Консультация «Нарушение чтения и письма. Способы преодоления учебных трудностей»
Консультация
«Нарушение чтения и письма.
Способы преодоления учебных трудностей»
Подготовила:
учитель-логопед
Новикова А.В.
МАОУ СОШ № 215
Пояснительная записка
Консультация ориентирована на активное включение родителей в процесс обеспечения поддержки своих детей младшего школьного возраста в преодолении трудностей чтения и письма. Форма проведения – семинар-практикум. Основная методическая идея заключается в создании специального мероприятия, которое не только поможет родителям приобрести необходимые знания и навыки для помощи своим детям, но и подчеркнет важность их роли в успешном развитии навыков чтения и письма.
Актуальность
В современном обществе развитие навыков чтения и письма у детей младшего школьного возраста имеет огромное значение для успешной адаптации к образовательной среде и личностному развитию. Эти навыки являются основой для эффективного обучения, а также способствуют формированию творческого мышления и коммуникативных способностей у детей. Родители играют ключевую роль в этом процессе, поскольку они являются первыми учителями и оказывают значительное влияние на формирование языковых навыков у своих детей.
Поэтому актуальность данного семинара-практикума заключается в необходимости осознания значимости участия родителей в развитии навыков чтения и письма у детей. Поддержка, оказываемая родителями, способствует не только успешному обучению, но и укреплению связи между ними и их детьми. Таким образом, семинар-практикум становится важным инструментом для повышения осведомленности родителей и создания благоприятной образовательной среды для развития навыков чтения и письма у детей.
Целевая группа разработки: родители школьников 2-3 классов, имеющих трудности с чтением и письмом.
Форма работы с родителями: семинар-практикум.
Цель разработки: развитие у родителей навыков и знаний, необходимых для эффективной поддержки развития навыков чтения и письма у детей и преодолению учебных трудностей.
Задачи разработки:
1.Дать понятия нарушения чтения и письма.
2. Обучить методам развития навыков чтения и письма: предоставление информации о методах, играх, способствующих развитию навыков чтения и письма у детей младшего школьного возраста.
3. Создать подходящую благоприятную образовательную среду: рекомендации по созданию домашней обстановки, способствующей развитию навыков чтения и письма: набор упражнений и игр для расслабления, активизации, контроля психических процессов (негативное поведение, раздражительность, низкая произвольность, возбудимость).
4. Укрепить взаимодействие специалистов с родителями, способствующее эффективности коррекционной работы по преодолению учебных трудностей.
Этот семинар-практикум должен стать площадкой для получения знаний и навыков, где родители смогут получить советы и рекомендации от специалистов.
Комплектация разработки: конспект мероприятия, презентация, буклеты.
Адресность разработки: может успешно использоваться для взаимодействия коррекционными специалистами: учителями-логопедами, учителями-дефектологами и участниками образовательных отношений – родителями.
Что такое дислексия?
Дислексия - это стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.
Чтение - вид языковой (речевой) деятельности, при котором кодированный в буквенной форме текст переводится в звуковую форму, сопровождаемую пониманием содержания. Этот процесс базируется на взаимодействии зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов, а также на активности таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание и воображение. Чтение является разновидностью письменной речи и представляет собой более сложный и развитый вид, чем устная речь. Процесс формирования навыка чтения основан на базе устной речи.
Умение читать означает способность соединять:
- визуальные представления о словах, словосочетаниях и предложениях с их письменной формой - умение видеть;
- визуальные образы языковых единиц с их звуковым воспроизведением - умение произносить;
- визуальные образы языковых единиц с их смысловым содержанием - умение понимать.
В группу риска детей с дислексией относят школьников с нарушениями фонематического слуха, пространственного восприятия, взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями, поведения и работоспособности. Эти дети часто сталкиваются с трудностями в запоминании знаков, дифференциации звуков и букв, слиянии звуков, а также в проведении звукового анализа слов.
