Консультация для родителей в целях информирования работы педагога-психолога с детьми на учебный год
Блок диагностики
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года с целью получения информации о психических процессах ребенка. В диагностическом исследовании можно получить данные о таких психических процессах как внимание, память, словесно-логическое мышление, образно-логическое мышление, логическое мышление, восприятие, воображение, а так же исследуется произвольность, мелкая моторика рук, уровень самооценки. Диагностика проводится на основе комплекта материалов Натальи Николаевны Павловой «Экспресс диагностика в детском саду».
В начале года получив данные по методикам можно сказать, где нужно поработать с ребенком, какую область следует развивать. В конце учебного года, на основе комплексных занятий, возможно сделать вывод о том, как ребенок вырос и чему научился за учебный год.
Блок фронтальных занятий
Занятия будут проводится на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников под редакцией Натальи Юрьевны Куражевой «Приключения будущих первоклассников».
Цель программы — это психологическое сопровождение развития ребенка, при чем гармоничное и сбалансированное развитие всех сфер психики ребенка, именно это является залогом успешного освоения образовательных программ и всестороннего развития личности. У каждого из нас существуют определенные этапы, и в каждом этапе появляются свои новообразования, потому что благодаря этим этапам, возрастным нормам, человек переходит к следующему этапу развития.
В данной программе реализуется игра в сказки, проигрывание, прослушивание, обсуждение. Многие слышали про сказкотерапию, она является самостоятельной методикой, в основе которой лежит психокоррекция. Дети любят сказки и охотно соглашаются послушать сказку, поиграть в ее. Не будем подробно останавливаться на сказкотерапии как на отдельной методике, но рассажу про направления сказок, которые мы будем читать, играть в них:
Сказки для школьной адаптации
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Сказки об отношении к урокам, знаниям
О здоровье
Школьные конфликты
Адаптация к школе этап торжественный, но также тревожный. Сказки как раз помогают подготовиться к обучению в школе, правильно общаться, позволяют понять логику обучения.
В ходе занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные игры, настольные, развивающие и познавательные. Дети приобретают навыки групповой работы.
Сюжетно-ролевая игра ведущая деятельность, поэтому занятия в игровой форме с элементами учебной деятельности.
Ведущая потребность – общение
Ведущая функция воображение
Нормы
Окружающий мир
Свое имя и фамилию;
Свой адрес;
Имена родителей;
Времена года и их признаки;
Названия месяцев и дней недели;
Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.
Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:
Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
Умение проходить лабиринты;
Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
Сравнение предметов по различным параметрам;
Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
Способность подобрать обобщающее слово;
Установление причинно-следственных связей;
Умение делать выводы и умозаключения.
Развитие памяти и внимания в 6 лет
В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».
Развитие мелкой моторики в 6 летК 6 годам у ребенка формируются следующие умения:
Правильно держать ручку;
Красиво обводить по точкам;
Рисовать по клеточкам;
Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
Вырезать ножницами;
Вдевать нитку иголку.
Социальные навыки шестилетнего ребенкаНа седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.