Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников посредством театрализации»
МДОУ №77 "Родничок." НСП«Лучик» город Калуга
Консультация.
«Опытно - экспериментальная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников посредством театрализации
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Корсакова О.Ю.
Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через доступный и занимательный способ, т.е. через игру. Именно поэтому в своей работе я уделяю особое внимание театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков, которая помогает увидеть творческий потенциал каждого ребенка, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков.
- Актуальность экспериментальной деятельности посредством театрализации: музыкально-театрализованная деятельность способствует эстетическому развитию детей. Формы музыкально-театрализованной деятельности разнообразны, но такой вид деятельности возникает редко по инициативе ребёнка. Правильное понимание художественных произведений без эмоциональной окраски не всегда верно, бесцветно и скучно. Поэтому необходимо привлекать детей к совместной театральной деятельности в ДОУ.
- Цель экспериментальной деятельности посредством театрализации: формирование творческого потенциала каждого дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности.
- Прогнозируемый результат нововведения, экспериментальной деятельности посредством театрализации: развитые творческие способности, которые выражаются в гармоничном сочетании творчества в движении, ритмопластики, вокале.
- Нововведение: одноцелевое
- Нововведение имеет 4 ступени:
• формирование идеи;
• определение цели;
• разработки; сценки, стихи, спектакли кукольные.
• внедрения: утренники и развлечения.
- Нововведение прошло экспериментальное апробирование: однократное. Постановка сценки была представлена зрителям на родительском собрании, а так же на открытом празднике «День матери».
- Препятствия на пути разработки и внедрения: отсутствие системы работы с детьми по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности, малое количество сценариев детских постановок, адаптированных под дошкольный возраст детей, с использованием музыкального репертуара для исполнительской деятельности детей.
- Состав участников: старшая, подготовительная группа детей.
- Эффективность: оценивается отзывами зрителей
Работая с дошкольниками над театральной постановкой, я убедилась в правильности выбранного мною эксперимента. Всем известно, что детские голоса еще не совершенны, не устойчивы. Музыкальный слух формируется со временем. Занимаясь театральной деятельностью, дети раскрывали свой внутренний мир, эмоциональные стороны души, что помогало показать представленные образы.
В результате у детей развивается образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиция. Выполнение игровых и певческих заданий в образах животных и персонажей из сказки помогает им лучше овладеть своим телом и голосом, осознать возможности при создании образов. Музыкально-театрализованные игры позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии и творчества. Занятия помогают сформировать в детях смелость публичного выступления.
Этапы работы над спектаклем
Работа над спектаклем включает в себя следующие направления:
- Подбор сценария (чаще в основе его лежит сказка);
- Обыгрывание сценария и распределение ролей;
- Подбор музыкального материала под каждую роль в постановке;
- Создание танцевальных композиций;
- Индивидуальное разучивание текста с героями;
- Подготовка необходимых атрибутов и декораций;
- Совместная репетиция со всеми героями спектакля.
Система мониторинга результатов музыкально-театрализованной деятельности
1. Дикция (скороговорки и чистоговорки).
2. Жесты (упражнения на выразительность жеста, в том числе «Музыкальные ритмичные жесты»)
3. Мимика (упражнения на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
4. Движения (упражнения с музыкальным сопровождением).
Вокальное исполнительство:
- Чистое интонирование
- Выразительность исполнения
- Исполнительская импровизация
- образность.
Ритмопластика:
- Чувство музыкального ритма
- Передача образа персонажа в движении
- Согласованность исполнительской и двигательной деятельности
Игры – драматизации:
- Желание участвовать в играх-драматизациях.
- Умение общаться с партнёром.
- Способность импровизировать при создании образа.
Главной задачей в достижении цели является – эмоциональная передача образа и целостность музыкального спектакля.
В разучивании сценок и стихов принимают участие дети логопедических групп. Важно распределить языковую нагрузку, не теряя смысла происходящего.
Театральная деятельность на музыкальных занятиях важная составляющая музыкального воспитания.