При наличии дислексии у детей возникают трудности с прочтением одного и того же слова, слово может быть прочитано верно или неверно, и каждая попытка ошибочного чтения выглядит по-разному (интуитивное чтение). Дети, предпринимают попытки угадывания слов, ориентируясь на начальную часть слова или звуковое сходство. Более старшие дети могут прибегать к использованию контекста для понимания смысла текста. В результате этого понимание прочитанного либо затруднено, либо отсутствует, ограничиваясь механическим процессом чтения.
Существуют такие разновидности вариантов дислексии: дети, несмотря на низкое качество техники чтения и многочисленные ошибки, способны полноценно передать основное содержание прочитанного, а также возможны и обратные ситуации, когда при беглой технике чтения ребенок практически не усваивает смысл из прочитанного.
Что такое нарушения письменной речи или дисграфия?
Процесс развития письма представляет собой сложную задачу, включающую в себя взаимодействие нескольких анализаторов. Только при их согласованной работе достигается успешное освоение письмом. Если функционирование одного из анализаторов серьезно нарушено, то специальные коррекционные системы, разработанные в дефектологии, помогут за счет компенсаторных возможностей других анализаторов.
Трудности процесса письма может быть обусловлена несколькими факторами:
1. Недостаточная сформированность речевых аспектов:
Ключевым фактором успешного освоения навыков письма является полноценное развитие всех аспектов речи. Отклонения или замедление в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических навыков, а также проблемы с артикуляцией звуков на различных этапах формирования речи являются основными причинами дисграфии.
2. Генетический фактор:
Наследственные особенности могут также оказывать влияние, передавая ребенку недостаточно сформированные структуры мозга или их недостаточную зрелость.
3. Двуязычие в семье:
Трудности письма могут быть вызваны ситуацией двуязычия в семье. Эта проблема становится все более актуальной в связи с тем, что многие вынуждены менять свое место жительства, изучать второй язык.
4. Нарушение письма может возникнуть из-за дисфункции систем, отвечающих за пространственное и временное восприятие.
5. Дети, у которых отсутствуют речевые нарушения, но имеют нечеткую артикуляцию, также требуют особого внимания, часто описываемые как «мямли» или «еле ворочает языком».
Если письменные ошибки обладают специфическим и устойчивым характером, то необходимо работа со специалистами. Если такие ошибки встречаются редко или в единичных случаях, это, вероятнее всего, связано с усталостью или невнимательностью.
Какие же ошибки должны привлечь наше внимание в первую очередь?
Существует несколько категорий нарушений в письме, каждая из которых связана с определенными видами ошибок:
1. Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск гласных, согласных в стечениях согласных букв, перестановка, вставка, недописывание букв, искажение слова, замена одной буквы на другую (парные звонкие и глухие согласные в четкой позиции, лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю, заднеязычные Г-К-X, сонорные Р-Л, Й-Ль, свистящие и шипящие С-Ш, 3-Ж, Сь-Щ, аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ть, Ц-Т, Ц-С), нарушение смягчения согласных - василки (васильки), смали (смяли), кон (конь), пропуск разделительных Ь и Ъ.
2. Смешение букв по кинетическому сходству:
о - а | балт, куполся, рабата, ураки, и т.п. в ударной позиции... |
б - д | люби, рыдоловы, мебведъ, доль, бятел, дегемот, ... |
и - у | луст, ошубка, тетишка, криглый, дедишка, пула, ... |
п - т | стасли, спанок, шатка, пемнеет, птинесли, киспи, ... |
х - ж | можнатые, хук, жод, дорохки, ледожод, дохдик, ... |
л - м | феврамь, лашина, шкома, уленьшить, кмюч, весемо, ... |
Г - Р | Гечка, Ролова, Габота над ошибками, Ролод, ... |
- Слитное написание: Почемужетоттакделает (Почему же тот так делает)
- Произвольное деление: стака нчая (стакан чая), нас тупила (наступила)
- Смещение границ слов: у бабыя Ги (у бабы Яги)
- Морфемный аграмматизм - ошибки в словообразовании:
Нога-ногища, волчачья лапа, снеговой день, сильнеет греет солнышко, медведь присторожился...
