Контрольные измерительные материалы по биологии по теме «Млекопитающие»
Пояснительная записка
контрольных измерительных материалов
контрольной работы №1 по БИОЛОГИИ «Млекопитающие».
Данные контрольно-измерительные материалы по биологии составлены в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; Положением о соблюдении орфографического режима в ОГКОУ «Школа-интернат №92», на основании учебника В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, «Биология. 7 класс».
При отборе материала для контрольной работы учитывались особенности речевого компонента учащихся, слухового восприятия, словарного запаса слабослышащих и уровня образовательных потребностей:
Адаптация письменных инструкций без изменения сути содержания, упрощение длинных предложений, включение в текст хорошо знакомых слов.
Психолого-педагогическая помощь учащихся на этапах принятия заданий, затруднений в выполнения.
В соответствии с ФГОС меняется оценивание выполнения учебных заданий, оценочно-отметочная шкала строится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода»: решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
1. Задачи работы: выявить уровень
освоения учащимися знаний: о внешнем и внутреннем строение, особенностях процессах жизнедеятельности, особенностях поведения, многообразии млекопитающих;
овладения умениями: анализировать рисунки, схемы, текст, определять последовательность этапов, объяснять связь органов в организме, характеризовать и объяснять процессы жизнедеятельности;
умения применять знания в практической деятельности: определять внутренние органы, анализировать текст.
2. Структура КИМ контрольной работы
Самостоятельная работа состоит из трёх частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:
часть А содержит задания с заполнением пропуска, множественным выбором;
часть В содержит задания с анализом рисунков, текста, множественным выбором;
часть С содержит задание с обоснованием ответа.
Задания с кратким ответом части А (4 задания) контрольной работы предназначены для определения биологических компетентностей учащихся 8 класса по теме: знание особенностей внутреннего и внешнего строения млекопитающих.
Часть В включает 3 заданий повышенного уровня сложности с ответом, в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Данная группа заданий выявляет знание внутреннего строения, особенностей поведения и систематические группы млекопитающих.
Часть С включает 1 задание высокого уровня сложности с развернутым ответам. Данное задание выявляет знание сложности поведения и особенности строения яйцекладущих млекопитающих и навык давать развернутый и обоснованный ответ на вопрос.
5. Содержание контрольной работы по теме «Млекопитающие».
Таблица 2. Содержание самостоятельной работы
Элементы содержания | Число заданий |
Внешнее строение | 1 |
Внутреннее строение | 4 |
Особенности поведения | 2 |
Многообразие | 1 |
Систематические группы | 1 |
Содержание и структура контрольной работы дают возможность полно проверить комплекс:
знаний
- внешнего строения млекопитающих,
- внутреннего строения;
- особенности поведения;
- многообразие млекопитающих, особенности отрядов.
умений:
- анализировать рисунки, схемы, текст;
- объяснять особенности процессов жизнедеятельности и внутреннего строения млекопитающих;
- определять последовательность таксонов.
умений применять знания в практической деятельности
- определять внутренние органы на рисунке,
- определять последовательность таксонов.
6. Распределение заданий работы по уровню сложности
Часть А содержит 4 задания базового уровня (А1 – А4). Часть В содержит 3 задания повышенного уровня (В1 – В3). Часть С содержит 1 задание высокого уровня сложности.
7. Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 35 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся.
8. Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом
Часть | Номер задания | Количество баллов |
А (репр.) | 1. | 1 |
2 | 1 | |
3 | 1 | |
4 | По 1 баллу за каждый верный выбор утверждения (всего 3 балла) | |
В (констр.) | 1. | По 1 баллу за правильное определение органов (всего 2 баллов). По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 2 балла) |
2 | 1 балл за каждое верно заполненный пропуск (всего 6 баллов) | |
3 | По 1 баллу за каждый верный выбор (всего 6 баллов) | |
С (творч.) | 1 | 3 балл - за объяснение ответа 1 балл - за составление полного ответа Всего 4 баллов |
Максимальный балл за всю работу – 26 баллов |
Критерии оценивания контрольно-оценочной системы
контрольной работы №1 по теме «Млекопитающие» по биологии 8 класс
Инструкция для учителя
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (12 – 19 баллов - 50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (20 – 22 баллов - 75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (23 – 26 баллов - 86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 12 баллов - менее 50%).
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.
9. Поэлементный анализ самостоятельной работы.
Элементы | ФИ учащихся | |||||
| | | | | | |
Внешнее строение | | | | | | |
Внутреннее строение | | | | | | |
Особенности процессов жизнедеятельности | | | | | | |
Многообразие | | | | | | |
Систематические группы | | | | | | |
Ответы
КОС контрольной работы №1 по теме «Млекопитающие» по биологии 8 класс
Часть | № задания | Ответ | Ответ |
1 вариант | 2 вариант | ||
А | 1 | шерстью | эпидермиса |
2 | четырехкамерное | передний | |
3 | легкие | трахея | |
4 | 1,3,5 | 1,2,5 | |
В | 1 | Цифрой 3 обозначены легкие Цифрой 5 обозначен орган выделительной системы. | Цифрой 7 обозначен желудок. Цифрой 3 обозначен орган, в котором происходит газообмен. |
2 | А-3, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-8 | А-2, Б-3, В-4, Г-1, Д-8, Е-7 | |
3 | 561324 | 642351 | |
С | 1 | Защита, выкармливание, обучение | Яйцекладущие, простые млечные железы, древние |
Контрольная работа №1 «Млекопитающие». 1 вариант
Часть А. Заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы с номером задания в виде предложения.
