Вводный урок химии «Предмет химии. Вещества»
Тема: Предмет химии. Вещества
Цель: сформировать понятие о химии как науке о веществах и их превращениях
Задачи:
-обозначить понятие «вещество», «свойства веществ», «физическое тело», «физические свойства веществ»;
-способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы;
-показать значение химии в жизни человека;
-провести инструктаж по технике безопасности в кабинете химии.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
Перед тем, как раскрыть эту тему, невозможно не вспомнить слова одного из героев романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки»: «Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие». Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессами в организме. Достижения в этой области знаний приносили человечеству и огромный ущерб (создание оружия массового поражения), и дарили спасение от смерти (разработка медикаментов от заболеваний, выращивание искусственных органов и т.п.).
Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой.
Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.
В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.
Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.
Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.). Таким образом, химия в жизни человека – это и панацея от заболеваний, и оружие, и экономика, и приготовление пищи, и, конечно же, сама жизнь.
3. Изучение нового материала
Просмотр видеороликов "Химия в жизни человека" http://www.openclass.ru/node/444658
Изучая природоведение, физику, биологию, вы уже познакомились с понятиями «физическое тело» и «вещество», имеете представление о составе физических тел. Например, кусок гранита и зерно — это физические тела. Они неоднородны.
В состав зерна входят крахмал, белки, растительные жиры. Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Белки, растительные жиры, кварц, слюда, полевой шпат, крахмал — это вещества.
Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Веществ очень много, и каждое из них характеризуются определенными свойствами.
Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, называются свойствами веществ.
Важной задачей химии является изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве.
Пример:
Вещество алюминий можно охарактеризовать так. Алюминий — металл серебристо-белого цвета. Сравнительно легкий (p=2,7 г/см3), плавится при температуре 660 С°. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за легкости алюминий в виде сплавов широко используется в самолето- и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.
Важнейшая задача химии — получение веществ, необходимых в народном хозяйстве (пластмасс, минеральных удобрений, лекарств и др.), из других веществ путем химических превращений.
Таким образом, на вопрос, что такое химия, можно ответить:
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях в другие вещества.
Изучение веществ, осуществление превращений одних веществ в другие, развитие химической науки и производства, были бы невозможны без химиков-ученых, химиков-технологов, химиков-педагогов.
Возможно, именно вам предстоит стать в будущем настоящим химиком.
Обрати внимание!
Для этого необходимо не только хорошо знать теоретический учебный материал, но и развивать личностные качества и способности, необходимые для человека химической профессии (аккуратность, осмотрительность, наблюдательность, хороший глазомер и др.).
Основные правила работы в химической лаборатории:
-
Перед работой нужно подготовить рабочее место, необходимую посуду и лабораторное оборудование.
-
При выполнении опытов важно строго следовать инструкции.
-
Вещества нельзя пробовать на вкус.
-
В химической лаборатории нельзя принимать пищу.
-
Запах веществ нужно определять с большой осторожностью, направляя воздух движением руки от вещества к носу.
-
Жидкость из пробирки следует брать пипеткой. Твердые вещества – ложкой или шпателем.
-
После окончания опыта необходимо убрать рабочее место.
4. Обобщение и систематизация знаний:
Выполним лабораторный опыт, оформляя результат в предложенные формы- заготовки по образцу:
Образец:
Лабораторный опыт.
Тема: Изучение физических свойств различных веществ.
Цель:________________________________
Результат работы.
1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.
2.Опишите что происходит в пробирке.
3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите те, которые:
а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;
б) практически не растворимы в воде.
4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.
ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, так
И _________________ свойствами.
Вопрос к классу : что такое физическое тело? Приведите примеры?
Выводы: (запись в тетради)
-
Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
-
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
2. Дополните схему:
Онлайн-тест для учеников 8-го класса по теме "Предмет химии. Вещества.".
http://onlinetestpad.com/ru/test/1778-predmet-khimii-veshhestva-variant-1
5. Домашнее задание (дифференцированное)
6. Рефлексия:
-Как вы считаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?
-Какова роль химии в нашей жизни?
7. Подведение итогов урока
Список использованных интернет-источников:
- Химия в жизни человека http://fb.ru/article/40846/himiya-v-jizni-cheloveka
- Теория. Часть I. http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/pervonachalnye-khimicheskie-poniatiia-i-teoreticheskie-predstavleniia-15840/predmet-khimii-26581/re-7cd9fe33-1e47-4ea6-8904-98fdb2507000
- Теория. Часть II. http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/pervonachalnye-khimicheskie-poniatiia-i-teoreticheskie-predstavleniia-15840/predmet-khimii-26581/re-411e4192-c54a-40bb-bb9e-aab337261bc3
- Видеоролики"Химия в повседневной жизни человека" http://www.openclass.ru/node/444658
- Разработка урока в 8-м классе "Предмет химии. Вещество" http://festival.1september.ru/articles/589460/
- Тест для учеников 8-го класса по теме "Предмет химии. Вещества." http://onlinetestpad.com/ru/test/1778-predmet-khimii-veshhestva-variant-1
Лариса Александровна Алексеева