Консультация для родителей на тему:«Адаптация детей от 1,5 до 3 лет к детскому саду»
Консультация для родителей на тему:
«Адаптация детей от 1,5 до 3 лет к детскому саду»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады всех вас видеть на нашем родительском собрании. Я педагог-психолог данного учреждения. И сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему «Адаптация детей от 1,5 до 3 лет к детскому саду».
Выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду, можно привести пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника.
Так что же такое адаптация?
Участники собрания должны объяснить понятие. Например:
Адаптация – это приспособление к окружающим условиям.
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. (Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.)
Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, новые условия - всегда стресс. В незнакомой ситуации детского сада ребенок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
Острый период, или период дезадаптации.
(Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.)
2. Подострый период, или адаптация (приспособление).
3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Адаптацию можно разделить по степени тяжести (участники собрания помогают их назвать):
легкая, средней тяжести и тяжелая.
В какой срок проходит адаптация при легкой степени тяжести?... При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – в среднем за 10-15 дней
Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. В какой срок проходит адаптация при средней степени тяжести?... Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
В какой срок проходит адаптация в тяжелой форме?... Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений.
Эта степень адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т.д.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями: понижение настроения, нарушение аппетита (волчий аппетит или его отсутствие), недержание мочи и кала, заикание, тики, наличие страхов, неуправляемость поведения, истерические реакции, расстройство сна - сон поверхностный, с частыми пробуждениями, с трудом засыпают, учащенное моргание, шмыганье носом и т. д. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на 3 неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь плачет.
При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала (3-6 мес.).
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад
• В присутствии ребенка не следует говорить плохо о детском саде.
• «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой
• Мешать его контактам с детьми в группе
• Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
• Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону. Конфликтовать с ним дома.
• Наказывать за детские капризы.
• В воскресные дни резко менять режим ребенка.
• Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
• Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
• Не выполнять все предписания врача.
Как мы можем понять, что адаптационный период закончился?
Адаптационный период считается законченным, если:
ребенок ест с аппетитом;
быстро засыпает и вовремя просыпается;
эмоционально общается с окружающими;
играет
спокойно расстается с родителями.
Заключение.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходимо слаженная работа сотрудников образовательного учреждения с привлечением помощи родителей воспитанников.
Рефлексия
В завершении, мы хотели бы Вас попросить, отразить своё впечатление о сегодняшнем мероприятии вот этими детишками-смайликами. На двух тарелочках выложены изображения детей с двумя противоположными эмоциями на лице. Отразите, пожалуйста, на экране, какие эмоции вызвало у Вас наше мероприятие. Предлагаем Вам прикрепить на наш импровизированный «экран впечатлений» ребенка с эмоцией, соответствующей вашему впечатлению о нашем родительском собрании.
Всем спасибо!!!
Список использованной литературы:
1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2004. – 172 с.
2. Толкачёва Г.Н., Берсеньева Л.А. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО // Управление, 2014. - №6. – С. 89-99.