А1. Тело млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся покрыто….
А2. У млекопитающих ….. сердце.
А3. Заполните пробел в таблице. Запишите краткий ответ:
| | Дыхательные пути | | Бронхи |
| | | Трахея | |
Дыхательная система | | | | Гортань |
| | | Носоглотка и ротоглотка | |
| | ? | | Носовая и ротовая полости |
А4. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера.
теплокровность характерна НЕ только для млекопитающих;
у всех млекопитающих одна пара млечных желез;
никто, кроме млекопитающих, не кормит детенышей молоком;
среди млекопитающих нет яйцекладущих животных;
наиболее высокоорганизованные млекопитающие животные – это плацентарные;
у всех млекопитающих хорошо развито зрение.
Часть В.
В1. Изучите рисунок. Ответьте на вопросы полным ответом.
Какой цифрой обозначены легкие?
Какой цифрой обозначен орган выделительной системы?
В2. Вставьте в текст «Опорно-двигательная система Млекопитающих» пропущенные слова из перечня терминов. Запишите цифры ответов.
Опорно-двигательная система Млекопитающих.
Скелет млекопитающих состоит из (А), позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей. Кости млекопитающих (Б), многие (В) вместе. Череп крупный. Челюсти сильные, вооружённые (Г). Позвоночник состоит из (Д) отделов. Позвонки массивные, с уплощёнными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленяются (Е), часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Коракоиды (вороньи кости) у большинства зверей отсутствуют. Пояс задних конечностей состоит из двух костей, которые срастаются друг с другом, а на спинной стороне – с крестцом.
Перечень терминов: 1) прочные, 2) легкие, 3) черепа, 4) срастаются, 5) зубами, 6) пяти, 7) отделяются, 8) ребра.
В3. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самого КРУПНОГО таксона. Запишите последовательность цифр.
Грызуны
Белка
Беличьи
Обыкновенная белка
Хордовые
Млекопитающие
Часть С. Дайте развернутый ответ.
Млекопитающие, которые долго заботятся о своем потомстве, оно обычно небольшое – 1 - 3 детеныша. Почему?
Контрольная работа №1 «Млекопитающие». 2 вариант
Часть А. Заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы по правилам русского языка аккуратным почерком в бланке ответов рядом с номером задания в виде предложения.
А1. Копыта, шерсть, ногти, когти – это производные…… кожи.
А2. В головном мозге наиболее развит ……… мозг.
А3. Заполните пробел в таблице:
| | Дыхательные пути | | Бронхи |
| | | ? | |
Дыхательная система | | | | Гортань |
| | | Носоглотка и ротоглотка | |
| | Легкие | | Носовая и ротовая полости |
А4. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера.
все млекопитающие – живородящие животные;
млекопитающие выкармливают детенышей молоком;
у млекопитающих, ведущих ночной образ жизни, хорошо развиты глаза;
у всех млекопитающих зубы делятся на резцы, клыки, коренные.
сердце млекопитающих – четырехкамерное;
во время линьки цвет шерсти никогда не меняется.
Часть В.
В1. Изучите рисунок. Ответьте на вопросы полным ответом.
Какой цифрой обозначен желудок?
Какой цифрой обозначен орган, в котором происходит газообмен?
В2. Вставьте в текст «Особенности поведения Млекопитающих» пропущенные слова из перечня терминов. Запишите цифры ответов.
Особенности поведения Млекопитающих.
Подготовка к (А) сопровождается образованием семейных табунов, гаремов. Спариванию предшествуют турнирные (Б) между ними. Появление детёнышей приурочено к благоприятному периоду для выращивания потомства. Родители учат детёнышей находить корм, охотиться и спасаться от врагов. В период (В) к зиме млекопитающие активно питаются, запасая питательные вещества в виде жира. (Г) — заключительный этап годового жизненного цикла. Многие звери зимой ведут активный образ жизни. Некоторые — суслики, сурки, ежи, летучие мыши — впадают в (Д). У них снижается (Е) тела, уменьшается число дыхательных движений и сердечных сокращений.
Перечень терминов: 1) зимовка, 2) размножению, 3) бои, 4) подготовки, 5) спариванию, 6) сокращений, 7) температура, 8) спячку.
В3. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самого КРУПНОГО таксона. Запишите последовательность цифр.
Тигры
Позвоночные
Хищные
Хордовые
Кошачьи
Эукариоты
Часть С. Дайте развернутый ответ.
Почему утконоса и ехидну называют примитивными (простыми) млекопитающими?