Консультация для педагогов: "Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста."
Консультация для педагогов: "Роль дидактических игр в воспитании и бучении детей дошкольного возраста"
В детском саду особая роль отводится игровой деятельности детей. Одним из методов и форм обучения дошкольников являются дидактические игры.
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра- это потребность растущего детского организма.
Дидактическая игра — это метод организации учебно-воспитательного процесса, ориентированный на активизацию познавательной деятельности путём воздействия на эмоции и интеллект ребёнка с целью достижения его всестороннего личностного развития.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра помогает в реализации образовательной программы разного уровня посредством более эффективного усвоения знаний и приобретения новых навыков в увлекательной и интересной ребёнку форме.
Функции дидактической игры:
воспитательная,
познавательная,
развивающая,
мотивационная,
проблемная,
разъяснительная.
Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.
Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщающие понятия.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Дидактическая игра способствует развитию всех сторон человеческой личности. Дидактические игры являются средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.