12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фролова Марина Геннадьевна1817
Россия, Самарская обл., село Ташелка
7

Контрольная работа « Создание сети дошкольных учреждений, ее типологизация. Программно- методическое обеспечение»

Контрольная работа « Создание сети дошкольных учреждений, ее типологизация. Программно- методическое обеспечение»

Дисциплина: «Управление дошкольным образованием»

Содержание:

1. Создание сети дошкольных учреждений, ее типологизация. Программно-методическое обеспечение ………………………………………………………

2. Управление содержанием и качеством дошкольного образования как основное направление управленческой деятельности ДОО…………………..

3. Практическое задание………………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………………..


Создание сети дошкольных учреждений, ее типологизация. Программно-методическое обеспечение


Вся образовательная система представляет собой взаимосвязь ступеней развития человека от дошкольников до взрослых людей. И согласно этим ступеням строится система, которая подразделяется на определенные образовательные организации по возрастному этапу.

29 декабря 2012году был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и с 1 января 2013года вступил в силу. В нем говорится, что дошкольная образовательная организация, является первой ступенью общего образования в Российской Федерации.

ДОО – образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Образовательная деятельность в дошкольной образовательной организации осуществляется в группах: общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольной организации.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В них осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья .

В образовательной организации могут быть организованы также:

группы детей раннего возраста без реализации основной программой дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

группы по присмотру и уходу без реализации основной программой дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольной организации в семьях. Группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной программой дошкольного образования .

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

До принятия Федерального закона «Об образовании в РФ» и до 2016г. существует следующий перечень типов и видов государственных и муни­ципальных образовательных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение это тип образовательного учреждения.

Детские сады и детские сады общеразвивающего вида – это традиционные дошкольные образовательные учреждения, в которых реализуются основные программы дошкольного образования в соответствии с установленными государственными стандартами.

Детские сады компенсирующего вида – с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Детские сады данного вида являются специализированными и создаются для детей, имеющих различные нарушения в физическом и (или) психическом развитии.

Детские сады присмотра и оздоровления – с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Детские сады комбинированного вида. В него могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.

Центр развития ребенка – Детские сады с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основная образовательная программа дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Программа состоит из обязательной части (60%) – предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%) – должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.



2.Управление содержанием и качеством дошкольного образования как основное направление управленческой деятельности ДОО.

Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Программа ДОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Требования к структуре, объему, условиям реализации, результатам Программы прописаны в ФГОС ДО. Управление содержанием ДОУ осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. (Непосредственное управление ДОО – заведующий (руководитель СПДС), исполняет – педагогический коллектив). Управление организацией строится на принципах единоначалия и коллегиальности.

Судить о качестве дошкольного образовательного учреждения можно по результатам участия педагогов и воспитанников в мероприятиях различного уровня.

А так же по удовлетворенности родителей воспитанников работой воспитателей и всего педагогического коллектива в целом.

Оценивая качество принимается во внимание результаты повышения квалификации педагогов и их профессиональная переподготовка, результаты участия педагогов в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности. Участие в профессиональных конкурсах.

Современная образовательная организация должна не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, привлекая к мероприятиям ДОО широкие слои заинтересованного населения.

В последнее время интерес к системе дошкольного образования со стороны государства, общественных организаций и СМИ неуклонно растет. Дошкольное образование перестает быть делом системы образования, оно становится делом социума. В первую очередь этот интерес связан с нехваткой мест и со становлением новой системы дошкольного образования.

Дошкольное образование ставится ступенью общего образования и, значит, педагоги дошкольных образовательных организаций должны обеспечить его качество. Обеспечить же качество должны не только новые программы и стандарты, но и новые кадры.

Задачи повышения качества и модернизации дошкольного образовательного образования предполагают:

проектирование инновационных видов ДОО, разнообразных форм взаимодействия с социумом;

вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;

новые формы взаимодействия с детьми и их родителями как равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Установка на развитие – современная стратегия обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – возраст становления и развития общих способностей, наиболее важные из них способность к творчеству и способность к познанию.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития воспитанника, которая позволяет сделать более эффективным процесс вооружения знаниями, умениями и навыками.

Суть развивающего обучения – ориентация педагогического процесса на потенциальные возможности воспитанника и на их реализацию.

Современные дошкольные образовательные учреждения обращаются к идеям:

преобразования образовательного пространства;

проектирования инновационных форм дошкольного образования;

использования индивидуального воспитательно-образовательного маршрута ребенка;

повышения компетентности родителей;

развития педагогического коллектива как уникальной педагогической системы.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления, придать ему строгий, научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Управление образовательным учреждением – взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие образовательного учреждения.

Реформирование управленческих структур и формирование новых экономических отношений определяет стиль управления руководящих работников в современных условиях.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Цель управления дошкольным образовательным учреждением заключается в обеспечении его оптимального функционирования в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Управленческие основы деятельности ДОО являются условием достижения планируемых результатов образования и механизмом тактического целеосуществления.

С идеей конструирования управленческих основ связаны такие аспекты управления качеством дошкольного образования, как выделение критериев качества, обеспечение его и управление им.

Управленческие основы развития ДОО позволяют:

обоснованно и оперативно выявлять и анализировать проблемные поля в деятельности учреждения, требующие интеграции педагогов;

соответственно выявленным проблемам планировать комплексные технологии их оптимизации;

организовывать и осуществлять систему мероприятий по преодолению выявленных проблем;

оперативно и гибко контролировать и оценивать результаты управленческой деятельности на основе разработанных норм-образцов;

регулировать и корректировать пробелы и недостатки по линии цель-результат, а также и сам процесс развития учреждения.

