Консультация для воспитателей на тему «Особенности восприятия художественных произведений младшими дошкольниками»
Консультация для воспитателей МБДОУ на тему
«Особенности восприятия художественных произведений младшими дошкольниками»
Воспитание и развитие личности дошкольника под воздействием художественной литературы совершается в процессе ее непосредственного восприятия. При слушании литературного произведения, в зависимости от его содержания и целевой направленности, у ребенка возникают симпатии, сочувствие или отрицательные отношения к героям, их поступкам.
В состав компонентов эстетического восприятия произведения детьми дошкольного возраста входит эмоциональный отклик маленького слушателя, его заинтересованное отношение к героям произведений, способность к получению наслаждения от красивой, образной и благозвучной речи, а также ощущение дошкольниками возможности перенести мотивы того или иного действия героя на себя, на свой небольшой реальный жизненный опыт. Восприятие художественного произведения - это прежде всего работа разума и сердца, всех духовных сил дошкольника пополнение его небольшого жизненного опыта [1, с. 6].
Успех организации и осуществления художественно-речевой деятельности непосредственно связан с подготовкой воспитателя.
Время для содержательных эмоционально-образных общения с искусством слово определяется распорядком дня и примерно составляет до 10 минут в младшем возрасте.
Литературные произведения для восприятия подбираются исходя из развивающего потенциала детей, в соответствии с тематикой, предложенной учебной программой дошкольного образования, с литературным опытом детей. Последовательность чтения художественных произведений воспитатель определяет самостоятельно, руководствуясь принципами чередования стихотворных и прозаических текстов. При подборе и планировании последовательности ознакомления детей с художественными произведениями воспитателю важно руководствоваться имеющимися событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами. При выборе литературных произведений для чтения детям важно учитывать интересы воспитанников, их проблемы, эмоциональное состояние. Чтение произведений лучше проводить в непринужденных обстоятельствах, при этом следует дать ребенку возможность выбрать для себя удобную позу внепосредственной близости к педагогу. Желательно, чтобы слушание произведения для каждого ребенка было добровольное.
Подготовка педагога к чтению художественного текста включает предварительное чтение произведения вслух, обычную рабочую разбивку текста, определение интонационной выразительности, при этом воспитателю необходимо помнить, что в основе ознакомления детей с произведением художественной литературы и фольклора лежит сам процесс чтения и радость ребенка от открытия услышанного слова, мелодики стихов.
Процесс первоначальной ориентировки детей в художественном произведении подводит дошкольников к более осознанному восприятию произведений словесного искусства.
Поскольку от восприятия художественного произведения зависит его дальнейшее понимание и воспроизводство, то перед воспитателем детского сада стоит задача содействовать процессу восприятия литературы дошкольниками.
Восприятие является одним из основных компонентов художественно-речевой деятельности. Оно представляет собой сложный процесс, включающий слушание, воображение, осознание прослушанного и понимание его содержания. Дети дошкольного возраста не умеют сами читать книги. Они их только слушают. Во время слушания литературного произведения в сознании ребенка возникают определенные представления, конкретные образы, которые оно осмысливает и объединяет между собой, что помогает ему более точно осознать и понять содержание прочитанного.
О возможности дошкольников глубоко воспринимать содержание литературных произведений как искусство слова свидетельствуют психологические исследования Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.И. Бажович, Л. С. Славиной. Психологи отмечают, что характерны особенности психики, осознания и поведения детей дошкольного возраста позволяют активно управлять процессом восприятия художественного произведения [1 ,с. 7].
Академик А. В. Запорожец отмечает, что активное восприятие художественного произведения дошкольниками ярко проявляется в процессе его слушания. Если произведение заинтересовало детей, то они постоянно прерывают ход рассказывания, включаются сами в события, обращаются ко взрослому с вопросами, пытаются помочь героям. «Ребенок не хочет и не умеет занимать позицию постороннего зрителя всех описываемых в сказке событий. Оно старается включиться в их ход, перейти на сторону той или иной личности, старается реализовать цели позитивного персонажа не только во мнении, но и действенно!»[2, с. 72-73]
Дошкольный возраст является периодом активного становления восприятия художественных произведений детьми.
Восприятие художественного произведения младшими дошкольниками определяется своей непосредственностью. Они эмоционально воспринимают события, что отбывающиеся в произведении, активно переживают все, что происходит с героем, даже с фантастическим, сопереживают вместе с ним. Их очень радует благоприятный ход событий, победа добра над злом (пример из опыта работы. Прослушав сказку «Колобок», Владик св. встает с места, подходит, заглядывает в глаза и говорит: «Скажи, Николаевна, что лиса не съела Колобка...». И вот тут я отвечаю мальчику, что хоть и лиса проглотила Колобка, но ведь он начал в ее животе петь свою песенку. Это лисе надоело и она открыла широко рот, а Колобок выкатился и дальше покатился по дорожке, но теперь он уже был внимательнее и хитрее.)
Внимание детей в большей степени обращено на самих героев произведения. Дошкольников интересует их внешний вид, действия, поступки. Одной из характерных особенностей восприятия художественных произведений младшими дошкольниками является стремление к ритмично-организованному составу речи, громким рифмам, точным ритмам, четкой интонации. В этом возрасте дети больше всего любят слушать (и читать) стихотворные произведения.
