Контрольная работа «Жизнь первобытных людей» (5 класс)
Тема «Жизнь первобытных людей»
Прочитай текст и выполни задания 1-4
Кусты орешника вдруг раздвинулись, и на поляну вышло странное существо. Короткие, немного согнутые ноги его поддерживали сильное длинное туловище, огромные челюсти выдавались вперед, как у обезьяны, а маленькие глаза, глубоко спрятанные под нависшими бровями, блестели настороженно и сердито.
Ho это была не обезьяна; сутулая фигура крепко стояла на ногах, а длинные, ниже колен, руки не опирались на землю по-обезьяньему. В одной руке странное существо держало камень с грубо заостренным краем, в другой — тяжелую дубину.
Озираясь и останавливаясь на каждом шагу, существо сделало несколько осторожных шагов в сторону дуба. Оно глубоко втягивало воздух широкими ноздрями плоского носа, стараясь уловить запахи, которые бы предупредили его об опасности. Но неподвижный воздух ничего не сказал ему. Существо сердито оскалилось, оглянулось и издало приглушенный, отдаленно напоминающий членораздельные звуки крик. Тотчас же кусты орешника зашевелились снова: такие же сутулые и мохнатые фигуры молча скользнули в густой траве и сбились вокруг своего предводителя в тесную кучу. (Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.15-16)
Какое существо описано в тексте?
1) человекообразная обезьяна
2) «человек умелый» (homohabilis)
3) «человек разумный» (homosapiens)
4) инопланетянин
2. По каким признакам ты это определил? Напиши не меньше 2-х:
1) ____________________________
2) ____________________________
Какие орудия труда используются существом, описанным в тексте?
___________________________
___________________________
Какие занятия были возможны с их помощью? (Выбери два из перечисленных ниже):
Охота
Рыбалка
Собирательство
Ремесло
земледелие
Благодаря какому открытию, сделанному древними людьми, они перестали бояться диких животных?
копья
гарпуна
колеса
огня
Работа с таблицей.
Вставьте пропущенные места.
Критерии |
Древнейшие люди |
1. |
Человек разумный |
Время |
2.5 млн. л. назад |
40 тысяч лет назад |
2. |
Человеческий коллектив |
3. |
Родовая община |
4. |
5. |
Собирательство и охота |
6. |
Земледелие и скотоводство |
7. |
Палка-копалка, заострённый камень и дубина |
Копьё, гарпун, рубило и лук со стрелами |
8. |
1______________________________________________________________________
2______________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________
4______________________________________________________________________5______________________________________________________________________
6______________________________________________________________________
7______________________________________________________________________
8______________________________________________________________________
7. Историческая задача.
Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать выводы о занятиях, верованиях древних людей.
Останки мужчины в возрасте 20-30 лет, лежащего на боку, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье, в котором лежали зерна ячменя.
Ответ: ______________________________________________________
____________________________________________________________________
8.К каждому определению подберите соответствующий термин. Заполните таблицу: под номером вопроса поставьте букву соответствующего ему ответа.
1) Несколько родовых общин, живущих в одной местности.
2) Самые опытные и мудрые старики племени, знавшие повадки животных.
3) Изображение древних богов и духов из дерева, глины или камня.
4) Принесение даров бога с целью задабривания.
А) идолы
Б) племя
В) духи
Г) старейшины
Д) жертва
1 |
2 |
3 |
4 |
9.Найдите в тексте исторические ошибки. Выпишите их и объясните почему ученик допустил ошибки.
Один ученик был большим выдумщиком. Он написал такое сочинение о первобытных людях:
«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Три женщины устроили состязание, чей сноп будет большим. Победила самая юная – её связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
- «Нечестно!» - заметил руководитель родовой общины, высокий молодой парень, следивший за работой.
- «У тебя серп железный, а у них костяные».
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в посёлке не было – в те времена они ещё не были приучены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов. Ещё немного – и они растопчут, и поле, и хижины. Кто –то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли посёлок стороной».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Расположите в хронологическом последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначаются события, в правильной последовательности в таблицу.
А) появление излишков
Б) возникновение плужного земледелия
В) возникновение частной собственности
Г) возникновение неравенства
Д) возвышение знати
11. Определи понятие (одним словом):
1. Материк, где по предположениям ученых, жили древнейшие люди -
2. Оружие охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии -
3. Сверхъестественные существа, в которых верили первобытные люди, олицетворявшие силы природы, -
4. Орудие, которым ловили рыбу -
5.Занятие, позволявшее производить растительную пищу, -
12. Сосчитайте!
1. Император начал править в 30 г. до нашей эры, а умер в 14 г. нашей эры. Сколько лет он правил?
2. Рим был основан в 753 г. до н.э. Сколько лет назад это было?
3. Какой год был раньше и насколько раньше - 60 год до н.э. или 45 г. до н.э.?
4. Первые Олимпийские игры были в776 г. до н.э. Какой это был век? Какая половина века?
5. В 2005 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 924 года первое и 520 лет второе. Какое из них было сделано раньше?
13. Работа с картой
1.Внимательно рассмотри иллюстрации и найди карту, на которой указано появление первобытных людей (укажи номер карты)
2. Как ты думаешь, почему именно на этой территории появились первобытные люди?
Ответ: _______________________________________
______________________________________________
1.
2.
3.
14. Используя иллюстрации, составь рассказ о изменениях в жизни первобытного человека (5-7 предложений). Объясни причины этих изменений.