Автор материала:
Медведева Татьяна Александровна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ Арбатская средняя школа
Таштыпского района
Республики Хакасия
Арбаты – 2017г.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку
«Проверочная работа по биологии (экологии)»
КИМ по биологии по теме
«Органы чувств. Анализаторы»
8 9 кл.
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
1. Раздражение воспринимается:
1. Раздражение воспринимается:
Рецептором
Проводящим путем
Центрами среднего мозга
Чувствительной зоной коры
1. В нервный импульс энергию раздражителя преобразует:
Рецептор
Проводящий путь
Центры среднего мозга
Чувствительная зона коры
I вариант
II вариант
1
1 балл
1
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
2. Основное количество информации человек получает через органы:
2. Основное количество информации человек получает через органы:
Слуха
Зрения
Обоняния
Вкуса
2. От стекающего со лба пота глаза защищены:
Веками
Ресницами
Бровями
Слезами
I вариант
II вариант
2
1 балл
3
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
3. Звуковые волны (колебания воздуха) возбуждают колебания:
3. Звуковые волны (колебания воздуха) возбуждают колебания:
Ушной раковины
Слухового прохода
Барабанной перепонки
Наковальни
3. Слуховые косточки передают колебания:
На барабанную перепонку
На слуховой проход
На наковальню
На перепонку овального окна
I вариант
II вариант
3
1 балл
4
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
4. К вестибулярному аппарату относится:
4. К вестибулярному аппарату относится:
Основная мембрана
Молоточек
Преддверие (мешочки)
Наковальня
4. Часть вестибулярного аппарата – это:
Покровная пластина
Наковальня
Полукружные каналы
Стремечко
I вариант
II вариант
3
1 балл
3
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
5. Кислый вкус воспринимают вкусовые сосочки, расположенные
5. Кислый вкус воспринимают вкусовые сосочки, расположенные
На всей поверхности языка
На кончике языка
На боковых поверхностях языка
На корне языка
5. Сладкий вкус воспринимают вкусовые сосочки, расположенные
На всей поверхности языка
На кончике языка
На боковых поверхностях языка
На корне языка
I вариант
II вариант
3
1 балл
2
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
6. В коже находятся рецепторы:
6. В коже находятся рецепторы:
Вкусовые
Холодовые
Обонятельные
Слуховые
6. Тактильные рецепторы воспринимают:
Вкус
Прикосновение
Запах
Звук
I вариант
II вариант
2
1 балл
2
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
7. Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки:
7. Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки:
Свет
Прикосновение
Растворенное вещество
Звук
7. На рисунке изображена схема органа слуха. Какой буквой на ней обозначена полость, в которой находятся слуховые косточки?
А; 2. Б; 3. В; 4. Г
I вариант
II вариант
1
1 балл
3
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
8. Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предметом, температура которого составляет 12°С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с))
8. Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предметом, температура которого составляет 12°С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с))
30 c; 2. 60 c;
3. 90 c ; 4. 150 c
I вариант
1 балл
4
Через сколько секунд после начала контакта температура участка кожи в подмышечной впадине будет равна 36,4 °С?
Изучив график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом находим на оси y температуру 36,4 °С, затем находим пересечение с графиком - это будет соответственно приблизительно 150 с.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
8. Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предметом, температура которого составляет 0°С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с))
8. Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предметом, температура которого составляет 0°С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с))
36.4°С; 2. 36,1°С;
3. 35,8°С; ; 4. 35,5°С
II вариант
1 балл
3
Какой будет температура кожи в области контакта, если продолжительность соприкосновения с холодным предметом составит 210 с?
Изучив график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом находим на оси x время — 210 секунд затем находим пересечение с графиком — это будет соответственно приблизительно 35,8 °С.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
9. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
9. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Чувствительный нейрон
Двигательный нейрон
Нервный центр
Рецептор
I вариант
4
1 балл
Объект
Процесс
...
Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс
Рабочий орган
Непосредственное выполнение команды
Связь между столбцами:
Часть рефлекторной дуги (объект) — процесс.
Рабочий орган — Непосредственное выполнение команды;
Рецептор — Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
9. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
9. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Обработка поступающей информации
Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс
Проведение нервного импульса от ЦНС
Непосредственное выполнение команды
II вариант
2
1 балл
Объект
Процесс
Рецептор
…
Чувствительный нейрон
Проведение нервного импульса в ЦНС
Связь между столбцами:
Часть рефлекторной дуги (объект) — процесс.
