Урок по обществознанию в 8 классе по главе: «Личность и общество»
Обобщение и систематизация знаний по главе :«Личность и общество» 8 б класс
Цель: Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.
- систематизировать и конкретизировать качество знаний обучающихся по изучаемому разделу; - продолжить формирование умений работать с текстом, в группе. Задачи:
Развивающие:
продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);
способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;
развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;
Образовательные:
углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;
формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;
Воспитательные:
воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и формы обучения:
Методы: наглядный, практический, контроля.
Формы: фронтальная, групповая.
Основные понятия урока: Человек, индивид, индивидуальность, личность, общество.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока.
-
-
Организационный момент.
-
Здравствуйте ребята, садитесь. Итак, мы закончили изучение большой и интересной темы: о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках? (Личность и общество) Совершенно верно, на уроках мы часто обращаемся к притчам и рассказам из прошлого, текстам. Сегодняшний урок не исключение.
Мотивационная беседа. Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить её, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. « Он верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. – Положим мы их лучше обратно».
И в тот же день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»
Это только в сказке бывает «по-щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать.
Учитель спрашивает у детей о теме сегодняшнего урока - объявляет тему урока (записывают на доске и в тетрадях). Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (обучающиеся предполагают цели урока, учитель обобщает и озвучивает их)
Сообщение Лаптевой Анастасии.
Актуализация знаний.
Давайте ещё раз проанализируем, что мы относим к личности, а что к индивидуальности.
Перед вами список характеристик(Приложение№1) некоторые из них присуще только личности, другие относятся к индивидуальности человека.
Характеристики относящиеся к |
|
Личности |
Индивидуальности |
1, 4, 5, 7, 8 |
2, 3, 6, 9, 10 |
Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение. – Обсуждение ответов.
Ребята, как же происходит становление личности?
Я попрошу Вас назвать три основные фазы становления личности (адаптация, индивидуализация, интеграция). Молодцы! Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью. Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Эти факторы – агенты социализации. Кого называют агентами социализации (семья родственники, друзья, приятели.)
Все агенты социализации живут в обществе.
Так значит может ли человек жить вне общества? ( Нет человека – нет общества.) (рассказ про Робинзона Круза).
И так, общество - это всё человечество. Структура общества ( большие и малые группы).
Назовите основные сферы жизни общества? (экономическая – промышленное и сельскохозяйственное производство, социальная - семья, нации и национальные отношения, медицинские и образовательные учреждения, политическая - политика, право, государство, политические партии духовная - наука, религия, искусство, эрмитажи и музеи).
Общество прошло длительный исторический путь и выделяют три ступени развития общества. Какие ? Перечислите и охарактеризуйте каждую ступень общества ( аграрное, индустриальное, постиндустриальное).
На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей. Это свидетельствует о развитии общества. Другой важнейшей чертой развития современного общества является информационная революция .(охарактеризуйте эту черту общества- интернет ресурсы, телефон, телевидение).
В обществе существуют и проблемы – какие? (загрязнение и разрушение природной среды обитания, угроза мирового терроризма, экологическая)
Вы все молодцы, успешно справились со всеми заданиями, а теперь, чтоб узнать, как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание Приложение №2. (выполнение теста)
Я предлагаю вам сделать взаимопроверку, обменяйтесь своими листочками, я даю Вам верные ответы, проверьте и выставьте друг другу оценки.
Мини – проект - «КТО Я?» Вместе все учащиеся выходят к доске и говорят слова (личность, индивид, человек, малая группа). Связать с днём Самоуправления. (я -Директор , я зам. по УВР, я зам. по восп. работе – мы малая группа»).(Определить цели и результат проекта)
Дети должны всем объяснить ступени своей работы. Синквейн.
Логическое завершение. Выводы. Подведение итогов.
Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Понравился ли вам сегодняшний урок? Что особенно? Чему научились? Практическое применение полученных знаний?
Домашнее задание. Предложить ученикам написать дома сочинение рассуждение на тему: «В какой ситуации я могу назвать себя личность?», в сочинении обязательно должны быть использованы понятия, о которых мы сегодня говорили на уроке.
(Отметить учеников, которые хорошо работали на уроке, поблагодарить всех за работу) Выставление отметок по итогам выполнения всех заданий.
Приложение №1
Характеристики относящиеся к |
|
Личности |
Индивидуальности |
Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение.
Приложение №2
Проверочная работа по теме: «Личность и общество» 8б класс
1.К основным отличиям человека от животных следует отнести: а) жесты и мимика б)походку и взгляд в)умения и навыки г) мышление и речь 2. Естественная среда обитания человека: а) место жительства б)природа в)малая Родина г)дом, где он живёт 3.Проблемы, охватившие большую часть населения земли: а) военные б) глобальные в) экономические г) политические 4.Какая из перечисленных видов деятельности наиболее способствует развитию ребёнка: а)политическая б) трудовая в)игровая г)научная 5. Наивысшая степень одарённости из перечисленных здесь: а) талантливость б) способность в) виртуозность г) гениальность 6. Личность это…: а)индивидуальность б)лидер группы в)набор значимых качеств г) черта характера 7. Всё, что создано руками человека: а) товары и услуги б) вторая природа в) предметы быта г) орудия труда
__________________________________________________________________________
Самоанализ урока обществознания в 8б классе по главе:«Личность и общество».
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Во время урока обществознания между мной и детьми идёт постоянный диалог.
Я комментирую ответы учеников, помогаю в ответах.
Ученики взаимодействуют друг с другом, задают вопросы и учителю и товарищам во время работы на уроке.
Учебный процесс открыт для учеников: обсуждаются цели урока, тема урока, термины, понятия.
На уроке применяю методы групповой и индивидуальной работы, метод мини проекта, проверочной работы.
В своей работе использую метапредметные связи (литература, география, обществознание, история).
В классе задаю вопросы, которые направлены не только на проверку знаний
материала, подготовку сообщений, выполнения домашнего задания на повторение материала, а выясняю, что было непонятно и как полученные знания применять в жизни, в практической деятельности.
Так как, в классе мало учеников, то в своей работе использую мини проекты, которые связаны с их деятельностью в школе.
Применяется на уроке метод формирующего оценивания - в центре которого является – ученик, где внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Целью формирующего оценивания является - улучшать качество учения обучающихся.