ряд: Агора. Акрополь, Гимнасия предлагает : -из каждого смыслового ряда выбрать лишнее слово, -объяснить свою позицию -ответить на вопрос: Что объединяет эти слова? -предложить свой вариант темы урока - сформулировать цели |
Личностные: 1.Формирование устойчивого познавательного интереса 2. Понимание значение знаний и умений по данной теме для себя лично Коммуникативные: 1. Осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей (отвечают на вопросы); 2. Владеют монологической контекстной речью; 3. Представляют конкретное содержание (выделяют лишнее слово), 4.Высказывают собственное мнение, 5.Слушают друг друга, 6.Строят понятные речевые высказывания(объясняют свою позицию, предлагают варианты темы урока, формулируют цели) Познавательные: Общеучебные- 1.Формулируют познавательную цель; 2.Формулируют ответы на вопросы учителя логические: 3.Анализируют с целью выделения главного( выделяют лишнее слово), 4.Выдвигают гипотезу и ее обосновывают( предлагают свою тему урока, объясняют, почему слово лишнее) Регулятивные: 1. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют работу |
Учебно-познавательная Умение ставить цель и организовывать ее достижение, рассуждать Коммуникативная Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге |
Самостоятельно определяют тему урока, ставят цели обучения самостоятельно. |
|
|
Определение опасений и ожиданий |
Создание психологической комфортной обстановки на весь учебный процесс; обеспечение ответственности за результаты учебной деятельности, концентрация внимания |
3 мин |
Цель: 1. Выяснить ожидания и опасения учащихся для коррекции в образовательном процессе (при необходимости) Задачи: 1.Четко понять свои ожидания и опасения 2.Спрогнозировать результаты своих достижений 3.Ясно выражать свои мысли Необходимые материалы: Заранее подготовленные листы на которых изображены два сосуда: светлый (для ожиданий) и темный (для опасений) Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Учащимся предлагается определить свои ожидания и опасения, записав в светлый сосуд- ожидания, в темный -опасения
|
Учитель обращает внимание на лист с двумя сосудами, предлагает обучающимся определить ожидания от обучения на уроке и записать в светлый сосуд, затем определить опасения и записать в темный сосуд. Учитель предлагает желающим озвучить ожидания и опасения |
Личностные: 1.Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов Регулятивные: 1. Сохраняют учебную цель и задачу( определяют ожидания и опасения ,исходя из темы урока и целей) 2. Умеют адекватно оценить свои возможности достижения цели определенной сложности 3.Составляют прогноз как предвидение будущих результатов Коммуникативные: 1. Владеют монологической контекстной речью; 2. Слушают друг друга |
Учебно-познавательная: Умение организовывать достижение цели, рассуждать, давать прогноз своей учебно-познавательной деятельности Коммуникативная: Умение вступать в речевое общение
|
Выявить проблемы в обучении для корректировки правильного формирования УУД |
|
|
Закрепление изученного |
Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. |
8 мин |
Цель: 1Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и умения по теме и проверить степень их усвоения Задачи: 1.Развивать способности к практическому применению изученного материала Необходимые материалы: Слайды презентации, на которых изображены рисунки, связанные с понятиями из прошлых уроков Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Учитель предлагает учащимся побывать в Древних Афинах в качестве торговцев, путешественников, которые гуляют по древним Афинам. Показывает рисунок с изображением понятия из прошлого урока, учащимся необходимо объяснить: дать определение, назвать имя, название улицы, площади и т.д.