Рецептор — Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс;
Чувствительный нейрон — Проведение нервного импульса в ЦНС.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
10. Выберите три верных ответа из шести и запишите последовательно цифры, под которыми они указаны: К наружному уху относятся следующие элементы:
10. Выберите три верных ответа из шести и запишите последовательно цифры, под которыми они указаны: К наружному уху относятся следующие элементы:
Ушная раковина
Молоточек
Наковальня
I вариант
2 балла
Ответ:
1 4 6
Слуховой проход
Стремечко
Барабанная перепонка
Наружным ухом называют ушную раковину и слуховой проход. Ушная раковина, представляющая собой хрящевое образование, направляет звуковые волны в слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
10. Выберите три верных ответа из шести и запишите последовательно цифры, под которыми они указаны: К среднему уху относятся следующие элементы:
10. Выберите три верных ответа из шести и запишите последовательно цифры, под которыми они указаны: К среднему уху относятся следующие элементы:
Ушная раковина
Молоточек
Наковальня
II вариант
2 балла
Ответ:
2 3 5
Слуховой проход
Стремечко
Барабанная перепонка
В полости среднего уха расположены три маленькие слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко, которые по цепочке передают колебания от барабанной перепонки на перепонку овального окна, отделяющего среднее ухо от внутреннего.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
11. Установите соответствие между нарушениями зрения и наблюдаемыми явлениями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера ответов.
11. Установите соответствие между нарушениями зрения и наблюдаемыми явлениями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера ответов.
I вариант
2 балла
Ответ:
ЯВЛЕНИЕ
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
А). Изображение фокусируется за сетчаткой
Б). Удаленные предметы видны нечётко
В). Изображение фокусируется перед сетчаткой
Г). Удалённые предметы видны лучше, чем расположенные вблизи
1). Дальнозоркость
2). Близорукость
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
1
2
2
1
Близорукость — это болезнь глаз, при которой человек плохо видит предметы, расположенные вдалеке, но хорошо видит те предметы, которые находятся близко. Это может происходить по следующим причинам:
— если глаз сильно удлиняется, то сетчатка отходит от стабильного расположения фокуса;
— если хрусталик и роговица преломляют лучи света слишком сильно.
Дальнозоркость — это нарушение зрения, при котором человек плохо видит вблизи и достаточно хорошо вдали. Дальнозоркость обычно возникает из-за того, что глазное яблоко имеет неправильную форму, оно как бы сжато по продольной оси. В результате изображение предмета фокусируется не на сетчатке, а за ней. Часто неправильная, сжатая форма глазного яблока сочетается с недостаточной оптической силой роговицы и хрусталика. Значительно реже дальнозоркость бывает обусловлена только слабостью оптической системы глаза при нормальной длине глазного яблока.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
11. Установите соответствие между нарушениями зрения, наблюдаемыми изменениями в глазу и способами их коррекции. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера ответов.
11. Установите соответствие между нарушениями зрения, наблюдаемыми изменениями в глазу и способами их коррекции. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера ответов.
II вариант
2 балла
Ответ:
ИЗМЕНЕНИЯ И СПОСОБ КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
А). Используются очки с двояковогнутыми линзами
Б). Глазное яблоко укороченное
В). Глазное яблоко удлиненное
Г). Используются очки с двояковыпуклыми линзами
1). Дальнозоркость
2). Близорукость
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
2
1
2
1
Близорукость — это болезнь глаз, при которой человек плохо видит предметы, расположенные вдалеке, но хорошо видит те предметы, которые находятся близко. Это может происходить по следующим причинам:
— если глаз сильно удлиняется, то сетчатка отходит от стабильного расположения фокуса;
— если хрусталик и роговица преломляют лучи света слишком сильно.