4. Ошибки на уровне предложения:
- Отсутствие заглавных букв и точек: ребенок гулял в парке вчера (Ребенок гулял в парке вчера.)
- Аграмматизмы — нарушение связи слов:
Согласование: Он идет на улице. (Он идет по улице.) Много школьников были на экскурсии. (Много школьников было на экскурсии.) Она пришла завтра, но они уже ушли. (Она придет завтра, но они уже ушли.)
Управление: Он пошел на библиотека. (Он пошел в библиотеку.) Он гордится свой успехами. (Он гордится своими успехами.) Он интересуется в искусство. (Он интересуется искусством.)
Опускание предлога: Он живет центр города. (Он живет в центре города.) Мы отправились кинотеатр. (Мы отправились в кинотеатр.)
Замена предлога: Он зависит от музыка. (Он зависит от музыки.) Он мечтает о путешествие. (Он мечтает о путешествии.)
Удваивание предлога: Она пригласила на меня на вечеринку. (Она пригласила меня на вечеринку.) Мы гуляли по по парку. (Мы гуляли по парку.)
Чем раньше начнётся помощь, тем больше шансов на полную коррекцию проблемы. Дайте шанс своему ребёнку, сотрудничая с нами, мы вместе сможем преодолеть многие школьные трудности, имеющиеся у наших детей.
Как родители могут помочь своим детям?
Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то для этого понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть коррекционных занятий – тренировка речевого слуха, буквенного зрения, языкового анализа и синтеза, орфографической зоркости, развитие и отработка навыков самоконтроля и самокоррекции.
В первую очередь, надо обратиться к помощи логопеда и самим начать заниматься с ребенком дома. Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Тесная взаимосвязь со специалистами дает наиболее эффективный результат.
Есть несколько упражнений, которые помогут Вашему ребенку справиться с дислексией и дисграфией.
Сейчас мы с ними познакомимся и попробуем их на практике. Для родителей приготовлены карточки с таблицами Шульте, с корректурными пробами, мяч для отработки игры «Словарные слова».
Таблицы Шульте
Хорошее упражнение, направленное на концентрацию внимания, на расширение зрительного поля (умение находить нужные цифры, глядя в одну точку, в середину таблицы). Развивая зрительное поле, мы можем способствовать улучшению процесса чтения, так как ребенок должен видеть слово целиком, а не его отдельную часть.
1 вариант. Работа с одной таблицей. Можно искать по порядку цифры как прямом, так и в обратном счете.
2 вариант. Работа с двумя простыми таблицами: показывать одновременно цифры прямого и обратного счета по порядку (1-10, 2-9, 3-8 и т.д.).
Это упражнение является хорошим инструментом для коррекции нарушений чтения и навыка концентрации.
«Корректурная проба»
Через 2-3 месяца после этого упражнения (при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество чтения и письма.
В любое время, но не позже чем за 2 часа до сна, рекомендуется выполнять это упражнение на улучшение концентрации внимания и развитие орфографической зоркости. Упражнение выполняется в течение 3-5 минут.
1 вариант. Работа с печатным текстом – вычеркиваются заданные буквы в течении заданного времени.
2 вариант. Работа с письменным текстом (написанным прописью) – вычеркиваются заданные буквы в течении определенного времени. Этой работе подходят прописи А. М. Кушнира «Уроки обучения письму и чтению в первом классе», написанные классическим письменным школьным шрифтом. Варианты работы (печатный, письменный текст) ежедневно меняются. Выбор букв, их количество и порядок зависят от проблем ребенка. Например, если ребенок путает Д и Б, ему дается задание – обвести все (заглавные, прописные) буквы П, а буквы Б вычеркнуть. Можно усложнить уровень задания, взяв в руки 2 разных по цвету карандаша или фломастера, обводя П одним цветом, вычеркивая Б другим цветом, работая двумя руками одновременно.