|
Учитель обращается к ученикам: - Уважаемые афиняне! Один мой знакомый проездом побывал у вас в городе, и сделал много картинок, но так как времени у него было мало, он не успел узнать все и подробно мне рассказать о тех местах, где был. Помогите мне пожалуйста. Я вам буду показывать картинку, а вы мне расскажите , что знаете о достопримечательностях Афин. Учитель показывает слайд с картинками: Агора- главная площадь Афин Амфора- большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноса и хранения вина и других жидкостей; Керамик- район гончарных мастерских; Килик- древнегреческий сосуд; Кратер- большой керамический сосуд, в котором смешивали вино с водой; Парфенон-храм девы Афины на Акрополе; Пифос- глиняный сосуд с узким горлом; Портик- полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны; Пропилеи- изящные ворота, служат входом в святилище, на Агору; Фидий- древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олипии и Афины в Парфеноне; Эрехтейон- знаменитый афинский храм, в котором вместо колонн на одном из портиков-скульптуры девушек Учитель благодарит за помощь, хвалит, что в Афинах живут такие умные и талантливые жители. Задает вопрос: - А где вы научились так хорошо говорить, разбираться в памятниках архитектуры, скульптуры? |
Личностные: 1.Формирование устойчивого познавательного интереса 2. Понимание значение знаний и умений по данной теме для себя лично Познавательные: Общеучебные: 1.Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; 2.Формулируют ответы на вопрос учителя логические: 3.Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по теме Коммуникативные: 1.Осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей ( рассказывают по картинкам), 2.Владеют монологической контекстной речью(отвечают, дополняют) Регулятивные: 1.Осуществляют контроль за своей деятельностью (работают на уроке, анализируют и правильно строят ответ), 2.Сохраняют учебную цель и задачу |
Коммуникативная Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, владеть разными видами речевой деятельности ( монолог, диалог, когда дополняют друг друга) Социальная: умение сотрудничать |
Создание проблемной ситуации посредством погружение в историческую среду направленной на умение применять полученные знания |
|
|
Инпут |
Сообщение нового знания |
6 мин |
Цель: 1.Получить целостную картину обучения детей в греческих школах Задачи: 1. Способствовать формированию знаний о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях 2.Способствовать формированию стремления к познанию нового 3. Воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям Необходимые материалы: Заранее подготовленные листы, на которых записаны вопросы: Кто? Что? Зачем? Чем? Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: В центре доски указывается тема. От темы несколько направлений-стрелок: на каждой стрелке указано по одному вопросу Кто? Что? Зачем? Чем? Ученикам предлагается обдумать, какие аспекты темы будут освещены и лежать в основе ответов на вопросы Квинтилиана. Учитель раскрывает тему по каждому вопросу, а учащиеся записывают существенные моменты.
|
Учитель прикрепляет в центре доски лист с темой урока: «В афинских школах и гимнасиях» и от листа чертит 4 стрелки, к каждой прикрепляет лист с вопросом: Кто? Что? Зачем? Чем?. Обучающиеся в тетрадь переписывают данную схему Предлагает обучающимся ответить на вопросы: Кто учил детей Что делали в школе Зачем нужны палестры. (дает определение термина-палестра-школа гимнастики) Чем занимались в гимнасиях Обучающиеся предлагают свои варианты ответов- учитель записывает рядом с вопросом
|
Личностные: 1.Проявляют интерес к новому учебному материалу; 2.Проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия ( слушая ответы других, не отвергая их, а дополняя вместе) Познавательные: общеучебные: 1.Объясняют явления, понятия, в ходе беседы логические: 1. Выделяют ключевые слова, 2.Делают умозаключения( на основе личного опыта предлагают ответы на вопрос « кто учил»,на основе определения «палестры»- предлагают ответ на вопрос зачем нужны были палестры) структурируют в определенную систему ( запись ответов на конкретные вопросы) Регулятивные: 1. Учитывают выделенные учителем ориентиры действий, 2.Сохраняют учебную цель и задачу Коммуникативные: 1.Принимают другие мнения, 2.Допускают существование различных точек зрения 3. Осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей 4.Владеют монологической контекстной речью
|
Учебно-познавательная 1.Умение обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме; 2.Выдвигать гипотезы Информационная Умение организовывать взаимосвязь своих знаний |
Погружение в новую среду посредством беседы, направленной на умение осознать новую информацию. |
|
|
Проработка содержания темы
|
Усвоение нового материала и ЗУН и К |
15 мин |
Цель: 1.Выяснить, что усвоено учащимися по теме, а над чем ещё следует работать. Задачи: 1. Развивать смысловое чтение 2. Осуществлять анализ, делать выводы 3.Выделить смысловые единицы темы и графическое их оформить в определенном порядке в виде грозди. 4. Воспитывать интерес к истории Необходимые материалы: Отдельные листы, необходимые для составления кластера Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Проработав с источниками информации подбирает и записывает на отдельных листах слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. В конце работы каждая группа прикрепляет свои листы к ключевому слову ( в данном случае это будет один из вопросов Квинлилиана), тем самым завершает неполный кластер |
