Самоанализ дистанционного урока русского языка с обучающимся 8 класса с умственной отсталостью
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающейся
Обучающаяся Дарья Б. имеет умеренную умственную отсталость - интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени. Оно сочетается с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет её индивидуальное развитие и обучение.
У Дарьи выражено недоразвитие мыслительной деятельности, препятствующее освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического, затруднено формирование устной речи. Она в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу.
Даше бывает трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
В связи с заболеванием ДЦП и гиперкинезом конечностей у обучающейся наблюдаются нарушения координации, точности, темпа движений; трудности, связанные со статикой и динамикой тела, навыками, требующими точных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, пользование клавиатурой и др., поэтому на уроках не используются письменные упражнения, она выполняет только устные задания либо печатает текст, в чём ей помогает бабушка.
Для лучшего усвоения нового материала и более прочного его запоминания одна и та же тема изучается несколько уроков, что приводит к положительной динамике развития.
Для упрощения выражения собственных мыслей необходимо помогать, используя метод незаконченного предложения (я начинаю, Даша продолжает). Также давать обучающейся много времени на обдумывание ответов на поставленные вопросы.
2. Самоанализ урока
Урок русского языка "Изменение имён существительных по числам" является 60-м в КТП, 4-м - в разделе "Существительное". Урок проводился в форме виртуальной благотворительной операции по лепке снеговика на детской площадке.
Цель урока: формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа.
Задачи урока:
Образовательная: научить определять число имён существительных, изменять имена существительные по числам.
Коорекционно-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение делать выводы, совершенствовать устную речь.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, желание совершать добрые дела, принять виртуальное участие во Всероссийской акции “Марафон добрых дел” в честь Дня волонтёра.
Данный урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные: определять число имён существительных, распознавать существительные единственного и множественного числа, образовывать множественное число имён существительных.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания и использовать их при выполнении упражнений, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь.
Это урок усвоения новых знаний. Он включал в себя 8 этапов:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Физкультминутка.
6. Первичная проверка понимания.
7. Первичное закрепление.
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
Основными этапами урока стали этапы актуализации знаний, первичного усвоения новых знаний и первичной проверки понимания, которые были направлены на формирование умений различать существительные единственного и множественного числа, приводить примеры.
Чтобы достигнуть цели урока, я использовала тему виртуальной лепки символа зимы - снеговика. Все задания соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям обучающейся.
Материал урока был доступным, интересным для обучающейся.
При проведении урока я использовала современные педагогические технологии в соответствии с требованиями ФГОС:
Информационно–коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.
Технология проблемного обучения.
Основные методы обучения, используемые мною на уроке - это наглядные, проблемные, словесные, практические.
В ходе урока я использовала электронную тетрадь, созданную в google-документах.
Используемые мною на уроке педагогические технологии, методы и средства обучения являются оптимальными для данной обучающей, так как девочка с удовольствием занимается на уроках, очень любознательна.
В ходе урока была организована индивидуальная работа с обучающейся, которая предполагала использование следующих видов работ: определение темы, цели урока, планирование действий на уроке, ответы на вопросы, выполнение заданий с помощью учителя и бабушки, выделение главного, формулировка выводов, оценивание своей работы.
Эффективным было выполнение всех заданий, также самооценивание работы на уроке, рефлексия, потому что Даша - прилежная ученица, она всегда внимательно слушает материал, повторяет за мной всё услышанное, старательно выполняет все задания, комментируя свои действия и отвечая на вопросы полным ответом. Подобная работа систематически проводится на каждом уроке.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствовало реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и предполагало мотивацию на учебную деятельность, ситуацию успеха, создание атмосферы заинтересованности, применение диалоговых форм общения, осуществление обратной связи.
Темп урока средний, соответствующий индивидуальным возможностям обучающейся.
Распределение времени на уроке было рациональное.
Физкультминутка была проведена в виде короткой гимнастики для глаз.
Из-за плохого зрения Даши текст и картинки были многократно увеличены, что позволяло обучающейся хорошо видеть материал электронной тетради.
Психологическая атмосфера урока была комфортной. Обучающаяся чувствовала себя спокойно, внимательно слушала информацию по теме урока, легко включалась в работу и выполняла все задания.
Мне было легко вести урок, так как на уроке с Дашей и её бабушкой всегда благоприятная рабочая обстановка.
Результаты урока совпали с целью и задачами урока. Обучающаяся познакомилась с новой темой, закрепила полученные знания на практике, что подтверждают результаты урока (и обучающаяся оценила свою работу на “5”, и я тоже поставила за работу на уроке “отлично”).
3. Выводы
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
Материал урока, объём и сложность информации подобраны с учётом особенностей и возможностей обучающейся, в соответствии с имеющейся у неё базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередовались различные формы и методы работы. Учебно-познавательная деятельность была организована с использованием наглядной, практической и словесной передачи информации.
На уроке присутствовали разные виды активности: познавательная - обучающаяся в ходе урока узнавала новые материалы, факты; физическая - говорили, слушали, выполняли различные задания и упражнения.
Этапы урока плавно сменяли друг друга.
Перегрузки на уроке не было, так как информация и задания подобраны в соответствии с индивидуальными особенностями обучающейся, проведена физкультминутка.
Обучающаяся была активной, старательной, на уроке ей было интересно.
Считаю, что урок достиг поставленной цели.
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Соколова Елена Борисовна
Язенина Ольга Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна