12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елина Ольга Юрьевна26
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
1

Консультация для педагогов «Применение инновационных технологий в работе с детьми по речевому развитию»

 Использование инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ТНР) на этапе автоматизации звуков.

Всё в жизни важно для ребят –

Письмо и чтенье, рисованье.

Но если плохо говорят,

Тогда напрасны все старанья!

 

    Логопедическая работа по автоматизации звуков - одна из важнейших составляющих этапа формирования первичных произносительных знаний и умений, следующая за постановкой (коррекцией) звука. Это длительный и трудоемкий процесс, потому что необходимо затормозить первичное для ребенка неправильное произношение путем перехода к новому двигательному стереотипу.

    Работа по автоматизации звуков решает ряд задач:

- укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- выработка правильного речевого дыхания;

- выработка правильного артикуляционного уклада;

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие лексико- грамматического строя;

- развитие связной речи;

- развитие навыка фонетического анализа и синтеза;

- развитие произвольности психических процессов: восприятия, памяти, внимания, речи и мышления.

Работа по автоматизации звуков проводится после предварительной работы по активизации (укреплению) мышц речевого аппарата и постановке звука. Работа проводится индивидуально, с подгруппой детей, имеющих схожие речевые нарушения и в ходе фронтальных занятий (по развитию фонематических представлений).

Данная работа проводится учителем – логопедом с привлечением воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физо и родителей. Для достижения наилучшего результата с данными представителями проводятся семинары, семинары - практикумы, мастер- классы, открытые просмотры и совместные мероприятия и т.п.

Сегодня мы более подробно остановимся на работе учителя - логопеда по автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Логопедическая работа по автоматизации звуков осуществляется традиционными и инновационными методами:

      1. Компьютерные технологии.
      2. Логопедическая ритмика (Г.А. Волкова, В.А. Гиляровский)
      3. Сказкотерапия/ логосказки (Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, О.И.Ивановская)
      4. Куклотерапия (И.Я. Медведева, Т. Шитова)
      5. Песочная терапия (К. Юнг)
      6. Музыкотерапия/ логопесенки (А.С. Клюев)
      7. Су- Джок терапия (Пак Чжэ Ву)
      8. Мнемотехника
      9. Биоэнергопластика /тактильно - кинестетическая стимуляция (Е.Ф. Архипова)
      10. Улыбкотерапия.


 

1. Использование КТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ТНР и значительно повысить эффективность любой деятельности.

ИКТ на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство , активизирующее коррекционную работу. ИКТ позволяет представить материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия , и работает целая группа анализаторов, что позволяет быстро заложить информацию в памяти детей.

2. Логоритмика.

Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.  Логоритмика, по определению  Г.А.Волковой,  одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи. 

 Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что важно для логопеда — отвлекают ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождает от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

3.Сказкотерапия.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн.

Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

Методические приемы по логосказке:

Словесно-режиссерская игра.

Задачи:

1.Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

2.Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

3.Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.

Психогимнастика.

Задачи:

1.Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.

2.Отображать эмоциональные образы в темпоритме.

Словесное комментирование.

Задачи:

1.Довести до детей смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.

2.Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

Совместная словесная импровизация.

Разгадывание отдельных эпизодов сказки.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции.

Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.

Словесное рисование.

Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.

Существуют следующие виды логосказок:

* Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

* Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

* Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

* Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).

* Сказки, способствующие формированию связной речи.

* Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

4.Куклотерапия.

Это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения. Ребенку предлагается с помощью куклы играть в разные игр, выполнять задания, вести диалог как бы от ее лица.

Оказывая помощь кому-то, исполняя роль гостеприимного хозяина, ребенок многократно повторяет материал, что способствует скорейшему закреплению материала.

Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а игрушке, позволяет педагогу незаметно исправить речевые ошибки.

5.Песочная терапия.

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по- разному изменяться, для маленьких детей наилучшая игрушка- это куча песка» К. Д. Ушинский

Главное преимущество - универсальность.

Работа с песком:

*усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

* Развивает тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;

*более гармонично и интенсивно развивает все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторику);

* совершенствует игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно- ролевых игр и коммуникативных навыков ребенка.

