12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1579
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
3

Конструкционный план урока литературы в 5 классе «Уроки смелости и мудрости в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Конструкционный план урока литературы в 5 классе

«Уроки смелости и мудрости в сказке

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»


Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Никитина Е.А.


Конструкционный план урока

I. Организационный момент

II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности (включение фронтального опроса)

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чём? Догадайтесь сами, подсказка содержится в эпиграфах, записанных на доске.

“Что за прелесть эти сказки!”- А.С. Пушкин (Александр Сергеевич любил сказки, восхищался ими и сам написал много интересных сказок).

“Сказка-ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам-урок” (Сказка – волшебный рассказ, полный выдумок и фантазий, но всегда даёт мудрые советы для жизни).

“Сказка легко читается, да трудно понимается”, - М. Горький,- «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские».

- Ребята, помогите мне сформулировать тему занятия (Сказка. Мудрые уроки жизни).

- Какое прочитанное произведение поможет нам раскрыть тему? («Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»). (Тема записывается на доске)

- Ребята, поскольку тематическое направление нашего урока «Сказка как мудрый наставник человечества», нам предстоит применить свои знания, усилия, чтобы прийти к пониманию целей занятия. Помогите мне сформулировать цели занятия. (Примерное целеполагание: 1.Разобраться, какое значение в жизни человека играет сказка. 2.Научиться понимать, какие советы адресует нам народ, создававший сказки. 3.Совершенствовать умение видеть структуру сказки).

III. Актуализация знаний обучающихся

- Ребята, сейчас ваша учебная задача будет состоять в следующем: проверить свои знания по прочитанным сказкам «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», отвечая на вопросы кроссворда.

1.Проверка уровня владения текстовым материалом посредствам «Сигнального кроссворда».

Сигнальный кроссворд

«Иван-царевич или Иван-крестьянский сын»

По вертикали:1. Название вида сказки, в которой много чудес и волшебных предметов.5.Это животное пожалел Иван-царевич и не убил. 10. Кто помог Ивану-царевичу достать яйцо из водоёма? 12. Вид оружия Ивана – крестьянского сына? 13. Продолжи: «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам …..». 14.Где же находилась погибель Кощея Бессмертного?

По горизонтали:2. Имя героя, который победил Чудо-Юдо. 3. Имя царевны-лягушки.4. Самый хитрый зверёк в русских народных сказках. 6. Приспособление для переноски лягушки-царевны? 7.Какие эпитеты бывают в сказках? 8. Кто был отцом царевны-лягушки? 10. Верный помощник Ивана - крестьянского сына. 11. Название реки, возле которой принял бой Иван – крестьянский сын.










2

1













































5





































3

4













































































6














































































7





















































































8

10
















































































13





10.


































11

12

14













































































































































































































Поэтапный вывод обучающихся (-Насколько вы были внимательны к содержанию текста продемонстрировали ответы при выполнении предыдущей работы).

IV. Анализ сказки

- С детальным содержанием сказки мы познакомились, пришла очередь, чтобы проследить из каких элементов состоит сказка. Во-первых, определим вид сказки (волшебная). Структура сказки: зачин, развитие действия, концовка. Сегодня мы расширим познания в структуре сказки.

- Найдите зачин («Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына»).

- Каковы имена сыновей? Почему только Иван имеет имя? (Имя есть только у младшего сына, потому что он главный герой).

- Какая новость заставила сыновей крестьянина покинуть дом? («Собирается чудо-юдо поганое на их землю на­пасть, всех людей истребить, все города-сёла ог­нём спалить»).

-Чем ужасна весть, которая разнеслась в сказочном царстве? («Кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано; злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал»).

- Смогли ли братья Ивана продемонстрировать свою силу, стойкость, любовь к Родине? (Старшие братья во время дозоров проявили безответственность: проспали под ракитовым кустом).

Работа с термином - словарь литературоведческих терминов.

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении. «Страшное известие в царстве-государстве»

Физминутка

- Найдите в тесте сказки описание первого боя. Зачитайте фрагмент. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.

Это начало развития сюжета. («Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится»).

- Прочитайте выразительно описание второго боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.

1)«...только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться... Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, до­брых людей избавить!»

2) «...сыра земля закачалась, воды в реке взволно­вались, буйные ветры завыли, на дубах орлы за­кричали... Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, ис­крами осыпает...»

- Самым важным оказался третий бой. Силы Ивана опустошены после двух боёв. Опасность нарастает, но находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя меняет исход сражения

Работа с термином– словарь литературоведческих терминов.

Кульминация – точка напря­жения действия в художест­венном произведении.

- Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами сразу же не возвратился домой? (Он узнал, что жёны убитых им врагов замыш­ляют месть).

Работа с термином– словарь литературоведческих терминов.

Развязка – заключительный момент в развитии действия произведе­ния (эпизод «Столкновение с силой волшебного врага»).

-Какова концовка сказки? (Герои возвращаются домой к обычной жизни). («А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять»).

- Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван – крестьянский сын». В обеих сказках добро побеждает зло, но в чём разница? (Иван- крестьянский сын делал благо для своего народа, а Иван-царевич победил зло во имя лчнорго счастья).

- Чему научила вас данная сказка?

V. Постановка домашнего задания (дифференцированное задание)

Пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Иллюстрация к сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Проблемный вопрос про реку Смородину и куст смороды. Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, конкретное географическое название. Это река эпическая — зловещая. Что означает ее название? Что их с точки зрения толкования объединяет с кустом смородины?

VI. Рефлексия (с включением самооценки и взаимооценки работы на уроке

Заполняется лист самооценки.

Я узнал…

Мне было интересно узнать…

Особенно мне понравилось на уроке…

Удалось ли нам достигнуть цели урока...



Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.