12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Людмила Петровна50
Россия, Коми респ., Ухта
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

Организационная информация

Автор урока

Кузнецова Людмила Петровна

Предмет

История древнего мира

Класс

5

 

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

 

В афинских школах и гимнасиях

Автор учебника

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс.

Классификация урока

Тип урока - комбинированный. Учебное занятие проводится при изучении темы «Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии». Является логическим продолжением 2-х предыдущих уроков, на которых учащиеся познакомились с ограниченным характером афинской демократии, достопримечательностями города. На следующих уроках будет продолжено изучение темы и учащиеся познакомятся с зарождением театра и устройством афинской демократии

Технология

АМО

Цели урока/ занятия

 

Создать условия для формирования представлений учащихся об обучении детей в греческих школах, кругом изучаемых предметов

Задачи урока/ занятия

 

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию знаний о системе обучения и воспитания в

афинских школах и гимнасиях;

Развивающая: развивать смысловое чтение, осуществлять анализ, сравнение, уметь работать с

различными источниками информации, делать выводы, структурировать текст

Воспитательная: воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим

ценностям, стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять

их на практике

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ в ходе урока /

 

Актуализируют знания по достопримечательностям Афин и образованием, воспитанием в Древней Спарте; умения раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий: агора, амфора, демократия, керамик, килик, кратер, Парфенон, пифос, портик, пропилеи, Эрехтейон, Фидий

Приобретут знания по обучению образования в Афинах, умения проводить поиск необходимой информации по нескольким историческим источникам, применять исторические знания по образованию в Древней Греции для раскрытия сущности современного образования, навыки формулирования учебной задачи, смыслового чтения, на основе текста и иллюстраций составления описания о занятиях в школе и воспитании девочек, занятиях в палестре и гимнасиях, сравнения и анализа воспитания мальчиков в Спарте и Афинах, разных точек зрения греческих ученых: Аристотеля, Антифонта на природу человека.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные: готовность к самообразованию, осуществляют контроль за своей деятельностьюбразованию, на основе соотнесения того, что уже исзвестно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно к са принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют работу, самостоятельно контролируют свое время и управляют им, оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы, оценивают правильность выполнения заданий, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, умеют адекватно оценить свои возможности достижения цели; принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы; выдвигают гипотезы о связях событий, делают умозаключения и выводы на основе аргументации, формулируют познавательную цель; формулируют ответы на вопросы учителя, анализируют с целью выделения главного, выдвигают гипотезу и ее обосновывают; Объясняют явления, понятия, определения в ходе исследования, осуществляют расширенные поиск информации, выделяют ключевые слова, главную мысль текста, делают умозаключения, структурируют текст в определенную систему, проводят рефлексию с целью выработки индивидуального маршрута преодоления зон затруднения

Коммуникативные: формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества; осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей, владеют монологической контекстной речью; представляют конкретное содержание, высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации, учитывают и координируют мнения других учеников в сотрудничестве, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем; объясняют содержание совершаемых действий в форме внутренней речи

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

 

Школа и образование. Образование эллина. Обучение в греческой школе. Спортивная подготовка палестре и гимнасии. Воспитание девочек. Педагог, стиль, палестра, гимнасий, красноречие.


 

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность этапа

Подробное описание АМО

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО

 

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока

 

Инициация

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

 

1 мин

 

 

Цель:

1.Создать положительный эмоциональный настрой

Задачи:

1.Создать условия для погружение в атмосферу Древней Греции

2.Создать благоприятную атмосферу

Необходимые материалы:

Не требуются

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Учитель предлагает учащимся поприветствовать друг друга так, как приветствовали друг друга в Древней Греции жители Афин. Для этого они должны пожать руку друг другу и произнести слово «хайрете», что означает «радуйтесь»

 

(Ребята стоят за партами)

Учитель приветствует ребят:

-«Хайрете»! Именно так приветствуют при встрече друг друга жители древних Афин, желая хорошего настроения, потому что слово «хайрете» означает «радуйтесь»

 

Посмотрите друг на друга, пожмите руку друг другу и произнесите слово «хайрете»

Личностные:

1.Формирование устойчивого познавательного интереса

2.Уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим

3.Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества

Коммуникативные:

1. Умение взаимодействовать в группе

Регулятивные:

1.Настроиться на готовность к самообразованию

Социальная: умение сотрудничать, способность уважать других

Погружаются в рабочий

процесс

 

Вхождение в тему урока

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

3 мин.

