Консультация для педагогов: «Значение нейролингвистики в работе с дошкольниками»

0
0
Материал опубликован 9 December в группе

Консультация для педагогов:

«Значение нейролингвистики в работе с дошкольниками» 



t1733747516aa.jpg


Нейролингвистика — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики

Нейролингвистика – это сравнительно молодая наука, открытия в которой зависят от технологического прогресса.

 Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и изменения в речевых процессах, происходящие при локальных поражениях мозга

Нейролингвистика — это научная дисциплина, занимающаяся исследованиями мозговых механизмов речевой деятельности. Она изучает мозговую организацию психических процессов построения и понимания высказывания в их функционировании, становлении и распаде. 

Нейролингвистика – современная дисциплина, которая возникла благодаря развитию компьютерных технологий и сближению научных интересов неврологии и лингвистики. 

В соответствии с представлениями современной нейропсихологии нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек работы мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции.

«Нейро» относится к  нейрональным процессам зрения, слуха, осязания и т. д., то есть к органам  чувств, которыми мы пользуемся в процессе восприятия внешних раздражителей.

«Лингвистика» - наука о языке, языковедение, языкознание.

Часть «лингвистическое» свидетельствует  о значении языковых элементов как  отражении собственных мыслей

Что изучает?

Главный интерес нейролингвистики направлен на изучение трех зон левого полушария головного мозга, ответственных за функционирование речи: зоны Брока (в ней происходят реакции управления устной речью), зоны Вернике (ответственна за восприятие и понимание) и затылочной части (в ней происходят логико-грамматические запоминания). Наука изучает как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на работу речи.

В рамках нейролингвистики исследуются следующие явления, отражающие взаимоотношения человеческого мышления и языкового употребления: 

Психофизиологический механизм языкового отражения действительности (включая распознавания речи);

Механизм языкового поведения (включая порождения речи); 

Механизм интеграции знаковых комплексов, которые поступают от разных анализаторов мозга; 

Работа систем, сопряжённых с реализацией устной и письменной речи; 

Процессы языковых обобщений. 

Нейролингвистика возникла на стыке научных интересов нейрологии, психологии и лингвистики. 

Многие исследования в нейролингвистике проводятся с привлечением теорий, выдвигаемых лингвистами и психолингвистами. Эти теории проверяются и/или получают дальнейшее развитие. В общем случае ученые, занимающиеся теоретической лингвистикой, разрабатывают теории относительно структуры языка и организации языковой информации, психолингвисты предлагают модели и алгоритмы обработки языковой информации в мозге, а нейролингвисты анализируют мозговую активность, чтобы выяснить, как биологические структуры (нейронные популяции и нейронные сети) реализуют эти психолингвистические алгоритмы обработки

Нейролингвистический подход — это одно из направлений психотерапии и практической педагогики и психологии, рассматривающее копирование вербального и невербального поведения людей, а также взаимосвязь между формами речи, движением глаз, тела и рук, с влиянием на окружающих.

Значение нейролингвистики в работе с дошкольниками заключается в следующем:

Учёт «зоны ближайшего развития» в коррекционно-развивающей деятельности. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Недостаточное развитие слухового канала восприятия у дошкольников. Учёт этого фактора при формировании звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов. 

Предупреждение трудностей школьного обучения. Формирование готовности к овладению чтением и письмом. 

Использование полисенсорного подхода. При обучении языковым формам задействуются все три сенсорные системы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. Это позволяет облегчить процесс восприятия и запоминания нового материала, ускорить его закрепление и автоматизацию навыков. 

Индивидуализация обучения. Определение наиболее приоритетных типов восприятия конкретного ребёнка и учёт этого фактора при выборе методов работы. С позиции нейролингвистического подхода можно определить, через какой канал общение с ребёнком может идти наиболее эффективно, и развивать все каналы восприятия. 

Облегчение процесса восприятия и запоминания нового материала

 Для этого используют все три сенсорные системы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. 

Ускорение закрепления и автоматизации навыков.  Это помогает добиться хорошей динамики в преодолении речевых нарушений. 

Развитие обоих полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.  Для этого применяют упражнения и игры, в которых задействованы оба полушария мозга, например, работа двумя руками одновременно. 

Подготовка к школьному обучению. Нейролингвистический подход помогает сформировать готовность к овладению чтением и письмом. 

Все речевые механизмы в головном мозге происходят в левом полушарии. Поэтому даже при сильном нарушении работы правого полушария это никак не влияет на речевую деятельность.

Новорожденный ребенок на протяжении первых трех лет жизни учится воспринимать человеческий язык, сперва выделив его из общего шума, который его окружает.

Нейролингвистические исследования доказывают, что язык – это не только важный фактор социализации, но и инструмент формирования нейронных связей, которые ответственны за нормальное развитие человека.

        Таким образом, последнее важное открытие нейробиологии – это пластичность нашего мозга, его способность постоянно меняться, независимо от возраста. Но, вместе с тем, о самом феномене нейропластичности мы пока знаем очень мало.

   Нейролингвистический подход позволяет мобилизовать скрытые резервы работы головного мозга, развивать оба полушария и речемыслительную деятельность.

   Применение нейролингвистического подхода помогает использовать все три сенсорные системы восприятия — визуальный, аудиальный и кинестетический — при обучении языковым формам.  Это позволяет облегчить процесс восприятия и запоминания нового материала, ускорить его закрепление, автоматизацию навыков и добиться хорошей динамики в преодолении речевых нарушений.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.