12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парфирьева Александра Сергеевна323
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Работа по обществознанию для 8 класса для обобщения и повторения по теме «Личность, общество, сфера духовной культуры»


Работа состоит из 14 заданий (развёрнутые и тестовые) Правильно выполненные задания 1-9 оцениваются по 1 баллу. Для остальных заданий разработаны подробные критерии оценивания

Максимальный балл – 21


Отметка по пятибалльной шкале

"2"

"3"

"4"

"5"


Первичные баллы

0-7

8-13

14-18

19-21




задания

Пример задания

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

 

Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.


Человека от животного отличает

 

1) инстинкт самосохранения

2) использование природных объектов

3) стремление понять окружающий мир

4) способность приспосабливаться к условиям среды


Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие

 

1) индивид

2) талант

3) способности

4) личность


Что отличает науку от других областей духовной культуры?

 

1) воспитательное воздействие на личность

2) теоретическое объяснение явлений природы и общества

3) использование художественных образов

4) обращение к сверхъестественным силам


Особенность научного знания состоит в том, что оно

 

1) направлено на создание материальных ценностей

2) основано на художественных образах

3) всегда применяется в реальной жизни

4) стремится к объективности


Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

 

А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Верны ли следующие суждения об образовании в современном обществе?

 

А. Образование в современном обществе продолжается на протяжении всей жизни человека.

Б. В современном обществе происходит интернационализация образования.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) соблюдение определённых норм и правил

2) создание воображаемой обстановки

3) использование различных предметов

4) целенаправленное получение знаний

 Черты сходства

Черты отличия






Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Искусство

Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

...

Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов



Задание 10-14 Работа с текстом

Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».

 

(По материалам энциклопедии для школьников)

10. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


11. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. Что, по мнению автора, представляет собой культура?


12 Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.


13. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».


14. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.




Ответы и критерии оценивания




задания

Ответ

1. Понятия: религия, наука.

2. Смысл понятия:

религия — сфера духовной культуры, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;

ИЛИ

наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно выписаны два верных понятия, и раскрыт смысл любого одного из них

2

Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних» понятий, раскрыт смысл верного понятия.

ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.

ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл

1

Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних» понятий, раскрыт только смысл «лишнего» понятия.

ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних» понятий, смысл понятия не раскрыт или раскрыт неверно.

ИЛИ Выписано только одно верное понятие.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


3

4

2

4

3

3

1324

наука


Задание 10-14 Работа с текстом

Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».

 

(По материалам энциклопедии для школьников)

10. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) взаимодействие культуры и природы;

2) подходы к окружающему миру;

3) как представляет природу культурный человек.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

11. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. Что, по мнению автора, представляет собой культура?


Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1. Ответ а первый вопрос:

Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы.

Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры.

Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми.

2. Ответ на второй вопрос:

теоретический — открытие законов природы;

мифопоэтический — обожествление природы.

Суть может быть выражена в иных близких по содержанию высказываниях.

3. Ответ на третий вопрос: культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам.


Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведены две правильные фразы

2

Приведена одна правильная фраза

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

12 Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.


Пояснение.

В ответе должны быть указаны:

1) теоретический — открытие законов природы;

2) мифопоэтический — обожествление природы.

Суть может быть выражена в иных близких по содержанию высказываниях.


Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно названы пять оснований

2

Правильно названы любые три-четыре основания

1

Правильно названы любые одно-два основания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

13. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».


Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) построенные человеком здания;

2) вырытые каналы;

3) построенные железные дороги;

4) написанные книги.

Могут быть приведены и другие примеры материальной и духовной культуры человека.



Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведён один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

14. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.


Пояснение.

Могут быть приведены следующие объяснения:

1. Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением.

2. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать.

3. Тот кто не умеет оценить правильно окружающий мир является малокультурным человеком.

Могут быть приведены и иные объяснения подтверждающие эту связь.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан правильный ответ, приведены два обоснования (аргумента)

2

Дан правильный ответ, приведено одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведённых двух обоснований (аргументов)

1

Дан только правильный ответ.

ИЛИ Приведено только одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Дан неправильный ответ при любом количестве аргументов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.