Если ученик путает буквы и при чтении, и на письме, упражнение выполняется на печатном и на письменном тексте. Сначала вычеркивают только по одной букве, потом по две, три.
Для закрепления правил русского языка возможны такие варианты заданий: - в течение 3 минут вычеркнуть все «жи», «ши» в предложенном письменном тексте. Ребенку предоставляется лист бумаги, где крупными буквами написано то, что ему надо найти и вычеркнуть. Возможно, что за это время ему ни разу встретятся эти слоги, но их «образ» будет перед глазами и сыграет свою роль; - обвести все «ий» («ый», «ой», «ай» или др. окончания) в конце слов, что служит профилактикой для интуитивного чтения; - обвести все «ться», а вычеркнуть «тся» и т.п.
Главное – делать эти упражнения 5 раз в неделю и не более 5 минут. Если ребенок пропустил какой-то день, то на другой день не надо делать его дважды. Если упражнение выполняется от случая к случаю, то не стоит тратить на него времени, пользы не будет.
Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «б» обвести.
«Словарные слова»
Чтобы помочь ребенку выучить словарные слова необходим мяч и немного времени взрослого. Родитель произносит четко по слогам слово и кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и перекидывает его родителю с четким повторением слова по слогам. Сначала с помощью мяча заучивается 1 слог, 2 слог и т.д., потом заучивание побуквенно, затем, когда слово уже выучено, родитель, кидая мяч, просит назвать ребенка поочередно, потом вразброс, каждую букву словарного слова (5, 1,..).
Таким образом, очень легко помочь ребенку выучить не только словарные слова, стихотворения и орфографические правила.
«Короткие диктанты»
Можно писать короткие диктанты простым карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что является хорошей стимуляцией). Написанный диктант проверяет взрослый, но ошибки в тексте не исправляет, просто отмечая на полях галочкой каждую ошибку зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем тетрадь отдается ребенку для исправления, который не зачеркивая, а стирая ошибки, в итоге мы имеем орфографическое написание диктанта. Ребенок отрабатывает навыки самокоррекции, тетрадь в прекрасном состоянии.
Кинезиологические упражнения
Огромную роль в коррекционной работе играют кинезиологические упражнения. Перед выполнением домашних заданий рекомендуется выполнять комплекс кинезиологических упражнений, способствующий улучшению психофизиологического состояния ребенка. Для выполнения комплекса упражнений потребуется 8-10 минут. Все упражнения повторяются 8 раз.
Упражнение «Кнопочки мозга»
У нас на теле есть такие «кнопочки», которые при нажатии на них «включают» мозг. Две из них находятся в ямках под ключицами. Сначала массируем мягкими круговыми движениями двумя пальцами правой руки ту, что под правой ключицей, а левую руку держим на животе в области пупка. Затем руки меняем. Массируем 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки». На это уходит 1 минута.
Вы как будто сказали: «Эй, мозг, просыпайся!». Он открыл глазки, но не встал на ноги - мостик между полушариями пока не открылся. Для полного пробуждения нужно сделать еще два упражнения, которые «открывают» мостик и готовят тело к работе.
Исходное положение: поза «восьмерки». Правая нога стоит на полу, левую ногу надо положить на правую так, чтобы щиколотка левой лежала на колене правой. Руки скрестить следующим образом: правая ладонь на щиколотке левой ноги, а ладонь левой руки - на ступне левой ноги. Глаза закрыть. Сидим 1 минуту. Затем меняем ногу и делаем все наоборот. Теперь мостик открылся и связь между правым и левым полушарием полностью восстановлена.