Дальнозоркость — это нарушение зрения, при котором человек плохо видит вблизи и достаточно хорошо вдали. Дальнозоркость обычно возникает из-за того, что глазное яблоко имеет неправильную форму, оно как бы сжато по продольной оси. В результате изображение предмета фокусируется не на сетчатке, а за ней. Часто неправильная, сжатая форма глазного яблока сочетается с недостаточной оптической силой роговицы и хрусталика. Значительно реже дальнозоркость бывает обусловлена только слабостью оптической системы глаза при нормальной длине глазного яблока.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
12. Укажите последовательность прохождения луча света через элементы оптической системы глаза. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
12. Укажите последовательность прохождения луча света через элементы оптической системы глаза. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Хрусталик
Палочки и колбочки
Роговица
I вариант
2 балла
Ответ:
3 5 1 4 2
Стекловидное тело
Зрачок
За роговицей находится зрачок, за ним находится хрусталик, дальше лучи проходят через стекловидное тело и попадают на сетчатку, где располагаются палочки и колбочки.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
12. Укажите последовательность процессов, происходящих при восприятии звука слуховым анализатором. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
12. Укажите последовательность процессов, происходящих при восприятии звука слуховым анализатором. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Колебания волокон основной мембраны
Колебания стремечка
Колебательные движения волосковых клеток
Колебания жидкости в улитке
Передача нервного импульса по слуховому нерву
II вариант
2 балла
Ответ:
2 4 1 3 5
Последовательность процессов, происходящих при восприятии звука слуховым анализатором:
Колебания стремечка Колебания жидкости в улитке Колебания волокон основной мембраны Колебательные движения волосковых клеток Передача нервного импульса по слуховому нерву
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
13. Вставьте в текст «Орган слуха и вестибулярный аппарат» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
13. Вставьте в текст «Орган слуха и вестибулярный аппарат» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
.
2 балла
Орган слуха и вестибулярный аппарат
Наружное ухо состоит из ушной ___________________ (А) и наружного слухового прохода. В полости _________________ (Б) уха находятся слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Полость среднего уха соединяется с __________________ (В) с помощью евстахиевой трубы. Во внутреннем ухе – лабиринте – различают три отдела: преддверие, полукружные каналы и _________________ (Г). Информация от органов слуха передается в височные доли коры больших полушарий.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ
1). носоглотка
2). отолит
3). раковина
4). улитка
5). внутреннее
6). раковина
7). среднее
8).воздух
А
Б
В
Г
Ответ:
3
7
1
4
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
14. Пользуясь таблицей «Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках» и знаниями курса биологии ответьте на нижеследующие вопросы:
14. Пользуясь таблицей «Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках» и знаниями курса биологии ответьте на нижеследующие вопросы:
3 балла
Ответ:
1) В каких условиях отдача тепла происходит в основном за счёт испарения?
2) На какой процесс тратится больше всего энергии?
3) Почему в походах не рекомендуется спать на земле без коврика или подстилки из травы или хвои?
1) В жарких помещениях, в жарком климате
2) Больше всего энергии тратится на теплоизлучение
3) Земля хороший проводник тепла, поэтому спящий быстро начинает замерзать
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
15. Прошла половина урока, на котором школьники активно записывали диктант. «А теперь, дети, положите ручки и посмотрите в окно», — сказал учитель. С какой целью он это сделал? – Дайте развернутый ответ
15. Прошла половина урока, на котором школьники активно записывали диктант. «А теперь, дети, положите ручки и посмотрите в окно», — сказал учитель. С какой целью он это сделал? – Дайте развернутый ответ
2 балла
Ответ:
1) Учитель соблюдает правила гигиены зрения. Отдых после напряжения — смотреть на далеко расположенные предметы.
2) Переключение внимания — отдых после наряженной работы - позволяет снять напряжение в определенной зоне коры больших полушарий.
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
Матрица ответов
Баллы - оценка
№ зад/ вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
В - I
1
2
3
3
3
2
1
4
4
146
1221
35142
3714
В - II
1
3
4
3
2
2
3
3
2
235
2121
24135
Баллы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
3
2
Примерные ответы:
№14
1) В жарких помещениях, в жарком климате
2) Больше всего энергии тратится на теплоизлучение
3) Земля хороший проводник тепла, поэтому спящий быстро начинает замерзать
№ 15
1) Учитель соблюдает правила гигиены зрения. Отдых после напряжения — смотреть на далеко расположенные предметы.
2) Переключение внимания — отдых после наряженной работы - позволяет снять напряжение в определенной зоне коры больших полушарий.
Критерии оценивания выполнения задания № 14 и № 15
Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок
3
2
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
2
-
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
1
1
Ответ неправильный
0
0
Максимальный балл
3
2
Критерии оценивания:
18-22 балла – оценка 5 (отлично)
13-17 баллов – оценка 4 (хорошо)
7-11 баллов – оценка 3 (удовлетворительно)
0-6 баллов – оценка 2 (неудовлетворительно)
1
2
3
4
5
6
7
8-I
9-I
11-I
10-I
12-I
13
14
15
8-II
10-II
9-II
11-II
12-II
?
Лит-ра
Данильченко Ольга Васильевна
Медведева Татьяна Александровна
Чухрий Вера Васильевна
Медведева Татьяна Александровна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Медведева Татьяна Александровна