Контрольная работа по теме «Личность и общество» (Обществознание, 8 класс)
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
8 класс
1 – вариант.
Часть I.
В заданиях этой части выберите только один правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов. |
1. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
2. Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей
2) забота о потомстве
3) способность к сознательной деятельности
4) приспособление к природной среде
3. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития
4. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) искусство, наука 2) производство, распределение
3) выборы, референдум 4) группа, этнос
5. Формирование личности происходит под влиянием:
1) природных способностей 2) собственных убеждений
3) социального окружения 4) природного окружения
6. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) использование в одежде искусственного меха
2) ратификация Конвенции о правах ребёнка
3) ликвидация последствий урагана
4) ограничение охоты в тюменских лесах
7. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
8. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об индивидуальности?
А. Каждый человек является яркой индивидуальностью.
Б. Индивидуальностью можно назвать человека, который отличается творческим подходом к жизни.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?
1) технический прогресс 2) культурный прогресс
3) революция 4) реформа
11. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ | ВИДЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ |
А) проблема мирового терроризма Б) демографическая проблема В) проблема стран «третьего мира» Г) исчерпание природных ресурсов | 1) экологические 2) политические 3) экономические 4) социальные |
12. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: – 1 б.
1) развитие промышленности
2) наличие норм общественной жизни
3) признание прав и свобод граждан
4) создание культурных ценностей
черты сходства | черты отличия | ||
| | | |
13. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. В ответ запишите только цифры - 2 б.
«Общество возникло на определённом этапе развития __________ (1). Оно - часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную __________ (2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. Условно общество возможно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные, но в то же время обладающие определённой самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя __________ (3) выполняет важную роль в жизни общества, всё же её основой является __________ (4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. В то же время те же люди являются носителями форм общественного __________ (5). Таким образом, все указанные __________ (6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определённым обликом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) политика
2) природа
3) структура
4) сознание
5) сфера
6) экономика
7) свобода
Часть II.
Прочитайте текст и выполните задания 14-15 |
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
14. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.
15. Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.- 2 б.
____________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
19 –18 баллов– оценка «5» 17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3» менее 9 баллов – оценка «2»
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
8 класс
2 – вариант.
Часть I.
В заданиях этой части выберите только один правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов. |
1. Общество в широком смысле слова означает:
1) естественную среду обитания человека
2) группу людей, объединённых общими интересами
3) стадию исторического развития народа
4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2. Что свойственно и человеку, и животному?
1) инстинкты и рефлексы
2) сознательная активность
3) целенаправленная деятельность
4) словесная речь
3. Глобальная экологическая проблема выражается в:
1) организации заповедников и заказников
2) распространении наркомании и алкоголизма
3) истощении природных ресурсов
4) угрозе новой мировой войны
4. Что относится к экономической сфере жизни общества?
1) производство материальных благ
2) организация государственной власти
3) создание произведений искусства
4) разработка и принятие законов
5. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:
1) еде 2) тепле 3) продолжении рода 4) самореализации
6. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?
1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов
2) принятие закона об охране природы
3) организация биосферного заповедника
4) повышение квалификации работников лесного хозяйства
7. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
8. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.
Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих по мере взросления человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как:
1) личность 2) администратора
3) интеллигентного человека 4) профессионала
11. Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА |
А) главный фактор производства – научно-технические прогресс Б) господство натурального хозяйства В) преобладание сферы услуг в экономике Г) преобладание промышленного производства | 1) аграрный (традиционный) 2) индустриальный 3) постиндустриальный (информационный) |
12. В приведённом списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия. – 1 б.
1) умение планировать деятельность
2) потребность в пище и воде
3) наличие сознания
4) способность к чувственному познанию
черты сходства | черты отличия | ||
| | | |
13. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. В ответ запишите только цифры - 2 б.
«Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром __________(1) и __________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного __________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека — его биологическое начало и его социальную сущность. Человек, с одной стороны, часть __________(4), и его формирование подчиняется всем природным __________(5). Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои физиологические __________(6) (есть, пить, спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное (иными словами — общественное)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) сознание
2) речь
3) труд
4) закон
5) природа
6) потребность
7) мышление
Часть II.
Прочитайте текст и выполните задания 14-15 |
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.
(По А. Печчеи)
14. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.
15. Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.) - 2 б.
_____________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
19 –18 баллов – оценка «5»
17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
КЛЮЧ
№п/п | 1 – вариант. | 2 – вариант. | |
Часть I. | |||
1 | 4 | 4 | |
2 | 3 | 1 | |
3 | 3 | 3 | |
4 | 4 | 1 | |
5 | 3 | 4 | |
6 | 4 | 1 | |
7 | 4 | 2 | |
8 | 3 | 1 | |
9 | 2 | 1 | |
10 | 4 | 1 | |
Часть II. | |||
11 - 2 б. | 2431 | 3132 | |
12- 1 б. | 2413 | 2413 | |
13 -2 б. | 231645 | 723546 (273546) | |
Часть III. | |||
14 – 2 б. | 1) факторы формирования личности; 2) СМИ и социализация; 3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь; 4) школа и формирование личности ребёнка. | 1) наступление человека на основные виды растений и животных; 2) рост потребностей человеческого общества; 3) научно-техническая революция. | |
15 – 2 б. | Могут быть указаны следующие факторы по тексту: 1) возраст; 2) интеллектуальный уровень; 3) пол; 4) вес; 5) окружающая среда; 6) культура; 7) СМИ, 8) школа. | Автор оценивает состояние различных компонентов природной среды следующим образом: 1. «Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.» 2. «Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.» 3. «Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.»
|
Критерии оценки:
19 –18 балл – оценка «5»
17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»