Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей»
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».
10 класс
1 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.
Виды деятельности
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
… |
Преобразование реальных объектов природы и общества |
Духовная |
Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
объекты деятельности |
результаты деятельности |
мотивы деятельности |
субъекты деятельности |
структура деятельности |
цель деятельности |
3.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.- 1 б.
1) биологические |
2) физиологические |
3) социальные |
4) органические |
5) естественные |
6) эстетические |
4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
5.Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ПРИМЕРЫ |
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) театральные декорации Б) оркестр В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы |
1) субъекты деятельности 2) средства деятельности |
6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер». |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) особенность |
2) способности |
3) личность |
4) игра |
5) общество |
6) задатки |
7) общение |
8) деятельность |
9) группа |
7. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.
Прочитайте текст и выполните задания 8 -11 |
Сознание и деятельность
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.
К.Х. Момджян
8.Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?.–2 б.
9.Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.- 2 б.
10.Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.- 3 б.
11. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.- 3 б.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая деятельность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий.- 3 б.
13.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах- 3 б.
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее 13 б. – «2
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».
10 класс
2 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.
Активность и её виды
ВИДЫ АКТИВНОСТИ |
ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
… |
Действия человека, в основе которых лежит мышление |
Поведение |
Действия животных, основанные на инстинктах. |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
мотив |
компонент деятельности |
цель |
процесс |
результат |
метод |
3.. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.- 1 б.
1) трудовая |
2) инстинктивная |
3) учебная |
4) созидательная |
5) творческая |
6) кадровая |
4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер
5.Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК |
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей Б) направленность на практически полезный результат – различные блага В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности |
1) труд 2) игра 3) учение |
6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности». |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) потребность |
2) деятельность |
3) причина |
4) социальный |
5) естественный |
6) подлинный |
7) социализация |
8) личность |
9) идеальный (духовный) |
7.Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.
2) Средством вербального общения является мимика.
3) Информационное общество создало новые формы общения.
4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.
5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
Прочитайте текст и выполните задания 8 -11 |
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
К.Х. Момджян
8.Какие составляющие, по мнению автора, образуют композитивный характер социального действия? Какие два признака деятельности, помимо целенаправленного характера, свойственного людям, называет автор?-2 б.
9.Какие факторы по мнению автора, кроме логических расчётов и планов, обуславливают социокультурное поведение человека? Приведите два положения. Используя обществоведческие знания, назовите ещё один любой фактор, не упомянутый в тексте..- 2 б.
10.При изучении человеческой деятельности, обществоведы используют термин «навыки». Какое определение «навыков» приводит автор текста? Приведите три примера подобных навыков, о которых он пишет.- 3 б.
11. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной автором мысли о том, что человек представляет собой «микрокосм социальности».- 3 б.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.- 3 б.
13.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.- 3 б.
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее 13 б. – «2
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей
КЛЮЧ
№задания |
1 – вариант |
2 – вариант |
1- 1 б. |
материальная |
деятельность |
2- 1 б. |
структура деятельности |
компонент деятельности |
3- 1 б. |
36 |
26 |
4- 2 б. |
34 |
145 |
5- 2 б. |
21122 |
11323 |
6- 2 б. |
431628 |
218549 |
7- 2 б. |
145 |
134 |
8- 2 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть названы такие черты, сближающие поведение животных и деятельность человека, как: - направленность процесса; - ориентировочный характер. В ответе указывается, что сознание человека, в отличие от психики животных, обладает способностью к логическому (абстрактному) мышлению. |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Составляющие социального действия: собственно социальные и природные измерения деятельности. 2) Признаки простейшего физического процесса и признаки приспособительного поведения животных. |
9- 2 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть указаны следующие характеристики целеполагания: - появление сознательных целей; - способность анализировать ситуацию; - способность раскрывать причинно-следственные связи. |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) два фактора, названные автором: совокупность эмоциональных процессов и бессознательные импульсы; 2) дополнительный фактор, например, следование обычаям, социальные стереотипы. |
10- 3 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе сделан правильный выбор из двух понятий: деятельность человека целенаправленна. В ответе объясняется, почему поведение животных следует считать целесообразным: оно направляется непосредственно потребностями без предварительной обработки внешних воздействий сознанием. В ответе объясняется, почему к деятельности человека применимо понятие «целенаправленность»: ее предваряет созданный сознанием идеальный образ желаемого результата, на достижение этого результата и направлена деятельность. |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) определение навыков: поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений; 2) примеры навыков: – человек движется по знакомой дороге, не задумываясь о том, как выстроить свой путь; – опытный водитель не задумывается над комбинацией физических действий, необходимых для управления машиной; – танцовщик выполняет известные ему движения автоматически, на основе телесной «памяти». Могут быть приведены иные примеры. |
11 – 3 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе приводятся слова автора: способность к словесно-логическому, «вербальному» мышлению. Указывается, что: - речь является важнейшим инструментом коммуникации; - она позволяет выразить и сделать понятными для всех участников деятельности ее правила и цели; - в результате совместная деятельность становится гораздо эффективнее.
|
Могут приведены следующие объяснения: 1) человек способен к совместной преобразовательной деятельности; 2) человеческая личность формируется в процессе социализации; 3) только под воздействием общества человек приобретает способность к понятийному и образному мышлению. Могут быть приведены иные объяснения. |
12 –3 б. |
«Политическая деятельность» – это осознанные целенаправленные действия субъектов политики, преследующих индивидуальные, групповые цели и интересы. 1. Методы политической деятельности: убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политическихсил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. 2. Политическая деятельность включат в себя разнообразные действия: организацию партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступление в парламенте, политические митинги, дипломатические переговоры, разработка политических программ, референдумы, и т.п. |
«Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики. 1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов. |
13 – 3 б. |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие потребностей человека. 2. Классификация потребностей человека: A) биологические потребности человека; Б) социальные потребности; B) идеальные потребности. 3. Структура деятельности человека: A) потребности и мотивы; Б) цель; B) средства; Г) результат. 4. Интересы человека как мотив его деятельности. |
1. Понятие деятельности. 2. Мотивы деятельности а. потребности б. интересы в. влечения 3. Классификация потребностей. а. биологические б. социальные в. идеальные 4. Классификация потребностей А. Маслоу а. физиологичекие б. экзистенциальные в. социальные г. престижные д. духовные 5. Связь потребностей с видами деятельности а. творческая б. трудовая в. игровая (досуговая) г. образовательная 6. Потребность как основной мотив деятельности человека. |
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее менее 13 б. – «2