Вводный урок для учащихся 7–8 классов «Предмет химии. Вещества и их свойства»

4
0
Материал опубликован 28 January 2017 в группе

Вводный урок. «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Для учащихся 7 класса

"Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся – везде перед очами нашими успехи её применения..."М.В.Ломоносов

Пояснительная записка.

В наш информационный век с введением новых стандартов в образовании учитель стоит перед нелегким выбором: как повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, как сделать уроки интересными для современного школьника, сохранив при этом качество передаваемых знаний. Все-таки учащиеся 7 класса – это несомненно дети, они хотят игр, шоу, наглядного эксперимента. В свою очередь от родителей, старших товарищей они зачастую слышат, что химия – предмет сложный и непонятный, а так же, что химия крайне опасна и вредна. Поэтому первый урок в 7 классах проводится мной в нетрадиционной форме с участием учащихся восьмого класса. Урок состоит из нескольких частей – театрализованная постановка: «Колобок учит химию», игра «Распредели вещества и физические тела» (закрепление темы), демонстрационный эксперимент, рефлексия, подведение итогов урока.

Цель урока: мотивация к изучении химии, усвоение первоначальных понятий

Задачи урока:

обучающие: сформироватьу учащихся представления о предмете «химия»; определить основные химические понятия,

развивающие: способствовать собственной мотивации к изучению предмета, показать роль химии и химической науки в различных сферах деятельности человека;

воспитательные:  содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: костюмы для персонажей, таблички с названиями веществ и физических тел,  цветные карточки-смайлики, оборудование и реактивы для демонстрационного опыта и индивидуального эксперимента, компьютер, мультимедийный проектор.

УУД:Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные УУД: обеспечение возможности сотрудничества:, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Познавательные УУД: умение находить и использовать в тексте нужную информацию, умение преобразовывать информацию, строить логичное рассуждение, анализировать и обобщать изученную информацию.

Планируемые результаты:

Предметные:Знать: химические понятия «химия», « вещество», «физическое тело», «неметаллы», «смеси», «химические соединения». Уметь: классифицировать вещества по составу (простые и сложные).

Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.


 

Ход урока

1. Организационный этап. Учитель приветствует детей, знакомится с ними. Демонстрирует учебные пособия, которые будут в дальнейшем на уроке использоваться.

2. Целеполагание: Учитель предлагает учащимся на листе бумаги написать слово «Химия» и нарисовать (написать) цветными карандашами ассоциацию с данным понятием. На обратной стороне листа предлагается написать определения словам вещество и физическое тело. Учитель задает вопросы: «Возникли ли трудности при написании определений? С какими цветами, предметами и пр. у вас ассоциируется «химия»? Предлагает посмотреть новые приключения колобка, которому тоже стала интересна химия.

3.Изучение нового материала в активной форме.

В уроке задействованы учащиеся 8 класса (изучающие химию второй год). Действующие лица: Ведущий Колобок, Бабушка, Заяц, Волк, Медведь, Лиса.

Ведущий: Все девчонки и мальчишки, знаем очень любят книжки…

Вы слыхали ли сперва сказочку про колобка?

Все расселись? В добрый час начинаем наш рассказ!

Жили-были не тужили в маленькой избушке

Обыкновенный старичок со своей старушкой.

Захотел однажды дед колобка вдруг на обед

Он купил пакет муки и жене сказал: «Пеки»


 

Входит бабка: Здравствуй, весь честнОй народ, здравствуйте, ребята, подскажите мне, быстрей, что для теста надо?

Ребята рассказывают какие ингредиенты нужны для выпекания колобка.

Бабка: Да, вы правы, соль, мука, сода, уксус и вода. Соду уксусом гасили, вот и тесто замесили!

В печке будем выпекать и оставим остывать!

Бабка вынимает, показывает шарик, уносит его «выпекать».

Ведущий: Вот испекся колобок, колобок-румяный бок.

Заходит Колобок с учебником химии в руках.

Колобок: Здравствуйте, мои друзья. Рад вас очень видеть я.

На окошке остывал и учебник увидал (показывает учебник)

Вот название чудное! Что же «химия» такое? Дед еще сказал с утра: «С этой химией беда»…

Ребята, подскажите, что такое химия, как вы думаете? Какие химические вещества вы знаете?

Колобок выслушивает ответы детей.

