Контрольные и самостоятельные работы по русскому языку для слабослышащих и глухих обучающихся с умственной отсталостью (8 класс)
Самостоятельная работа
по теме «Существительное»
Выписать существительные.
Футболист, футбольный, смелый, смелость, бежать, бегун, синий, синева, синеть, молочный, молоко, сахар, сахарный, радовать, радость, ворона, вороний, дружба, дружить, дружный, зверёк, звериный.
В каждую группу написать ещё по два имени существительных.
Люди: кто? сестра, ... .Растения: что? яблоня, ... . Птицы: кто? орёл, ... . Рыбы: кто? карп, ... . Звери: кто? тигр, ... .
Написать существительные в три столбика (по склонениям)
Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, дочь, дерево, яблоня, сирень, пустыня, площадь
4. Вставить, где нужно, ь (мягкий знак). Определить род существительных
Солнечный луч(?) ярко осветил поляну. Верный товарищ(?) сопровождал меня всё путешествие. На потолке сарая спала летучая мыш(?). Резиновый мяч(?) лежал на полке стеллажа. Тёмная ноч(?) нависла над городом. Новый плащ(?) был синего цвета. Детский врач(?) посетил больного. Громкая реч(?) разбудила ребёнка. Жаркая печ(?) стояла в углу комнаты. Старшая доч(?) была благодарна матери. Из печи вынули большой калач(?).
Самостоятельная работа
по теме «Прилагательное»
Дописать в словосочетаниях окончания прилагательных, определить род.
Лис… нора, осенн… день, коз… сыр, больш… озеро, кролич… клетка, волч… зуб, медвеж… берлога, тёпл… печка, остр… карандаш, коров… молоко.
Изменить окончания прилагательных, поставить вопросы.
По (заячий) следу шла уставшая лиса. Местами около (верблюжья) колючки виднеются чистые полянки. В библиотеку вбежал высокий парень в (бараний) полушубке. Лишь глубокой ночь в (охотничий) домике стало тихо. Трибуной служило высокое крыльцо главного дома, которое мы накрыли (медвежьи) шкурами. Ноги были защищены толстой (кабанья) кожей.
Изменить прилагательное осенний (лист) по падежам.
Самостоятельная работа
по теме «Глагол»
Выписать глаголы в неопределённой форме.
Встретить, забыл, поднимается, беречь, развешивает, пляшет, помочь, украсить, провожаю, учиться, нести, брали, отвечаешь, накрыть.
Записать глаголы, определить лицо и число.
Толкает (……), определяю, совершают, оттолкнёшься, выдерживаем, спешите, бежит, падают.
Изменить глаголы по временам, лицам и числам.
Стирать - … (наст. вр., 3 л., ед.ч.)
Светит - … (прош. вр., ср.р.)
Запомнить - … (буд. вр., 2л., мн.ч.)
Смотреть - … (наст.вр., 1л., ед.ч.)
Записать глаголы в повелительной форме в единственном числе.
Учить - …, делать - , спрятать - …, подчеркнуть - …, списать - …, прочитать - ..
Контрольная работа по теме «Глагол»
1. Что обозначает глагол, как часть речи? Отметь правильный ответ.
А) называет действия Б) называет предметы В) называет признаки
2. Укажи вопросы, на которые может отвечать глагол:
А) что?
Б) что делать?
В) что сделаю?
Г) какая?
Д) что сделали?
Е) кем?
3. Подчеркни глаголы:
зонтик
прыгает
сторож
прыжок
сидит
праздновать
4. Отметь правильное продолжение. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое…
А) уже произошло Б) происходит в момент речи В) будет происходить позже
5. Выбери и отметь глаголы прошедшего времени:
А) прочитал
Б) старался
В) прибежал
Г) читает
Д) подбежит
6. Глаголы какого числа называют действие нескольких предметов и отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?
А) единственного Б) множественного
7. Выбери из списка и подчеркни глаголы множественного числа.
стрекочет
молчат
побеждают
считает светят
шалят
проверяют
стережёт
подбегут
8. Сколько в тексте глаголов множественного числа? Ответ запиши цифрой.
Длинный день летом, как никогда в году. Красочно садится солнце. Долго тлеет зарево заката. Леса становятся красивыми и привлекательными. В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет. Кукует кукушка, поёт соловей. Слышится звонкая песнь дрозда.
ОТВЕТ _____
9. Найди глагол прошедшего времени единственного числа женского рода
А) принесёт
Б) решил
В) заплакала
10. Верно ли, что глагол ПРИМЕНЯЕТ будущего времени множественного числа?
А) ВЕРНО
Б) НЕВЕРНО
Контрольная работа
Распределить слова по группам
сущ. прил. гл.
(читать, воздух, чистый, класс, волчий, воет, спал, волшебная, гуляют)
Изменить прилагательные и существительные по числам.
ед. ч. мн.ч.
чистый класс
новый стул
большое дерево
новое окно
Изменить окончания прилагательных, поставить вопросы.
По (заячий) следу шла рыжая лиса. Охотник остановился у (медвежья) берлоги. Бабушка угощала внуков (овечий) сыром. По улице шла женщина в (лисья) шубе. Котёнок подошёл к (собачья) конуре.
Вставить, где нужно, ь (мягкий знак). Определить род.
Вкусный борщ?, скорая помощ?, солнечный луч?, хороший врач?, дорогая брош?, вкусный калач?, горячая печ?, русская реч?, острый нож?.
Списать предложение. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
В небе появилась первая звёздочка.
Тест
1. Части речи – это
а) слово, словосочетание, предложение
б) существительное, прилагательное, глагол
в) подлежащее и сказуемое
2. Глагол обозначает …
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Глагол отвечает на вопросы …
а) что делать? что сделать? б) кто? что? в) какой? какая? какое?
4. Глагол в предложении …
а) подлежащее б) сказуемое
5. Найди глагол
а) машина б) горячий в) работает
6. Как изменяются глаголы
А) по падежам Б) по родам В) по лицам, числам и родам
7. Время глагола
А) настоящее, прошедшее и будущее
Б) настоящее, прошлое и будут
В) настоящее, прошлого и будет
8. Время глагола, который отвечает на вопрос что сделал?
А) прошедшее Б) будущее В) настоящее
9. Местоимения 3-го лица
А) я, мы Б) ты, вы В) он, она, они
10. Изменение глагола читать по временам
А) читает, читают, читать Б) читает, читал, будет читать
В) читал, читала, читали
11 . Изменение глагола гулять по родам
а) он гуляет, она гуляет, оно гуляет Б) гулял, гуляла, гуляло