Учитель предлагает поработать обучающимся в парах с различными источниками информации (учебник, картики, высказывания древнегреческих философов) и записать на отдельных листах и у себя в тетради( составить кластер) ключевые слова, фразы, словосочетания , подходящие к ответу на вопросы Квинтилиана. После выполнения заданий желающие приглашаются к доске для завершения кластера |
Личностные: 1.Мотивируют свои действия, 2.Проявляют интерес к новому учебному материалу; 3.Проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия Познавательные: общеучебные: 1. Объясняют явления, понятия, определения в ходе исследования логические: 2.Осуществляют расширенный поиск информации, 2. Выделяют ключевые слова, главную мысль текста, 3.Делают умозаключения, 4.Структурируют текст в определенную систему Коммуникативные: 1.Устанавливают рабочие отношения, 2.Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации, 3.Учитывают и координируют мнения друг друга сотрудничестве, 4.Вступают в диалог, 5.Участвуют в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: 1. Составляют план последовательности действий своей работы, 2.Самостоятельно контролируют свое время и управляют им, 3.Оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы |
Учебно-познавательная 1.Умение ставить цель на данном этапе и организовывать ее достижение, 2. Рассуждать, 3.Делать вывод Коммуникативная Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, чтение, диалог),выступать с устными сообщениями, работать в парах Информационная 1.Владение навыками работы с различными источниками информации: учебник, дополнительный материал, картинки 2.Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию, необходимую для решения учебных задач, 3.Преобразовывать, сохранять и передавать информацию ( состалять кластер); 4.Выделять главное и необходимое; Социальная: 1. Умение сотрудничать |
При выполнении этого задания обучающиеся проявляют творчество, инициативу. Комментируя составленный кластер, учатся выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения |
|
|
Эмоциональная разрядка |
Снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии |
3 мин |
Цель: 1. Снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся 2.Сформировать у учащихся принципы здорового образа жизни Задачи: 1.Примененить на практике полученные знания 2. Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и настроение Необходимые материалы: Не требуются Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Учитель предлагает учащимся сымитировать упражнения, которые выполняли в палестре- борьба, бег, прыжки, метание копья и диска
|
Учитель предлагает побывать в палестре и поучиться правильно выполнять гимнастические упражнения: 1.Бег на месте 2.Попрыгать 3.Сымитироватьбросание копья 4. Повернуться вокруг себя и сымитировать бросание диска |
Личностные: 1.Осознание необходимости вести здоровый образ жизни Коммуникативные: 1.Умение сотрудничать Регулятивные: 1.Умение расслабляться, мобилизовать свои силы |
Коммуникативная 1.Владение способами совместной деятельности в группе |
Обучающиеся расслабляются, снимают напряжение и усталость, переключаются с умственной на физическую деятельность |
|
|
Рефлексия |
Получение анализа эмоционального и содержательного отношения обучающегося к уроку, степень сложности темы |
4 мин |
Цель: 1.Вернуться к вопросу об ожиданиях и опасениях учащихся и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся Задачи: 1.Проанализировать поставленные цели, ожидания и опасения 2. Объективно оценить достигнутые результаты Необходимые материалы: Нарисованные на большом листе два сосуда ( светлый и темный), стикеры Предварительная подготовка (если требуется): Не требуется Технология проведения: Учитель предлагает учащимся посмотреть записи на сосудах , сравнить свои ожидания, опасения в начале урока и полученные результаты в конце урока. Если ребенок считает, что ожидания оправдались, поставленные цели достигнуты- прикрепляет стикер к светлому сосуду, если нет- то к темному
|
Учитель предлагает обучающимся «заглянуть» в два сосуда, которые они заполняли в начале урока : в светлый- сравнить свои ожидания и в темный- сравнить свои опасения. с окончанием урока. - Проанализировав, «заполните» сосуды на доске: Если ожидания оправдались, то прикрепите стикер к светлому сосуду, если не оправдались-то к темному. |
Личностные: 1.Понимают значение знаний для человека и принимают его, 2.Оценивают собственную учебную деятельность Регулятивные: 1.Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала 2.Умеют адекватно оценить свои возможности достижения цели |
Учебно-познавательная 1.Формирование навыков учебной деятельности. Социальная 1.Умение проводить анализ |
Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке |
|
|
Домашнее задание |
Параграф 38, ответить на вопросы после параграфа Пофантазируйте и напишите мини-сочинение «Я в древнегреческой школе» Ответьте на вопрос: «Кого бы вы пригласили из древнегреческих ученых на урок истории и о чем бы с ними вели беседу?» |