Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения у ребенка: причины, проявления, направления коррекционной работы»
Карамышевой Натальи Викторовны,
учителя-логопеда
МБДОУ детский сад № 407
Кировского района
г. Екатеринбурга
Консультация для родителей:
«Нарушение звукопроизношения у ребенка: причины, проявления, направления коррекционной работы»
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ .
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
Причины речевой патологии многообразны. Необходимо проводить анализ самого процесса возникновения дефекта, учитывать общие закономерности аномального развития и закономерности речевого развития на каждой возрастной стадии, подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.
Огромное значение имеет влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.
Основные причины патологии детской речи:
Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с "повышенным риском". К таким относятся:
семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;
семьи, где матери перенесли во время беременности остроинфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;
семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
Конец формы
Начало формы
,ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых про способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков:
сонорных (р, л);
свистящих (с, з, ц);
шипящих (ш, ж, щ, ч).
Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно может нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычные звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное.
При сложных нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.
Выделяют три формы нарушения звуков:
искаженное произношение звука;
отсутствие звука в речи;
замена одного звука другим.
Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. Ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным аппаратом (язык). В результате звуки искажаются или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими. Также одной из причин замены звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем.
Также бывают случаи, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие «С», «З», «Ц» заменяются звуками «Т», «Д», а звук «Р» искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Нарушения групп звуков (фонетические/фонематические):
сигматизмы/парасигматизмы (звук с);
ламбдацизмы/параламбдацизмы (звуки л и л`);
ротацизмы/параротацизмы (звуки р и р`);
йотацизмы/парайотацизмы (звук й);
каппацизмы/паракаппацизмы (звук к).
Нарушения групп звонких и мягких звуков (дефекты озвончения и дефекты смягчения).
Все разновидности нарушений произношений имеют свои способы исправления. Также логопеды различают три уровня нарушений:
Первый уровень. Ребенок не способен самостоятельно произнести звук во фразовой речи или в отдельных словах.
Второй уровень. Способность произносить звук изолированно или в простых словах.
Третий уровень. Смешивание звука в речевом потоке, но имеется возможность его произнести.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
1.Артикуляционная гимнастика (развитие органов артикуляции). Статические и динамические артикуляционные упражнения.
2. Уточнение артикуляции звуков.
3. Постановка звуков.
4. Автоматизация поставленных звуков (ввод в речь).
5. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Нарушение звукопроизношения может проявляться самостоятельно, как дефект речи или быть частью других речевых нарушений (дизартрия, алалия).
В первом случае логопед работает над исправлением произношения звуков. Во втором случае исправляет деффект, в зависимости от особенностей нарушений. Работа над произношением должна начинаться с детского возраста, с 2-3 лет. Коррекция нарушений учителем-логопедом является обязательной частью полноценного развития ребенка.
Работа специалиста направлена на развитие речи ребенка, а также на формирование правильного восприятия звуков.
Конец формы