Консультация для родителей
Тема: «Если завтра в первый класс»
Поступление в первый класс – очень ответственный момент в жизни детей и родителей. Это связано, в первую очередь, с изменением привычного ритма жизни и появлением в ней новых правил, связанных с ответственностью и исполнительностью. До недавнего времени понятие «подготовленность к школе» не имело актуальности, потому как школа создавала условия для получения всех азов начального обучения. Со временем политика государства в области образовательного стандарта изменилась. Его ключевой установкой стало формирование успешной личности с целью положительной социализации. Цель заключается в необходимости создания условий для проявления у ребёнка самостоятельности, инициативности, творческих и познавательных способностей, развития у него универсальных учебных действий. На сегодняшний день подготовкой ребёнка к школе заниматься просто необходимо. Это позволяет сформировать стойкий интерес к познавательной деятельности и наметить стартовые возможности для дальнейшего обучения. Известный психолог и педагог Л. Венгер утверждал: «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»
Подготовка к школе представляет собой сложный комплексный процесс развития всех сторон личности ребёнка и его когнетивных возможностей. Начинать его необходимо задолго до поступления в школу, исходя из индивидуальных психофизических особенностей детей. Способом организации этой деятельности должны быть не только специальные занятия, но и повседневная жизнь. Игры, трудовые поручения, общение со сверстниками и взрослыми помогают будущим ученикам осваивать новые знания легко, с интересом и без принуждения. «Знания становятся крепкими, если их пропустить через себя и пережить», - говорил ещё древний философ и мыслитель Сенека.
Залогом успешной подготовки ребёнка к школе является его мотивационное состояние. Он быстрее овладеет любой наукой, если его заинтересовать. Важно создать такие воспитательно-образовательные условия, в которых дети не просто что-то механически запоминают и заучивают, а с удовольствием постигают зерно науки самостоятельно. Наличие у детей желания учиться не должно ограничиваться только привлекательностью сопутствующих предметов для обучения в школе– красивый рюкзак, новые принадлежности, модная одежда. Мотивационная готовность складывается из наличия у детей возможностей подчиняться определённым требованиям, принимать новые правила и следовать им неукоснительно. Именно организованность помогает дисциплинировать учеников и вырабатывает привычку быть ответственным. В этом, безусловно, помогает режим дня. Продумайте его вместе с ребёнком и найдите общее верное решение вопроса.
Процесс подготовки к школе эффективнее всего строить по следующим направлениям:
- физическое развитие
- психологическое здоровье
- познавательная деятельность
Нарушение или отставание в одной из какой-либо областей приводит детей к трудностям в овладении школьной программой. Каждое направление дополняет другое и взаимодействует с ним.
Физическое развитие. Поступление в первый класс – серьёзное стрессовое испытание для ребёнка. Оно сопровождается психофизиологическими изменениями и перестройками в организме. Предлагаемые школьные нагрузки требуют от детей крепкого здоровья, поэтому вопрос « в каком возрасте пойти в школу, в 6 или 7 лет» должен решаться исходя из данного аспекта. Необходимо соответствие физического развития возрастным нормам, когда рост, вес и мышечная масса соответствуют необходимому уровню. Желательна и устойчивость организма к инфекциям, т.е. ребёнок обладает хорошей иммунной системой и высоким уровнем закалённости. Важным показателем считается также и развитие мелкой моторики руки. Именно это определяет детское мышление и речевое восприятие. Чем лучше и легче ребёнок владеет карандашом, фломастером, кисточкой или ручкой, тем выше его познавательная активность и интеллект. Помочь подготовить руку ребёнку возможно различными упражнениями – лепка, раскрашивание, пальчиковые игры, штриховка и конструирование из мелких деталей. В физическом развитии дошкольника важна и зрительно-двигательная координация. Она определяет его возможности ориентироваться на плоскости, в тетради и в пространстве. Обеспечивает умение работать в системе «глаз-рука», когда необходимо согласовывать действие обоих органов при таких действиях как списывание с доски, срисовывание, копирование по образцу. Немало важным является и наличие выработанных специфических навыков: сидеть прямо, правильно держать ручку, не склоняться низко над тетрадью, держать ноги под углом 90 градусов, делать динамические паузы во время занятий и т.д. Это является предпосылкой для сохранения осанки, зрения, мышечной активности и здоровья внутренних органов. Таким образом, физическое развитие определяет успешность обучения и долголетие организма.
Особое место в этом вопросе занимает и психологическое здоровье ребёнка. Оно складывается из эмоционально-волевого благополучия и его личностной, социальной готовности к школе. Коммуникабельность, эмпатия, толерантность и духовно-нравственное развитие определяют содержание личности дошкольника. Умение общаться со сверстниками, строить взаимоотношения со взрослыми, разрешать конфликтные ситуации, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях помогают детям в социальной адаптации в новом школьном коллективе. Всё это создаёт условия для душевного равновесия учеников, позволяет им принимать критику в свой адрес и сохранять адекватную самооценку. Очень часто встреча с первыми школьными трудностями сопровождается у детей разочарованием и апатией к обучению в целом. Без поддержки взрослых подобные неудачи провоцируют у них появление тревожности, чувство страха и неуверенности. Именно родительское участие и доброе слово помогут детям справиться с возникшими проблемами и избежать различных расстройств на нервной почве. Чаще хвалите детей, подчёркивайте их успехи и не сравнивайте с другими. У каждого свой путь взросления и продвижения по лестнице знаний, а задача взрослых помочь преодолеть трудности и поддержать интерес к познанию. Желание у детей учиться напрямую зависит от родительских установок, от того какую картину своими словами создают взрослые. Частые школьные проблемы – отвлекаемость, невнимательность, неумение доводить начатое дело до конца также результат попустительства родителей. Дисциплина и организованность – вот залог ответственного отношения к обучению, понимания ребёнком важности этого процесса для своего будущего.
Познавательная деятельность детей заключается в наличии высокоразвитых познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь). Это запас знаний об окружающем мире, умение сравнивать, обобщать, делать умозаключения, проявлять логику и связно выражать свои мысли. Различные задания и упражнения помогают тренировать необходимые умения, переводя их в навык. Подкрепляя это знаниями, мы развиваем интеллект ребёнка, совершенствуем познавательное развитие и способствуем расширению кругозора. Высокий уровень развития психофизиологических функций ребёнка определяет его успешность и формирует стартовые возможности. Именно это является прочным фундаментом для дальнейшего обучения.
Таким образом, подготовка ребёнка к школе – очень трудоёмкая задача. И от того, как она решена, будет зависеть, интересным или тернистым станет его вход в школьную жизнь. «Учиться не ради оценок, а ради собственного совершенства, с радостью и увлечённостью», - призывает К.Д. Ушинский.