Вы запутали немного, много ль с химии нам проку? Надо взрослых расспросить, стоит химию учить?

Ведь все то, что неизвестно, очень детям интересно….

Колобок выходит из дома.

Ведущий: Покатился колобок прямо к лесу скок да скок. На поляне шум и звон – это зайка агроном,

Входит зайка с большой морковкой и пакетом с надписью «азотное удобрение»

Заяц: Здравствуй-здравствуй, Колобок, что пожаловал, дружок?

Колобок: Здравствуй, зайка! Я не просто так иду, мне очень хочется узнать: что за слово такое мудреное – химия. У меня и учебник есть, но там что-то непонятные слова какие-то написаны. Запутался я… Да и вообще я мельком слышал – что от химии беды одни – значит, страшная она, да?

Заяц: Ну что ты, Колобок! Для меня химия очень даже полезная вещь. Посмотри, вот это удобрения. Удобрения – это и есть химические вещества и производят их на заводах химических, содержат они элементы, необходимые растениям: калий, азот, фосфор, в виде химических веществ: нитратов, фосфатов. А эти вещества необходимы на развития и роста растений. Так что мне химия помогает выращивать овощи и фрукты. А еще химические вещества могут применяться для борьбы с вредителями. Правда пользоваться «химией» нужно осторожно, следовать инструкциям по применению удобрений, тогда и урожай хороший соберешь, и овощи будут приносить только пользу.

Колобок: спасибо, Зайка. Значит химия – это удобрения для растений и применяется она во благо! Вот здорово! Какая вещь нужная – химия! До свидания, зайка! Спасибо тебе.

Заяц: удачи!!

Ведущий: покатился колобок, все по кочкам скок да скок! Зацепился за сучок – расцарапал веткой бок!

Тут как тут на помощь мчится лесной врач – волчица!… Оказать вам помощь рада – у нее есть иод и вата...


 

Колобок приседает, хватается за бок рукой. На сцену выходит волчица в белом халате с сумкой медицинской, достает из сумки большой пузырек с надписью иод. Лечит колобка.

Колобок: ох…ах…

Волчица: Чуть пощиплет и пройдет! Все до свадьбы доживет!

Отправляйся дальше в путь – только осторожней будь.

Колобок: Спасибо большое, Доктор. Уже все прошло! А что это за жидкость?

Волчица: ну что ты колобок, это же просто спиртовой раствор иода. Применяется для дезинфекции ран. У меня много лекарств в сумке имеется перекись водорода, уголь активированный, ацетилсалициловая кислота (или аспирин), нашатырный спирт… Все эти лекарства изготавливают на химическом производстве.

Колобок: так значит и лекартства – это химические вещества?

Волчица: Конечно же! Очень полезная вещь химия, без препаратов лекарственных никак не обойтись. Все большее количество новых химических вещств синтезировано для лечения многих болезней. Но применять лекарства нужно только по назначению врача и только в нужной дозировке, иначе можно нанести вред своему здоровью.

Колобок: Вот это да! Неужели же химия и врачам нужна! До свидания, Доктор! Спасибо!

Ведущий: Покатился колобок дальше в путь-дорогу… Видит: строит вдалеке Медведь себе берлогу.

На поляну выходит медведь в каске строителя с мастерком.

Медведь: Эх раз, еще раз, выйдет дом высший класс!

Колобок: здравствуй Медведь! Уж строителям-то точно химия не нужна?

Медведь: Да ты что, Колобок! Все строительные материалы на заводах и фабриках изготовляют! Кирпичи делают, сплавляя силикаты (это песок) и известь (это гидроксид кальция). Краски и лаки для ремонта также изготавливают на химическом производстве с использованием химических веществ различной природы (пигментов) и основы. Металлические изделия изготавливают из руды на металлургическом прозводстве, где при помощи химических превращений из руд получают чистые металлы и сплавы. Так что химия для строителя очень важна!

Колобок: Ух ты, сколько слов непонятных: силикаты, карбонаты, руда… и все это химические вещества. Что же получается и в строительстве без химических веществ не обойтись? Спасибо, Мише, побегу-ка я дальше!

Ведущий: Озадачен колобок – всюду с химии есть прок…


 

Выходит лисичка, смотрится в зеркало, модная и нарядная.

