Консультация для родителей."Роль русского фольклора в воспитании детей младшего возраста"
Консультация для родителей на тему: «Роль русского фольклора в эмоциональном и эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Одно из условий современного и полноценного развития детей, их хорошее, уравновешенное настроение.
Известно, что дети с самого раннего детства любят различные потешки, приговорки, попевки, прибаутки, небылицы, сказки- это и есть детский фольклор народной поэзии, которая поражает нас простотой, точностью, красотой. Детский фольклор развивался вместе с народной педагогикой. Русский народ мудро подходил к воспитанию детей. Через фольклор мы чувствуем его мудрую, добрую заботу об умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании ребенка.
Потешки, попевки, сказки-это первые художественные произведения, которые слышит малыш в детстве. Они очень разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые радуют, в них звучит любовь к малышу и забота о нем. Ребенок познает с ранних лет музыку народной поэзии. В лучших произведениях фольклора народ передает свои заветные правила жизни, учит детей уму-разуму. Вот почему в них заключена мудрость народа.
Эмоциональная сторона фольклора помогает нам формировать и вызывать положительное эмоциональное состояние ребенка, которое благоприятно действует на весь организм малыша. Когда ребенок смеется- больше кислорода поступает в его легкие, а это в свою очередь ведет к активной деятельности всех систем организма.
Дети испытывают радость, удовольствие чувство прекрасного.
Ну как малышу не улыбаться, не радоваться, если мама говорит потешку
«Ротик- клюковка,
Носик-пуговка,
Глазки-луковка,
Дочка моя-куколка!»
С помощью ласковых потешек можно создать у детей положительное эмоциональное состояние.
«Не плачь, не плачь,
Куплю калач,
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три»
Или
«Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.»
Первые движения ручками и ножками сопроваждались пестушками. Свое название пестушки получили от слова пестовать-няньчить. Забавляя ребенка, играя с его ручками, пальчиками, родители приговаривали:
«Ладушки, ладушки!
Где были, у бабушки....!»
По мере подрастания малыша меняется содержание и цель потешки. В известной потешке «Сорока белобока» звучат поучительные нотки. Сорока всех кашей накормила а. одному не дала: «Зачем дров не пилил, воду не носил?»
Малыша развлекают ритмичными, красиво звучащими прибаутками, потешками:
«Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.»
Первые шаги малыша сопроваждаются ходушками, передающими ритм шагов:
«Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди Катя горенкой,
Топни Катя ноженькой!»
Ласковые потешки последовательно сопроваждают каждый момент жизни. Каждое произведение русского фольклора несет в себе и нравственность, имеет идейный смысл, содержание, в них говорится о доброте, о культуре поведения, о навыках чистоты, опрятности. Художественный образ русского фольклора нередко больше воздействует на ребенка, чем уговоры, так потешка:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели»
-вызывает у детей желание умыться, и делает этот процесс легким и приятным.
Чтобы приучить детей к аккуратности, научить перед умыванием закатывать рукава, мама может использовать попевку-считалку:
«Раз-два, раз-два,
Закатали рукава,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит».
Эти ритмичные слова вызывают у детей желание действовать и радостное настроение. Дети отзываются на ритм стиха, на интонацию, с которой произносит их взрослый, подражая проговаривают повторяющиеся слова, фразы.
Потешки, прибаутки, попевки родители должны использовать в разные моменты жизни ребенка. Когда ребенок плачет, чтобы переключить внимание, успокоить его, мама или папа могут посадить ребенка на каталку-лошадку, покатать малыша, приговаривая:
«Еду, еду к бабе, к деду»
На лошадке, в красной шапке....»
Забавляя малыша, перебирая его пальчики, приговаривает:
«Этот пальчик-дедка
Этот пальчик-бабка,
Этот пальчик-тятенька,
Этот пальчик- маменька,
Этот пальчик- наш малыш.
Наш малыш (называют имя ребенка)
Укладывая детей на дневной или ночной сон можно использовать такие потешки:
«Спи-ка, усни,
Дитя, Ванюшенька.
Все ласточки спят,
И касаточки спят,
И куницы спят,
И синицы спят.
Нашему Ванюшеньке
Спать велят.
Желание с аппетитом покушать, помогают такие потешки:
«Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица- синица за зерна взялась,
Зайка- за капустку.
Мышка- за корку,
Детки за молоко.»
Или
«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки, маслом поливала,
Детушкам давала,
Даше- два, Паше-два,
Ване-два, Тане-два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!»
Эстетическое формирование чувств, заботу о всем живом передают в потешках:
«Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко,
Освети, обогрей
Телят да ягнят.
Еще, маленьких ребят!
Или
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!»
Если на улице идет дождь, можно прочитать потешку:
«Дождик, дождик, пуще
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай,
Хоть весь день поливай»
Использование фольклора в повседневной жизни ребенка создает уникальные условия для развития речи, мышления детей.Можно поеазать ребенку иллюстрации Васнецова к сказке «Курочка-ряба, прочитать потешку:
«Курочка-рябушечка, куда пошла?
На реченьку.
Курочка - рябушечка, зачем ты пошла?
За водичкой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить.
Курочка-рябушечка. Как цыплятки просят пить?
Пи-пи-пи...!
( можно нарисовать цыплят)
Русский фольклор помогает развивать эстетическое наслаждение от сочетания музыки, слов и движений, осмыслить какой-то, близкий детям, художественный образ. Песенки, потешки передают гармонию звука, ритм движений, в которых выражены черта характера народа, широта ее натуры.
В младшем возрасте мир красок и звуков русского фольклора нужен ребенку для воспитания начал: нравственного, эстетического и эмоционального.