Урок химии на тему «Вещества и их свойства. Превращения веществ. Роль химии в общественной жизни человека» (7 класс)
7 «А» класс - Дата _____________
7 «Б» класс - Дата _____________
7 «В» класс - Дата _____________
Урок 1. Предмет химии. Вещества и их свойства.
Превращения веществ. Роль химии в общественной жизни человека.
Химия в Республике Беларусь.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы «Химия как наука о веществах и их превращениях».
Задачи:
Образовательные: формировать понятие о химии как науке о веществах и их превращениях, веществах и их свойствах; расширить знания учащихся о роли химии в жизни человека; расширить знания о химии в Республике Беларусь; ознакомить учащихся с ПБП в кабинете химии.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать умения работать индивидуально и в группах; обращаться с неорганическими веществами и химической посудой.
Воспитательные: воспитывается умение сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Оборудование и реактивы: сера, железо, растворы соды, соляной кислоты, сульфат меди (II), гидроксид натрия.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: словесно-наглядный (фронтальная работа с классом), индивидуальная работа с литературой.
Материалы и оборудование: учебное пособие, лабораторные тетради.
ХОД УРОКА
Ориентировочно – мотивационный этап
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
Знакомство с учащимися, знакомство с правилами безопасного поведения на уроках химии: стр.6.
В кабинет химии можно входить только с разрешения учителя или лаборанта.
Во время урока каждый учащийся должен находиться на своем рабочем месте, на другое место можно переходить только с разрешения учителя. Нельзя загружать рабочий стол посторонними предметами.
В кабинете химии необходимо проявлять осторожность, поддерживать порядок и чистоту.
В кабинете химии нельзя принимать пищу и класть на стол продукты питания, пить воду из химической посуды.
Категорически запрещается пробовать на вкус реактивы.
Перед выполнением каждого опыта необходимо тщательно ознакомиться с его описанием.
Запрещается самостоятельно брать реактивы и начинать работу с ними. Делать это можно только с разрешения учителя.
При выполнении опыта следует брать столько реактивов, сколько указано в описании или оговорено учителем.
Если вы пролили (просыпали) реактив или он попал на одежду, лицо, руки, немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту.
Каждое правило требуется объяснить: Как вы думаете, почему в кабинет химии можно входить только с разрешения учителя или лаборанта?
Знакомство учащихся со структурой учебника химии 7 класс (с.5 учебника).
Целеполагание
Урок начинается с вопроса «Что вам известно о химии?»; В ходе беседе учащихся подводим к мысли, что без химии человек не может обойтись. Именно o6 этом еще 250 лет назад говорил великий русский ученый М.В. Ломоносов: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие ….». Работаем по презентации.
Цель урока: выяснить предмет изучения науки химии.
Учащиеся записывают в тетрадь дату, тему, цель.
Операционно – познавательный этап.
Актуализация знаний (составление плана урока):
План урока:
Вещества и физические тела.
Признаки и свойства веществ; понятие о физических и химических свойствах.
Изучение физических свойств веществ.
Изучение нового материала:
Химия – наука относится к ряду естественных наук. Естественные науки – науки о природе. Какие еще естественные науки вы знаете? (Биология, физика, география, астрономия и т.д.). К природе относятся все предметы окружающие нас. Вспомните! Как называются все объекты окружающие нас? (физические тела)
Физические тела – все объекты окружающие нас.
Приведите несколько примеров физических тел (по рядам – примеры живых и неживых тел).
Работаем с учебником стр. 8. ( рис.1,2)
Все физические тела сделаны совершенно из разных материалов, эти материалы называются вещества.
!Вещества – то из чего состоят физические тела.
В настоящее время известно более 130 млн. разных веществ. Некоторые из них, такие как кислород, углекислый газ, вода, встречаются в природе. Но большинство из них, пластмассы, капрон, полиэтилен получают искусственно.
Вопрос 1и 2 стр.13.
Каждое вещество обладает рядом признаков, мы будем называть эти признаки свойствами.
!Свойства веществ – признаки, по которым вещества отличаются или схожи между собой.
Составим схему:
Свойства
Разберем физические свойства. Возьмите в руки свою ручку, что вы можете о ней сказать?
Физические свойства – свойства, которые можно определить при помощи органов чувств или специальных приборов.
Физические свойства: агрегатное состояние; цвет; плотность; температуры кипения и плавления; электропроводность; теплопроводность; твердость; растворимость в воде и тд.
Химические свойства – способность одних веществ, при определенных условиях превращаться в другие вещества.
Демонстрация: сода+ кислота, получение гидроксида меди (II).
Химия – это наука о веществах и их приращениях.
Обобщение и систематизация изученного материала:
ОПБП. Лабораторный опыт 1. Изучение физических свойств веществ
Цель работы: изучить физические свойства выданных веществ.
Задачи: определить
Агрегатные состояния;
Цвет;
Растворимость в воде;
Твердость относительно стекла;
Плотность относительно воды.
Сделать вывод о проделанной работе.
Домашнее задание: §1, з.4-7 (устно), §2(выступления по желанию : алхимия, химия в РБ).
Подведение итогов: что узнали за урок?
Рефлексия. Из приведенных высказываний выберите то, которое наиболее подходит к определению химии, и объясните свой выбор: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование наук, другая – умножение жизненных благ» М.В. Ломоносов. «Химия – область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшее завоевание разума будут сделаны именно в этой области». М. Горький
4