Контрольная работа по истории на тему «Кризис империи в начале XX века» (9 класс)
Контрольная работа по теме: «Кризис империи в начале XX века».
9 класс
1 – вариант
Часть I.
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.
СОБЫТИЕ | ГОДЫ |
А) Портсмутский мир Б) аграрная реформа П.А. Столыпина В) международная конференция в Гааге | 1) 1889 год 2) 1899 год 3) 1903 год 4) 1905 год 5) 1906 год |
2. Расположите события революции 1905-1907 гг. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности. - 1 б.
1) созыв II Государственной думы
2) Декабрьское вооруженное восстание в Москве
3) «Кровавое воскресенье»
4) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»
5) третьеиюньская монархия
3. Запишите термин, о котором идёт речь. - 1 б.
Название участка земли, выделенного крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
4. Какие три условия были включены в Портсмутский договор между Россией и Японией? В качестве ответа запишите цифры. - 2 б.
1) выплата Японией крупной контрибуции России
2) признание Кореи сферой японских интересов
3) передача Японии права аренды Порт-Артура
4) закрепление за Россией прав на Курильские острова
5) передача Японии южной части Сахалина
6) признание Маньчжурии сферой русских интересов
5. Установите соответствие между деятелями культуры и их достижениями или произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ | ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
А) К.Э. Циолковский Б) И.Е. Репин В) М. Горький Г) Ф.О. Шехтель | 1) здание Ярославского вокзала. 2) «Мать» 3) «Торжественное заседание Государственного совета» 4) исследования в области фотоэлектрических явлений 5) верхние торговые ряды в Москве 6) обосновал возможность космических полётов |
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. - 1 б.
1) Осенью 1905 года происходит нарастание революционного движения.
2) 9 ноября 1906 года был подписан указ о праве свободного выхода крестьян из общины.
3) Проведение аграрной реформы способствовало капиталистическому развитию страны.
4) 17 октября 1905 года царь вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Номер предложения, содержащего… | |||
тезис 1 | факт 1 | тезис 2 | факт 2 |
7. Прочтите отрывок из доклада министра Николаю II и укажите фамилию автора этого доклада. - 1 б.
«При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей ...промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов».
8. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.
УЧАСТНИКИ | СОБЫТИЕ |
A) А.Н. Куропаткин Б) С.В. Зубатов B) Г.А. Гапон Г) С. Ю. Витте | 1) создание рабочих организаций подконтрольных полиции 2) введение золотого стандарта 3) поражение под Мукденом 4) инициатор организации мирного шествия к царю 5) роспуск Учредительного собрания 6) роспуск II Государственной Думы |
Часть II.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 9-11. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. |
Из письма государственного деятеля начала XX в.
«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов, и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это, в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее, по совести, я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».
9. Назовите автора письма, событие и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор. - 2 б.
10. На основе текста и знаний по истории приведите не менее четырёх реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма. - 2 б.
11. Какой путь избрал автор в сложившейся ситуации? Приведите не менее двух объяснений автором такого выбора. - 3 б.
_____________________________________________________________________
Критерии оценки:
19-17 б. - «5»
16-13 б. - «4»
12- 9 б. - «3»
менее 9 б. - «2»
Контрольная работа по теме: «Кризис империи в начале XX века».
9 класс
2 – вариант
Часть I.
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.
СОБЫТИЕ | ГОДЫ |
А) кровавое воскресенье Б) создание РСДРП В) денежная реформа: золотое обеспечение рубля | 1) 1897 год 2) 1898 год 3) 1891 год 4) 1901 год 5) 1903 год 6) 1905 год |
2. Расположите события 1905-1907 гг. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности. - 1 б.
1) столыпинская аграрная реформа
2) принятие манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка»
3) роспуск II Государственной думы
4) создание Совета в Иваново - Вознесенске
5) созыв I Государственной думы
3. Запишите термин, о котором идёт речь. - 1 б.
Название участка земли, выделенного крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.
4. Какие три из перечисленных реформ были осуществлены в царствование Николая II? В качестве ответа запишите цифры. - 2 б.
1) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва
2) аграрная реформа П. А. Столыпина
3) денежная реформа Е. Ф. Канкрина
4) учреждение Государственной думы
5) денежная реформа С. Ю. Витте
6) создание Высшего совета народного хозяйства
5. Установите соответствие между деятелями культуры и их достижениями или произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ | ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
А) А.П. Чехов Б) В.Ф. Валькотт В) К. С. Петров-Водкин Г) И. П. Павлов | 1) учение о высшей нервной системе и условных рефлексах 2) «Купание красного коня» 3) Главное здание Нижегородской ярмарки 4) труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям 5) «Три сестры» 6) здание гостиницы «Метрополь» |
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. - 1 б.
1) Россия заключила Портсмутский мир, по которому признавала Корею сферой японских интересов.
2) 27 апреля 1906 года состоялось торжественное открытие I Государственной думы.
3) Первая российская революция заложила основы демократии в стране.
4) Внешняя политика начального периода правления Николая II имела ряд негативных последствий.
Номер предложения, содержащего… | |||
тезис 1 | факт 1 | тезис 2 | факт 2 |
7. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. - 1 б.
«Он многое задумывал осуществить. "Дайте только 20 спокойных лет - и вы не узнаете России", - говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать….Один из наиболее ярких премьер-министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний».
8. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
УЧАСТНИКИ | СОБЫТИЕ |
A) П. А. Столыпин Б) А.М. Стессель B) Николай II Г) С. Ю. Витте | 1) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы 2) поражение под Цусимой 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины 4) сдача крепости Порт-Артур 5) подписание манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» |
Часть II.
Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г.
«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.
Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.
Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».
9. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа? - 2 б.
10. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков. - 2 б.
11. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий.- 3 б.
_____________________________________________________________________
Критерии оценки:
19-17 б. - «5»
16-13 б. - «4»
12- 9 б. - «3»