Цель:

1.Создать условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания

Задачи:

1.Установить и сформулировать цели и содержания урока самими обучающимися;

2.Определить тему урока

3.Сформировать потребность в знаниях

4. Воспитывать интерес к истории

Необходимые материалы:

Слайды презентации

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Учитель предлагает рассмотреть 3 ряда слов и в каждом ряде выбрать одно лишнее слово, объяснить почему лишнее; и что может объединять три выбранных лишних слова

Учитель обращает внимание на слайд презентации , предлагает прочитать слова

1 ряд: коренные афиняне, переселенцы, педагоги

2 ряд: наносить фигуры черным лаком, торговать рыбой, обучать хорошим манерам;

3 ряд: Агора. Акрополь, Гимнасия

предлагает :

-из каждого смыслового ряда выбрать лишнее слово,

-объяснить свою позицию

-ответить на вопрос: Что объединяет эти слова?

-предложить свой вариант темы урока

- сформулировать цели

Личностные:

1.Формирование устойчивого познавательного интереса

2. Понимание значение

знаний и умений по данной теме для себя лично

Коммуникативные:

1. Осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей (отвечают на вопросы);

2. Владеют монологической контекстной речью;

3. Представляют конкретное содержание (выделяют лишнее слово),

4.Высказывают собственное мнение,

5.Слушают друг друга,

6.Строят понятные речевые высказывания(объясняют свою позицию, предлагают варианты темы урока, формулируют цели)

Познавательные:

Общеучебные-

1.Формулируют познавательную цель;

2.Формулируют ответы на вопросы учителя

логические:

3.Анализируют с целью выделения главного( выделяют лишнее слово),

4.Выдвигают гипотезу и ее обосновывают( предлагают свою тему урока, объясняют, почему слово лишнее)

Регулятивные:

1. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют работу

Учебно-познавательная

Умение ставить цель и организовывать ее достижение, рассуждать

Коммуникативная

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Самостоятельно определяют тему урока,

ставят цели обучения самостоятельно.

 

Определение опасений и ожиданий

Создание психологической комфортной обстановки на весь учебный процесс; обеспечение ответственности за результаты учебной деятельности, концентрация внимания

3 мин

Цель:

1. Выяснить ожидания и опасения учащихся для коррекции в образовательном процессе

(при необходимости)

Задачи:

1.Четко понять свои ожидания и опасения

2.Спрогнозировать результаты своих достижений

3.Ясно выражать свои мысли

Необходимые материалы:

Заранее подготовленные листы на которых изображены два сосуда: светлый (для ожиданий) и темный (для опасений)

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Учащимся предлагается определить свои ожидания и опасения, записав в светлый сосуд- ожидания, в темный -опасения

 

Учитель обращает внимание на лист с двумя сосудами, предлагает обучающимся определить ожидания от обучения на уроке и записать в светлый сосуд, затем определить опасения и записать в темный сосуд.

Учитель предлагает желающим озвучить ожидания и опасения

Личностные:

1.Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов

Регулятивные:

1. Сохраняют учебную цель и задачу( определяют ожидания и опасения ,исходя из темы урока и целей)

2. Умеют адекватно оценить свои возможности достижения цели определенной сложности

3.Составляют прогноз как предвидение будущих результатов

Коммуникативные:

1. Владеют монологической контекстной речью;

2. Слушают друг друга

Учебно-познавательная:

Умение организовывать достижение цели, рассуждать, давать прогноз своей учебно-познавательной деятельности

Коммуникативная:

Умение вступать в речевое общение

 

Выявить проблемы в обучении для корректировки правильного формирования УУД

 

Закрепление изученного

Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

8 мин

Цель:

1Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и умения по теме и проверить степень их усвоения

Задачи:

1.Развивать способности к практическому применению изученного материала

Необходимые материалы:

Слайды презентации, на которых изображены рисунки, связанные с понятиями из прошлых уроков

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Учитель предлагает учащимся побывать в Древних Афинах в качестве торговцев, путешественников, которые гуляют по древним Афинам. Показывает рисунок с изображением понятия из прошлого урока, учащимся необходимо объяснить: дать определение, назвать имя, название улицы, площади и т.д.

 

Учитель обращается к ученикам:

- Уважаемые афиняне! Один мой знакомый проездом побывал у вас в городе, и сделал много картинок, но так как времени у него было мало, он не успел узнать все и подробно мне рассказать о тех местах, где был. Помогите мне пожалуйста. Я вам буду показывать картинку, а вы мне расскажите , что знаете о достопримечательностях Афин.