На восприятие произведения настраивает Вступительная беседа, которая обычно направлена на обращение ребенка к своему личному опыту. Ее темой могут стать предварительные наблюдения дошкольника за окружающими предметами и явлениями.
В младшем дошкольном возрасте особое значение, особую побудительную силу в художественно-речевой деятельности имеет игровой мотив.
Глубокому эмоциональному восприятию способствует предварительное прослушивание музыкальных произведений, которые настраивают ребенка на определенный эстетически-эмоциональный образ. Особенно это касается художественных произведений о живой природе.
Усиливает эмоциональное воздействие произведения изобразительный наглядный материал (игрушка, картина, иллюстрация и др.).
Для того чтобы заинтересовать детей, подготовить их к восприятию текста, можно использовать и малые фольклорные жанры (загадки). Они вызывают у воспитанников определенный эмоциональный отклик и соответствующее настроение.
Осознание и осмысление художественного произведения начинается с его чтения. Ребенок воспринимает произведение полностью в единстве его содержания и художественной формы. Одним из самых действенных средств донесения до маленьких слушателей содержания произведения является мастерство его выразительного рассказывания или чтения. Важно продумать элементы артистичности-мимику, жесты, определить те места текста, которые необходимо будет проскандировать, спеть. При знакомстве детей с произведением важно являться не чтецом-декламатором, а заинтересованным участником.
Читать или рассказывать литературное произведение следует не спеша, чтобы дети имели возможность наиболее точно осмыслить его содержание, почувствовать красоту языка.
В процессе чтения или рассказывания дошкольники должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. При этом важно придерживаться правила: смотреть не только в текст, но и в лица детей, встречаться с ними глазами, наблюдая за их реакцией.
При рассказывании малых фольклорных жанров важно создать такие условия, при которых у малыша возникла бы потребность речевого взаимодействия со взрослым.
При чтении некоторых потешек можно менять имя действующего персонажа на имена детей из группы. Каждый ребенок с нетерпением ждет, когда о нем расскажут, и в тоже время с интересом следит за тем, как рассказывают о других детях.
Знакомя детей с народными сказками, необходимо учитывать вариативность их содержания. Для рассказывания нужно подбирать тот вариант, который максимально отвечает возможностям восприятия дошкольников.
В процессе эмоционально-образного общения важно руководство принципом взаимодействия слова и наглядности.
Рассказывание без наглядного сопровождения используется на занятиях, посвященных повторению знакомых потешек, песенок, сказок, коротких рассказов.
Ребенок младшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривает книжки-рисунки, ему доступно понимание реалистичного и комичного.
В потешках, песенках и стихах порой не все слова понятны малышам. Так же, как зачины, звукоподражания, они выполняют в этих произведениях звуковую, вспомогательную игровую роль, поэтому их можно не объяснять.
Не понятные слова объясняются перед чтением произведения. Например, перед рассказыванием сказки «Лисица-хитрица» можно сообщить детям: «я расскажу вам сказку про лису, которая постоянно хитрила, обманывала».
Чтобы дети почувствовали поэтический язык произведения, поняли его тему и идею, целесообразно возвращаться к его восприятию неоднократно. Важно готовить детей младшего возраста к более осознанному восприятию художественного слова. В связи с этим следует развивать у дошкольников способность внимательно прислушиваться к эмоционально-образному содержанию произведения, представлять рисунки, которые созданы при помощи художественного произведения, эмоционально откликаться на описанные в художественном произведении жизненные случаи, испытывать выразительность отдельных слов, проявлять желание высказаться, активно отвечать на вопросы и задавать их.
Важно стремиться вызвать у дошкольников активное восприятие произведения. После первого рассказывания сказки детям педагог помогает им припомнить его содержание путем заданий, направленных на выполнение ими определенного действия, договаривания слов, фраз, воспроизводства понравившихся отрывков художественного текста.
Не стоит стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста сразу после прочтения. Обсуждение должно носить непринужденный характер. Оно уместно после прочтения, когда у детей возникают вопросы и мнения относительно прочитанного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дубинино Дз.М. Художественно-речевая деятельность в детском саду: пособие для педагог. дошк. учреждений / Дз.М. Дубинина, Н.С. Старжинская. - Минск: Нар. просвещение, 1999 – - 103 с.
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. Избр. психол. труды: В 2Т.Т.1. / А.В. Запорожец. - М., 1986. - с. 72-73.
Мартинович Л.С. Тропинка / Л.С. Мартинович, Т.В. Юревич, Л.В. Ивлиева. - Минск: Народное образование, 1994. - 319 С.
Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. - Минс: Нац. ин-т образования, 2012. -416 С.
Некрасова Н.Д. Дети и мир сказок: пособие для воспитателей дашк. учреждений: 2-е изд; переделал. и дап. / Н.Д. Некрасова, Р.В. Моисеенко. - Минск: Звездный сентябрь, 2006-146 С.
Рудик В.С. Планирование работы по развитию речи дошкольников в свободное от занятий время: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Рудик. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005 – - 100 С.