Консультация учителя-логопеда для родителей «Развиваем речевое дыхание»
«Что такое – речевое дыхание и как его развить?»
Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более - взрослого человека.
Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и на вдохе.
Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их не осознанно.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого более продолжительным выдохом. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по време и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Выполняя упражнения, следует придерживаться определённых правил:
- вдох через нос, выдох через рот (1:3);
- губы приоткрыты;
- выдох плавный, продолжительный;
- плечи не поднимать;
- щёки не надувать;
- предметы для поддувания – на уровне рта ребёнка;
- осанка ребёнка должна быть правильной;
- все упражнения должны носить игровой характер.
Необходимо помнить, что малыши делают упражнения по подражанию или сопряженно (вместе со взрослым). Если ребёнок понимает речь в полном объеме, можно сопровождать показ краткими и четкими словесными комментариями. Помните, что для малыша игра и похвала очень важны. Не приступайте к игре с ребёнком тогда, когда у вас не очень хорошее настроение, нет желания, не хватает времени. Помните, что успешное обучение ребёнка дошкольного возраст эффективно только при его положительном настрое на игру-занятие.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
«Салют»
Цель: развитие длительности и плавности выдоха, активизация мышц губ.
Ребенок дует в трубочку, на конце которой прикреплена разноцветная мишура.
«Облако- летит»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Облако подносим к лицу ребенка, на расстоянии 20 сантиметров (облако сформировано из ваты прикрепленной на нитке). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы облако плавно отлетело и удерживалось на расстоянии продолжительное время.
«Чей самолетик дальше улетит?»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Самолетики, сделанные из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив самолетиков. По сигналу: «Самолеты полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать самолетики можно только на одном выдохе.
«Одуванчики»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.
Упражнения для развития физиологического дыхания.
«Кто дольше сможет подуть на листики? »
У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
«Цветочный магазин»
Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок. Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка - расширена (не поднята). Плечи - «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.
Упражнения для развития речевого дыхания.
«Воздушный шарик»
Дети стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, шарик, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Шарик лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (шарик выпускает воздух, а не надувается).
«Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать : «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».
«Бурлилки»
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бурлилки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бурлики», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Дуем на бабочек».
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Малыш встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Снег идёт!»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты, пенопласта, кусочки салфетки.
Ход игры: Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминаем малышу про зиму. - Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!