Учитель показывает слайд с картинками:

Агора- главная площадь Афин

Амфора- большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноса и хранения вина и других жидкостей;

Керамик- район гончарных мастерских;

Килик- древнегреческий сосуд;

Кратер- большой керамический сосуд, в котором смешивали вино с водой;

Парфенон-храм девы Афины на Акрополе;

Пифос- глиняный сосуд с узким горлом;

Портик- полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны;

Пропилеи- изящные ворота, служат входом в святилище, на Агору;

Фидий- древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олипии и Афины в Парфеноне;

Эрехтейон- знаменитый афинский храм, в котором вместо колонн на одном из портиков-скульптуры девушек

Учитель благодарит за помощь, хвалит, что в Афинах живут такие умные и талантливые жители.

Задает вопрос:

- А где вы научились так хорошо говорить, разбираться в памятниках архитектуры, скульптуры?

Личностные:

1.Формирование устойчивого познавательного интереса

2. Понимание значение

знаний и умений по данной теме для себя лично

Познавательные:

Общеучебные:

1.Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

2.Формулируют ответы на вопрос учителя

логические:

3.Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по теме

Коммуникативные:

1.Осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей

( рассказывают по картинкам),

2.Владеют монологической контекстной речью(отвечают, дополняют)

Регулятивные:

1.Осуществляют контроль за своей деятельностью (работают на уроке, анализируют и правильно строят ответ), 2.Сохраняют учебную цель и задачу

Коммуникативная

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, владеть разными видами речевой деятельности

( монолог, диалог, когда дополняют друг друга)

Социальная: умение сотрудничать

Создание проблемной ситуации посредством погружение в историческую среду направленной на умение применять полученные знания

 

Инпут

Сообщение нового знания

6 мин

Цель:

1.Получить целостную картину обучения детей в греческих школах

Задачи:

1. Способствовать формированию знаний о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях

2.Способствовать формированию стремления к познанию нового

3. Воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям

Необходимые материалы:

Заранее подготовленные листы, на которых записаны вопросы: Кто? Что? Зачем? Чем? Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

В центре доски указывается тема. От темы несколько направлений-стрелок: на каждой стрелке указано по одному вопросу Кто? Что? Зачем? Чем? Ученикам предлагается обдумать, какие аспекты темы будут освещены и лежать в основе ответов на вопросы Квинтилиана. Учитель раскрывает тему по каждому вопросу, а учащиеся записывают существенные моменты.

 

Учитель прикрепляет в центре доски лист с темой урока: «В афинских школах и гимнасиях» и от листа чертит 4 стрелки, к каждой прикрепляет лист с вопросом: Кто? Что? Зачем? Чем?.

Обучающиеся в тетрадь переписывают данную схему

Предлагает обучающимся ответить на вопросы:

Кто учил детей

Что делали в школе

Зачем нужны палестры.

(дает определение термина-палестра-школа гимнастики)

Чем занимались в гимнасиях

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов- учитель записывает рядом с вопросом

 

Личностные:

1.Проявляют интерес к новому учебному материалу; 2.Проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия ( слушая ответы других, не отвергая их, а дополняя вместе)

Познавательные:

общеучебные:

1.Объясняют явления, понятия, в ходе беседы

логические:

1. Выделяют ключевые слова, 2.Делают умозаключения( на основе личного опыта предлагают ответы на вопрос « кто учил»,на основе определения «палестры»- предлагают ответ на вопрос зачем нужны были палестры) структурируют в определенную систему

( запись ответов на конкретные вопросы)

Регулятивные:

1. Учитывают выделенные учителем ориентиры действий, 2.Сохраняют учебную цель и задачу

Коммуникативные:

1.Принимают другие мнения, 2.Допускают существование различных точек зрения

3. Осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей

4.Владеют монологической контекстной речью

 

 

Учебно-познавательная

1.Умение обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме;

2.Выдвигать гипотезы

Информационная

Умение организовывать взаимосвязь своих знаний

Погружение в новую среду посредством беседы, направленной на умение осознать новую информацию.

 

Проработка содержания темы

 

Усвоение нового материала и ЗУН и К

15 мин

Цель:

1.Выяснить, что усвоено учащимися по теме, а над чем ещё следует работать.

Задачи:

1. Развивать смысловое чтение

2. Осуществлять анализ, делать выводы

3.Выделить смысловые единицы темы и графическое их оформить в определенном порядке в виде грозди.

4. Воспитывать интерес к истории

Необходимые материалы:

Отдельные листы, необходимые для составления кластера

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Проработав с источниками информации подбирает и записывает на отдельных листах слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

В конце работы каждая группа прикрепляет свои листы к ключевому слову ( в данном случае это будет один из вопросов Квинлилиана), тем самым завершает неполный кластер

Учитель предлагает поработать обучающимся в парах с различными источниками информации (учебник, картики, высказывания древнегреческих философов) и записать на отдельных листах и у себя в тетради( составить кластер) ключевые слова, фразы, словосочетания , подходящие к ответу на вопросы Квинтилиана.