Управленческая деятельность требует от руководителя ДОО постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач и полностью зависит от уровня его управленческой культуры.

Одним из компонентов управленческой культуры руководителя ДОО является его компетентность, которая в первую очередь определяется эффективностью принимаемых им решений и умений принятое решение реализовать.

Эффективность управленческого решения определяется уровнем профессионализма и его искусства управленца. Чем выше профессионализм руководителя ДОО, тем более эффективные решения он принимает и тем выше процент решений, приводящих к достижению поставленных целей.

Кроме того, непосредственное управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения требует осуществления от руководителя ДОО взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов учреждения для достижения поставленных перед ним целей.

Механизм управления проблемой повышения качества образования в ДОО должен обеспечивать:

предвидение, выявление и диагностику проблемы при изменении внешних и внутренних условий;

соотношение данной проблемы со стратегическими и тактическим целями;

анализ проблемы и подготовку управленческих решений;

определение механизма реализации решений и определение конкретных исполнителей.

Чтобы этот механизм обеспечивал решение проблемы необходимо сформировать информационное поле о состоянии дел в ДОО. От степени достоверности и полноты имеющейся информации зависит эффективность управления в целом, одним из условий которой является совершенствование системы информационного обеспечения.

В условиях возрастания доли стратегических решений в структуре управленческой деятельности руководителя ДОО возникает необходимость не только отслеживания состояния системы всего ДОО и обеспечения всех участников педагогического процесса информацией для выполнения функций управления, но и необходимость специального анализа информационных потребностей учреждения.

Только четкая организация управления может создать систему необходимых профессиональных взаимоотношений, определить место и роль каждого члена коллектива в достижении поставленных целей.

Функции управления – направления управленческой деятельности, объединенные процессами коммуникации (общение, обмен информацией) и принятием решений.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления.

Традиционные формы работы с информацией практически изжили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет.

Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

Сущностью информатизации управления ДОО является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения компьютерной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать её и довести эту информацию до сведения участников образовательного процесса.

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

экономия затрат труда и времени;

повышение информированности о состоянии управляемой системы;

оперативность принятия управленческих решений.

В настоящий момент все члены администрации должны владеть компьютером и иметь его в личном пользовании, иметь доступ к сети Internet. Сегодня электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды информации. Она позволяет наладить связь с разными структурами образования и другими учреждениями и организациями, повысить оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов. По электронной почте руководитель ДОО имеет возможность пересылать различную документацию, общаться с родителями.

Кроме того, весь процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому информационно-документационное обеспечение управления (делопроизводство) учреждения рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение эффекта в деятельности учреждения.

Система документационного обеспечения управления включает три взаимосвязанных составных части: подготовка управленческих документов, технология работы с документами, систематизация документов в течение календарного года и организация их архивного хранения. При решении каждой из названных проблем руководители, специалисты-практики должны владеть действующими нормативно-методическими документами в области делопроизводства, утвержденными Государственным комитетом РФ по стандартизации и Федеральной архивной службой России.



3. Практическое задание

В законе РФ «Об образовании в РФ» найти и прокомментировать разделы и положения, касающиеся деятельности ДОО.

В статье 11 раскрываются такие понятия, как «Федеральные государственные образовательные стандарты». Порядок их разработки, утверждения и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. Они определяют структуру основных образовательных программ, условия их реализации и др. Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с государственным образовательным стандартом.

В статье 29 обновлен список информации, которая в обязательном порядке должна содержаться на сайте образовательной организации. Согласно статье 65 нового ФЗ «Об образовании» с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, будет взыматься плата. Учредители д/с сами вправе устанавливать размер взымаемой с родителей (законных представителей) платы. Но включение расходов на реализацию программы дошкольного образования, а также расходов на содержание имущества образовательных организаций в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком не допускается. Этой же статьей предусмотрена компенсация родителям (законным представителям) в размере, который устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% на второго, не менее 70% на третьего и последующих детей.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ. В ч. 2 данной статьи приводится перечень информации (условий), которая должна содержаться в уставе. Исходя из ч. 3 ст. 25 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация должна обеспечить доступ к уставу, а также создать условия для ознакомления с его положениями всем работникам организации, обучающимся и их родителям (законным представителям).

В ч. 2 ст. 26 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация осуществляет деятельность на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличное управление образовательной организацией в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона N 273-ФЗ осуществляет ее руководитель (ректор, директор и т.п.).

Вопросы правового регулирования аттестации педагогического работника изложены в ст. 49 Закона N 273-ФЗ.

Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится раз в пять лет. Она основывается на оценке профессиональной деятельности педагогического работника аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Кроме того, целью аттестации может быть установление квалификационной категории педагогических работников указанных организаций.

В главе 7 статья 64 раскрывает направление дошкольного образования, образовательных программ, а так же право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.


Список используемой литературы

1. Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. А. Езопова. – Гриф УМО. – М. : Academia, 2003. – 311 с.

2. Закон «Об образовании в РФ» [Текст] / Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – С. 79-80.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] . – М. : Ось-89, 2012. – 48 с.

4. Никитина, С. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования [Текст] : науч.-метод. рекомендации и информ. материалы / С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2008. – 216 с.

5. Чумичева, Р. М. Управление дошкольным образованием [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. пед. образования / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. – М. : Академия, 2011. – 395 с.

8



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.