6. Музыкотерапия.

Это эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом  коммуникации и интеграции. Действуя через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты. Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

•Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних -  подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека.  Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является  массажем внутренних органов,  повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.

Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

•Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся  насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который  находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит  очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают  кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.

• Недирективная медитация — это метод, который позволяет фокусироваться на дыхании или звуке, а также «обрабатывать» воспоминания и эмоции. Такой метод целесообразно использовать тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, которые возникают у него во время созерцания развития музыкального содержания.

Во время упражнений на недирективную медитацию педагог предлагает детям прослушать музыкальные произведения, не давая «подсказок», не направляя внимание детей на что-то конкретное. Слушая музыку, дети создают в воображении «музыкальные сны» («рисуют мультфильмы»). Затем каждый из детей рассказывает, что увидел и почувствовал, какие образы навеяла ему музыка.

7.Су- Джок терапия.

В переводе с корейского языка «Су» означает кисть, «Джок» – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека выделяется туловище и пять выступающих частей – голова с шеей и четыре конечности. Если посмотреть на свою кисть, можно увидеть, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.

Достоинствами Су Джок терапии являются:

1. Высокая эффективность. При правильном применении наступает выраженный эффект.

2. Абсолютная безопасность. Су Джок терапия совершенно безвредна, не имеет побочных эффектов и осложнений. Неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

3. Универсальность. Су Джок терапию могут использовать специалисты, воспитатели в своей работе и родители в домашних условиях.

4. Простота применения. Су Джок шарики, массажные колечки свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

В результате использования Су Джок терапии:

- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

- развивается координация движений и мелкая моторика;

- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су Джок позволяет сократить сроки и повысить качество коррекционной работы.

В коррекционной работе используется массажный шарик Су Джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца.
Приемы Су Джок терапии, используемые в работе с детьми с нарушениями речи:

*Массаж массажным шариком Су Джок. На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

*Массаж эластичным кольцом. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, то эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Можно использовать речевой материал по лексическим темам.

* Массаж массажным мячиком.

Массировать этим мячиком можно руки, ноги, спину и даже голову. Благодаря «колючей» поверхности такого мячика происходит воздействие на кожу, мышцы и нервные окончания, таким образом стимулируя различные точки на теле ребенка. Мячики бывают резиновые, силиконовые, с колючками или пупырышками, с разным диаметром и разной твердостью.

* Ручной массаж кистей и пальцев рук.

Массаж пальцев и ногтевых пластин кистей очень полезен и эффективен. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

* Массаж стоп.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, массажным мячиком и т.д.

Правила выполнения массажа с использованием массажных шариков:

1. Воздействие должно быть приятным и не вызывать негативной реакции у ребенка.

2. Массаж проводить до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла.

3. Проводить массаж, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний.

4. Не оставлять надолго эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение.

5. Избегать интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу ребенка.

8. Мнемотехника.

Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение  информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления. 

Использование  мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожки - к мнемотаблицы и коллажи.

*Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

*Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические.

*Коллаж - (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При формировании правильного звукопроизношения  мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

9.Биоэнергопластика (тактильно- кинестетическая стимуляция).

Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Чем больше ребенок умеет и стремится делать руками, тем он умнее, а речь его совершеннее. Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Функция руки и речи развивается параллельно. Это должно быть использовано в работе с детьми, а особенно с теми, у кого имеются различные нарушения речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена близко к двигательной. Близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальце рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Средства тактильно-кинестетической стимуляции:

1. самомассаж рук и лица;

2. артикуляционная гимнастика;

3. использование иппликатора Кузнецова.

10. Улыбкотерапия.

Важность этого метода доказана практическим путем. За счет улыбки звук становится более четким и чистым. Тренируя улыбку, постепенно идет воздействие на личность ребенка.

Таким образом, комплексное воздействие на личность ребенка с использованием традиционных и инновационных методик позволяет достичь в максимально короткие сроки наилучшего результата по автоматизации звуков в речи.

Опубликовано


Комментарии (1)

Шабанова Алёна, 25.01.19 в 10:17 0Ответить Пожаловаться
Согласна со всем, о чем Вы написали! Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.