Лисичка: Ой, какие гости к нам пожаловали! Здравствуй, Колобок! Посмотри, как я хороша! Как тебе мой новый лак? А духи мои тебе нравятся?

Колобок: Здравствуй, Лисичка! Ты и вправду очень хороша, и лак у тебя хорош, и духи пахнут прекрасно!

Лисичка: Я знаю толк в косметике! Самые душистые эфиры у меня! Самые яркие лаки! Великолепные крема! Покупай у меня, не пожалеешь!

Колобок: спасибо, конечно! А откуда ты это все берешь?

Лиса: Всю косметику, парфюмерию изготавливают специализированные косметологические компании. В основу кремов, духов добавляют различные химические компоненты, натуральные и синтезированные искусственно. Запах придают душистые вещества – эфиры, альдегиды, смягчают кожу – масла. Мыла – соли жирных кислот используются для поддержания гигиены. А вообще в косметологической промышленности используется тысячи различных химических веществ.

Колобок: Вот это да. Значит, химические вещества и лечат, и помогают растения выращивать, используются для производства строительных материалов, красок, косметики! Химические вещества встречаются в различных областях нашей жизни!


 

На сцену выходит бабка.

Бабка: Колобок мой, колобок! Куда же ты убежал?

Колобок: Я на вопрос ответ искал: что же такое химия?

Бабка: а давайте у ребят спросим.

Выслушивают ответы ребят.

Учитель предлагает записать определение « Химия – это наука о химических веществах и превращениях, происходящих между химическими веществами».


 

Бабка: Все предметы, которые нас окружают, состоят из химических веществ. С использованием химических превращений на химических производствах можно получить различные продукты, необходимые для полноценной жизни человека. Повсеместно происходят химические превращения. На производстве, в организме, на кухне.

Давайте вспомним названия веществ, которые вы сегодня услышали?..

А какие еще вещества вы знаете? Из какого вещества сделаны предметы?

Учитель: Сделаем вывод: все что нас окружает – физические тела, а то, из чего состоят физические тела называем веществами. Запишем определения понятиям «физическое тело», «вещество».


 

4. Закрепление нового материала. Игра: раздели физические тела и вещества.

Дед: Все, что вам знакомо и привычно состоит из различных химических веществ. Даже организм человека представляет собой особый химический реактор, состоящий из множества химических веществ, выполняющих различные функции и имеющих различные свойства. Вот только использовать вещества химические нужно только использовать в соответствии с правилами безопасности!

Колобок: А как вы думаете, где получают искусственно химические вещества?

Какие химические производства вы знаете?

Демонстрируются слайды о химических производствах Саратова и обсуждаются продукты, которые на этих производствах получают.

Бабка: Вот жили себе без химических производств! Загрязняем окружающую среду.

Дед: Ты не права, бабка, много факторов участвует в загрязнении окружающей среды, но каждый человек может внести свой вклад в охрану природы. Дорогие ребята, подскажите, как сберечь природу? Что может сделать каждый из нас?

Обсуждение вопроса. Демонстрация слайда с правилами.

Ведущий: Вот и сказочке конец. А кто слушал молодец!

Завершение постановки:

Зачем нам нужна эта химия?

Зачем нам нужна эта химия?

Что же полезного в ней?

Ведь алгебра, музыка, физика

Намного, наверно, важней.

Ведь алгебра, музыка, физика

Ведут человека вперед

Без них наша жизнь немыслима

Без них человек не живет.

Но химия – самая важная

И больше других нам нужна.

Откуда у нас напитки?

Откуда посуда, еда?

Откуда у нас лекарства,

Косметика, мыло, духи,

Ткани, квартиры, убранство?

Всем химии обязаны мы.

Она интересна. Загадочна,

Но нужно ее учить,

Зачем же нужна эта химия?

Нужна она нам чтобы жить!

Автор: Жданова Елена (из интернета).

Просмотр видеофильма: «Без химии нет жизни».


 

5. Рефлексия. Учитель просит учащихся подвести итог мероприятия.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы

 Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…

 Сегодня я…

 Мне было легко…

 Мне было сложно…

 О том, что я узнал(а), я расскажу…

Выбирают смайл, соответствующий их настроению на уроке и вешают на доску.

6. Запись домашнего задания. Параграф № 1. Составить список химических веществ, имеющихся в вашем доме: на кухне, в ванной, в аптечке и т.д.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.