12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Белова Ольга65
Россия, Пермский край, Краснокамск

Тема «Жизнь первобытных людей»

Прочитай текст и выполни задания 1-4

Кусты орешника вдруг раздвинулись, и на поляну вышло странное существо. Короткие, немного согнутые ноги его поддерживали сильное длинное туловище, огромные челюсти выдавались вперед, как у обезьяны, а маленькие глаза, глубоко спрятанные под нависшими бровями, блестели настороженно и сердито.

Ho это была не обезьяна; сутулая фигура крепко стояла на ногах, а длинные, ниже колен, руки не опирались на землю по-обезьяньему. В одной руке странное существо держало камень с грубо заостренным краем, в другой — тяжелую дубину.

Озираясь и останавливаясь на каждом шагу, существо сделало несколько осторожных шагов в сторону дуба. Оно глубоко втягивало воздух широкими ноздрями плоского носа, стараясь уловить запахи, которые бы предупредили его об опасности. Но неподвижный воздух ничего не сказал ему. Существо сердито оскалилось, оглянулось и издало приглушенный, отдаленно напоминающий членораздельные звуки крик. Тотчас же кусты орешника зашевелились снова: такие же сутулые и мохнатые фигуры молча скользнули в густой траве и сбились вокруг своего предводителя в тесную кучу. (Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.15-16)

Какое существо описано в тексте?

1) человекообразная обезьяна

2) «человек умелый» (homohabilis)

3) «человек разумный» (homosapiens)

4) инопланетянин

2. По каким признакам ты это определил? Напиши не меньше 2-х:

1) ____________________________

2) ____________________________

 

Какие орудия труда используются существом, описанным в тексте?

___________________________

___________________________


 

Какие занятия были возможны с их помощью? (Выбери два из перечисленных ниже):

Охота

Рыбалка

Собирательство

Ремесло

земледелие

 

Благодаря какому открытию, сделанному древними людьми, они перестали бояться диких животных?

копья

гарпуна

колеса

огня

Работа с таблицей.

Вставьте пропущенные места.

Критерии

Древнейшие люди

1.

Человек разумный

Время

2.5 млн. л. назад

40 тысяч лет назад

2.

Человеческий коллектив

3.

Родовая община

4.

5.

Собирательство

и охота

6.

Земледелие и скотоводство

7.

Палка-копалка, заострённый камень и дубина

Копьё, гарпун, рубило и

лук со стрелами

8.

1______________________________________________________________________

2______________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________

4______________________________________________________________________5______________________________________________________________________

6______________________________________________________________________

7______________________________________________________________________

8______________________________________________________________________

7. Историческая задача.

Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать выводы о занятиях, верованиях древних людей.

Останки мужчины в возрасте 20-30 лет, лежащего на боку, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье, в котором лежали зерна ячменя.

Ответ: ______________________________________________________

____________________________________________________________________

8.К каждому определению подберите соответствующий термин. Заполните таблицу: под номером вопроса поставьте букву соответствующего ему ответа.

1) Несколько родовых общин, живущих в одной местности.

2) Самые опытные и мудрые старики племени, знавшие повадки животных.

3) Изображение древних богов и духов из дерева, глины или камня.

4) Принесение даров бога с целью задабривания.

А) идолы

Б) племя

В) духи

Г) старейшины

Д) жертва

1

2

3

4

       


 

9.Найдите в тексте исторические ошибки. Выпишите их и объясните почему ученик допустил ошибки.

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал такое сочинение о первобытных людях:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Три женщины устроили состязание, чей сноп будет большим. Победила самая юная – её связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

- «Нечестно!» - заметил руководитель родовой общины, высокий молодой парень, следивший за работой.

- «У тебя серп железный, а у них костяные».

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в посёлке не было – в те времена они ещё не были приучены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов. Ещё немного – и они растопчут, и поле, и хижины. Кто –то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли посёлок стороной».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

10. Расположите в хронологическом последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначаются события, в правильной последовательности в таблицу.

А) появление излишков

Б) возникновение плужного земледелия

В) возникновение частной собственности

Г) возникновение неравенства

Д) возвышение знати


 

11. Определи понятие (одним словом):

1. Материк, где по предположениям ученых, жили древнейшие люди -

2. Оружие охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии -

3. Сверхъестественные существа, в которых верили первобытные люди, олицетворявшие силы природы, -

4. Орудие, которым ловили рыбу -

5.Занятие, позволявшее производить растительную пищу, -


 

12. Сосчитайте!

1. Император начал править в 30 г. до нашей эры, а умер в 14 г. нашей эры. Сколько лет он правил?

2. Рим был основан в 753 г. до н.э. Сколько лет назад это было?

3. Какой год был раньше и насколько раньше - 60 год до н.э. или 45 г. до н.э.?

4. Первые Олимпийские игры были в776 г. до н.э. Какой это был век? Какая половина века?

5. В 2005 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 924 года первое и 520 лет второе. Какое из них было сделано раньше?


 

13. Работа с картой

1.Внимательно рассмотри иллюстрации и найди карту, на которой указано появление первобытных людей (укажи номер карты)

2. Как ты думаешь, почему именно на этой территории появились первобытные люди?

Ответ: _______________________________________

______________________________________________
 

1.

2.


 

3.

14. Используя иллюстрации, составь рассказ о изменениях в жизни первобытного человека (5-7 предложений). Объясни причины этих изменений.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.