12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ольга Васильевна Кондратенко
Аккаунт удалён
Россия, Курская обл., c. Попово-Лежачи
Материал размещён в группе «Кабинет химии»

Тема: Предмет химии. Вещества

Цель: сформировать понятие о химии как науке о веществах и их превращениях

Задачи:

-обозначить понятие «вещество», «свойства веществ», «физическое тело», «физические свойства веществ»;

-способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы;

-показать значение химии в жизни человека;

-провести инструктаж по технике безопасности в кабинете химии.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний:

Перед тем, как раскрыть эту тему, невозможно не вспомнить слова одного из героев романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки»: «Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие». Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессами в организме. Достижения в этой области знаний приносили человечеству и огромный ущерб (создание оружия массового поражения), и дарили спасение от смерти (разработка медикаментов от заболеваний, выращивание искусственных органов и т.п.).

Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой.

Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.

В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.

Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.

Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.). Таким образом, химия в жизни человека – это и панацея от заболеваний, и оружие, и экономика, и приготовление пищи, и, конечно же, сама жизнь.

3. Изучение нового материала

Просмотр видеороликов "Химия в жизни человека"   http://www.openclass.ru/node/444658

Изучая природоведение, физику, биологию, вы уже познакомились с понятиями «физическое тело»  и «вещество», имеете представление о составе физических тел. Например, кусок гранита и зерно — это физические тела. Они неоднородны.

 

гранит.jpg

zerno.jpg

 

В состав зерна входят крахмал, белки, растительные жиры. Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Белки, растительные жиры, кварц, слюда, полевой шпат, крахмал — это вещества.


Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Веществ очень много, и каждое из них характеризуются определенными свойствами. 
Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, называются свойствами веществ.

Важной задачей химии является изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве.

Пример:

 Вещество алюминий можно охарактеризовать так. Алюминий — металл серебристо-белого цвета. Сравнительно легкий (p=2,7  г/см3), плавится при температуре 660 С°. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за легкости алюминий в виде сплавов широко используется в самолето- и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.

Важнейшая задача химии — получение веществ, необходимых в народном хозяйстве (пластмасс, минеральных удобрений, лекарств  и др.), из других веществ путем химических превращений.

Таким образом, на вопрос, что такое химия, можно ответить:

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях в другие вещества.

Изучение веществ, осуществление превращений одних веществ в другие, развитие химической науки и производства, были бы невозможны без химиков-ученых, химиков-технологов, химиков-педагогов.

 

himik2.jpg

 

Возможно, именно вам предстоит стать в будущем настоящим химиком.

 

Обрати внимание!

Для этого необходимо не только хорошо знать теоретический учебный материал, но и развивать личностные качества и способности, необходимые для человека химической профессии (аккуратность, осмотрительность, наблюдательность, хороший глазомер и др.).

Основные правила работы в химической лаборатории:

  1. Перед работой нужно под­го­то­вить ра­бо­чее место, необ­хо­ди­мую по­су­ду и лабораторное обо­ру­до­ва­ние.

  2. При выполнении опытов важно стро­го следовать ин­струк­ции.

  3. Ве­ще­ства нель­зя про­бо­вать на вкус.

  4. В химической лаборатории нель­зя при­ни­мать пищу.

  5. За­па­х ве­ществ нужно определять с боль­шой осто­рож­но­стью, на­прав­ляя воз­дух движением руки от ве­ще­ства к носу.

  6. Жид­кость из пробирки следует брать пи­пет­кой. Твер­дые ве­ще­ства – лож­кой или шпа­те­лем.

  7. После окон­ча­ния опыта необ­хо­ди­мо убрать ра­бо­чее место.


 

4. Обобщение и систематизация знаний:

Выполним лабораторный опыт, оформляя результат в предложенные формы- заготовки по образцу:

Образец:

Лабораторный опыт.

Тема: Изучение физических свойств различных  веществ.
Цель:________________________________

Результат работы.

1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.
2.Опишите что происходит в пробирке.
3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите  те, которые:
        а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;
        б) практически не растворимы в воде.
4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.
ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, так
И _________________ свойствами.

Вопрос к классу : что такое физическое тело? Приведите примеры?
Выводы:  (запись в тетради)

  1. Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

  2. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

2. Дополните  схему:

 

Онлайн-тест для учеников 8-го класса по теме "Предмет химии. Вещества.".

http://onlinetestpad.com/ru/test/1778-predmet-khimii-veshhestva-variant-1

5. Домашнее задание (дифференцированное)

6. Рефлексия:

-Как вы считаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?

-Какова роль химии в нашей жизни?

7. Подведение итогов урока

 

Список использованных интернет-источников:

 

  1. Химия в жизни человека http://fb.ru/article/40846/himiya-v-jizni-cheloveka
  2. Теория. Часть I. http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/pervonachalnye-khimicheskie-poniatiia-i-teoreticheskie-predstavleniia-15840/predmet-khimii-26581/re-7cd9fe33-1e47-4ea6-8904-98fdb2507000
  3. Теория. Часть II. http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/pervonachalnye-khimicheskie-poniatiia-i-teoreticheskie-predstavleniia-15840/predmet-khimii-26581/re-411e4192-c54a-40bb-bb9e-aab337261bc3
  4. Видеоролики"Химия в повседневной жизни человека" http://www.openclass.ru/node/444658
  5. Разработка урока в 8-м классе "Предмет химии. Вещество" http://festival.1september.ru/articles/589460 /
  6. Тест для учеников 8-го класса по теме "Предмет химии. Вещества." http://onlinetestpad.com/ru/test/1778-predmet-khimii-veshhestva-variant-1
Опубликовано в группе «Кабинет химии»


Комментарии (1)

Лариса Александровна Алексеева, 11.07.17 в 11:07 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, за интересную разработку урока!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.