Конспект урока географии в 5 классе«Влияние космоса на Землю и жизнь людей»
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: §8. «Влияние космоса на Землю и жизнь людей» (урок № 9 в теме «Земля – часть Солнечной системы »)
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.
Цель: сформировать представление о Земле как части Вселенной, её месте в нашей Галактике.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия ближнего космоса, приливы, отливы; дать первоначальные сведения о Солнечной системе; познакомить с единственным спутником Земли - Луной; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание уникальности планеты Земля и её спутника - Луны, как части Солнечной системы.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям ближний и дальний космос, приливы и отливы; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
1мин |
|
2 |
Актуализация темы |
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Объясните: Что общего у этих слов? (слайд1- Солнечная система как ближний космос. Проверяет усвоение понятий. Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались? Проверяет усвоение понятий |
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р) |
4мин |
|
3 |
Изучение нового материала |
1. Объясните (учебник стр.30): -Что вы сегодня узнаете? -Что общего у ближнего и дальнего космоса? - В чем уникальность нашей планеты? (Ответы пишутся на интерактивной доске) Подводит к выводу: что все космические тела между собой взаимодействуют и оказывают влияние на процессы, происходящие на Земле. 2.Демонстрирует ЭОР (ближний и дальний космос). Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям ближний космос : 1.Солнце притягивает Землю 2. Дает свет и тепло 3. Испускает солнечный ветер 4. Земля сталкивается с небесными телами Дальний космос испускает космические лучи, характер которых не раскрыт. Под действием силы притяжения Луны, на Земле происходят приливы и отливы. |
Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П) Предлагают свои варианты влияния ближнего и дальнего космоса на Землю (К, Р) Просматривают (П), сравнивают ближний и дальний космос (Р) принимают участие в диалоге с учителем |
5 мин 5 мин 3 мин |
|
4 |
Практикум |
Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. Организует работу в группах по заполнению таблицы (слайд 2): -Выберите черты сходства и отличия ближнего и дальнего космоса. (1 группа характеризует черты сходства; 2-я черты различия) Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу (слайд 3) Организует работу в рабочей тетради стр.20 задание 11 на основе текста §8 Проверяет полученный результат Демонстрирует с помощью ЭОР изображение Луны относительно Земли и Солнца. Подводит к выводу: что в приливы и отливы вызваны притяжением Луны. Вводит понятие приливы и отливы. |
Учащиеся разбиваются на две группы (К). Анализируют текст и выбирают необходимые сведения(П) Озвучивают результаты, сравнивая с изображением на интерактивной доске (П), Самостоятельно знакомятся с содержанием § 8 и выполняют задания в рабочей тетради. (П.Р.) Демонстрируют результат своей работы. (Л). Смотрят. Обмениваются полученной информацией (К) Записывают в тетради новые понятия |
4 мин 3мин 4 мин 3 мин |
|
Физминутка (здоровьесберегающий компонент) |
«Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах современной карты покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.) |
Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К) |
2 мин |
||
5 |
Закрепление |
слайд |
1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме (слайд 4) ( Причинно -следственные связи: Ближний космос оказывает большее влияние на Землю, дальний. Притяжение Луны вызывает приливы и отливы) |
Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) |
4 мин |
6 |
Итог урока (рефлексия) |
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §8, Вопросы с.33 |
Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К). |
2 мин |