После выполнения заданий желающие приглашаются к доске для завершения кластера

Личностные:

1.Мотивируют свои действия, 2.Проявляют интерес к новому учебному материалу; 3.Проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Познавательные:

общеучебные:

1. Объясняют явления, понятия, определения в ходе исследования

логические:

2.Осуществляют расширенный поиск информации,

2. Выделяют ключевые слова, главную мысль текста,

3.Делают умозаключения, 4.Структурируют текст в определенную систему

Коммуникативные:

1.Устанавливают рабочие отношения,

2.Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации,

3.Учитывают и координируют мнения друг друга сотрудничестве,

4.Вступают в диалог,

5.Участвуют в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

1. Составляют план последовательности действий своей работы,

2.Самостоятельно контролируют свое время и управляют им, 3.Оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы

Учебно-познавательная

1.Умение ставить цель на данном этапе и организовывать ее достижение,

2. Рассуждать,

3.Делать вывод

Коммуникативная

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, чтение, диалог),выступать с устными сообщениями, работать в парах

Информационная

1.Владение навыками работы с различными источниками информации: учебник, дополнительный материал, картинки

2.Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию, необходимую для решения учебных задач, 3.Преобразовывать, сохранять и передавать информацию

( состалять кластер); 4.Выделять главное и необходимое;

Социальная:

1. Умение сотрудничать

При выполнении этого задания обучающиеся проявляют творчество, инициативу.

Комментируя составленный кластер, учатся выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения

 

Эмоциональная разрядка

Снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии

3 мин

Цель:

1. Снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся

2.Сформировать у учащихся принципы здорового образа жизни

Задачи:

1.Примененить на практике полученные знания

2. Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и настроение

Необходимые материалы:

Не требуются

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Учитель предлагает учащимся сымитировать упражнения, которые выполняли в палестре- борьба, бег, прыжки, метание копья и диска

 

 

Учитель предлагает побывать в палестре и поучиться правильно выполнять гимнастические упражнения:

1.Бег на месте

2.Попрыгать

3.Сымитироватьбросание копья

4. Повернуться вокруг себя и сымитировать бросание диска

Личностные:

1.Осознание необходимости вести здоровый образ жизни Коммуникативные:

1.Умение сотрудничать Регулятивные:

1.Умение расслабляться, мобилизовать свои силы

Коммуникативная

1.Владение способами совместной деятельности в группе

Обучающиеся расслабляются, снимают напряжение и усталость, переключаются с умственной на физическую деятельность

 

Рефлексия

Получение

анализа эмоционального и содержательного отношения обучающегося к уроку, степень сложности темы

4 мин

Цель:

1.Вернуться к вопросу об ожиданиях и опасениях учащихся и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся

Задачи:

1.Проанализировать поставленные цели, ожидания и опасения

2. Объективно оценить достигнутые результаты

Необходимые материалы:

Нарисованные на большом листе два сосуда

( светлый и темный), стикеры

Предварительная подготовка (если требуется):

Не требуется

Технология проведения:

Учитель предлагает учащимся посмотреть записи на сосудах , сравнить свои ожидания, опасения в начале урока и полученные результаты в конце урока. Если ребенок считает, что ожидания оправдались, поставленные цели достигнуты- прикрепляет стикер к светлому сосуду, если нет- то к темному

 

Учитель предлагает обучающимся «заглянуть» в два сосуда, которые они заполняли в начале урока : в светлый- сравнить свои ожидания и в темный- сравнить свои опасения.

с окончанием урока.

- Проанализировав, «заполните» сосуды на доске:

Если ожидания оправдались, то прикрепите стикер к светлому сосуду, если не оправдались-то к темному.

Личностные:

1.Понимают значение знаний для человека и принимают его,

2.Оценивают собственную учебную деятельность

Регулятивные:

1.Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

2.Умеют адекватно оценить свои возможности достижения цели

Учебно-познавательная 1.Формирование навыков учебной деятельности.

Социальная

1.Умение проводить анализ

Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке

 

Домашнее задание

 

Параграф 38, ответить на вопросы после параграфа

Пофантазируйте и напишите мини-сочинение «Я в древнегреческой школе»

Ответьте на вопрос: «Кого бы вы пригласили из древнегреческих ученых на урок истории и о чем бы с ними вели беседу?»


 

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.