После выполнения этого упражнения надо еще 1 минуту посидеть ровно, соединив кончики пальцев рук перед собой. Глаза закрыты, рот приоткрыт, а язык прижат к небу.
При выполнении этого упражнения надо дышать ровно и глубоко.
Этой разминкой для мозга можно использовать в ситуациях, требующих сосредоточенности и внимания.
Упражнение «Лайк-хлопок-ладонь»
(интерпретация версии «Кулак-ребро-ладонь»)
1 вариант. Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющие друг друга. Пальцы сжаты в кулак, большой палец поднят - «лайк», затем пальцы разжимаются и делается хлопок, потом кладут ладони на стол. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослым. Затем самостоятельно по памяти. Его повторяют 8 раз. При затруднении можно проговаривать слова: «лайк», хлопок, ладонь.
2 вариант. Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющие друг друга, 4 действие - добавление ног. Пальцы сжаты в кулак, большой палец поднят - «лайк», затем пальцы разжимаются, делается хлопок, потом кладут ладони на стол и попеременное одноразовое топание ногами.
3 вариант. Меняется последовательность 4-х действий (например, хлопок, лайк, попеременное топание, ладони на стол).
Упражнение «Колечки»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, последовательно соединяя их с большим пальцем: указательный, средний и т.д. упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Это моторная программа. Упражнение повторяют 8 раз.
1 вариант. Поочередное выполнение правой и левой рукой.
2 вариант. Одновременное выполнение двумя руками.
Упражнение «Лезгинка»
Левую руку сжать в кулак, большой палец отставить в сторону, руки развернуть пальцами к себе. Правой ладонью, находящейся в горизонтальном положении, прикоснуться к мизинцу левой руки. Затем поменять руки. Повторить 8 раз. Нужно добиваться высокой скорости смены положений.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка»
1 вариант. Упереться языком в зубы, расслабить язык. Повторить 8 раз. Прижимать язык во рту то к левой щеке, то к правой щеке. Повторить 8 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой, расслабиться. Повторить 8 раз.
2 вариант. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, сжать кулаки, оставить вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисовать этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать следить немигающими глазами, следящими за промежутком между окончаниями этих пальцев. Не поворачивая головы. Если возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), надо запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы сглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения надо помочь себе рукой, проводя ей несколько раз туда и обратно по линии этой «горизонтальной восьмерки».
3 вариант. Одновременно глазами следить за движением пальцев по траектории «горизонтальной восьмерки» высунутым изо рта языком.
Упражнение «Ухо-нос»
1 вариант (делать акцент на правильности выполнения). Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Для усложнения использовать название руки, которая должна находиться сверху.
2 вариант (делать акцент на скорость). Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Для усложнения использовать название руки, которая должна находиться сверху.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные буквы, цифры, рисунки. При выполнении этого упражнения можно почувствовать расслабление глаз и рук. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется. Заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Бревнышко»
Это упражнение хорошо делать в перерыве между домашними заданиями. Оно помогает формированию горизонтальной линии, правильному ощущению схемы своего тела. Лежа на спине, руки вытянуть вдоль тела или согнуть в локтях и прижать к груди. «Представь, что ты бревнышко. Я тебя легко толкнула и ты покатился: 3 раза в одну сторону, 3 раза в другую». Смена положения тела в пространстве, плотный контакт с поверхностью, усиленный тактильными ощущениями, способствует частичному снятию напряжения и усталости.
При систематическом выполнении рекомендованных упражнений повышается концентрация внимания, активность, сообразительность, умение контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), совершенствуются речевые и двигательные навыки.
Занимаясь с ребенком, придерживайтесь основных правил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим благоприятный режим.
2. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
3. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Поэтому, если хотите проверить технику чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более способствует устойчивым положительным результатам.
Для родителей приготовлены презентация, карточки с таблицами Шульте, с корректурными пробами, буклеты.
БуклетDOC / 845.5 Кб
ПрезентацияPPTX / 2.69 Мб