Контрольные измерительные материалы по биологии по теме «Млекопитающие»

3
0
Материал опубликован 11 November

Пояснительная записка

контрольных измерительных материалов

контрольной работы №1 по БИОЛОГИИ «Млекопитающие».


Данные контрольно-измерительные материалы по биологии составлены в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; Положением о соблюдении орфографического режима в ОГКОУ «Школа-интернат №92», на основании учебника В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, «Биология. 7 класс».

При отборе материала для контрольной работы учитывались особенности речевого компонента учащихся, слухового восприятия, словарного запаса слабослышащих и уровня образовательных потребностей:

Адаптация письменных инструкций без изменения сути содержания, упрощение длинных предложений, включение в текст хорошо знакомых слов.

Психолого-педагогическая помощь учащихся на этапах принятия заданий, затруднений в выполнения.

В соответствии с ФГОС меняется оценивание выполнения учебных заданий, оценочно-отметочная шкала строится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода»: решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

1. Задачи работы: выявить уровень

освоения учащимися знаний: о внешнем и внутреннем строение, особенностях процессах жизнедеятельности, особенностях поведения, многообразии млекопитающих;

овладения умениями: анализировать рисунки, схемы, текст, определять последовательность этапов, объяснять связь органов в организме, характеризовать и объяснять процессы жизнедеятельности;

умения применять знания в практической деятельности: определять внутренние органы, анализировать текст.

2. Структура КИМ контрольной работы

Самостоятельная работа состоит из трёх частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

часть А содержит задания с заполнением пропуска, множественным выбором;

часть В содержит задания с анализом рисунков, текста, множественным выбором;

часть С содержит задание с обоснованием ответа.

Задания с кратким ответом части А (4 задания) контрольной работы предназначены для определения биологических компетентностей учащихся 8 класса по теме: знание особенностей внутреннего и внешнего строения млекопитающих.

Часть В включает 3 заданий повышенного уровня сложности с ответом, в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Данная группа заданий выявляет знание внутреннего строения, особенностей поведения и систематические группы млекопитающих.

Часть С включает 1 задание высокого уровня сложности с развернутым ответам. Данное задание выявляет знание сложности поведения и особенности строения яйцекладущих млекопитающих и навык давать развернутый и обоснованный ответ на вопрос.

5. Содержание контрольной работы по теме «Млекопитающие».

Таблица 2. Содержание самостоятельной работы

Элементы содержания

Число заданий

Внешнее строение

1

Внутреннее строение

4

Особенности поведения

2

Многообразие

1

Систематические группы

1


Содержание и структура контрольной работы дают возможность полно проверить комплекс:

знаний

- внешнего строения млекопитающих,

- внутреннего строения;

- особенности поведения;

- многообразие млекопитающих, особенности отрядов.

умений:

- анализировать рисунки, схемы, текст;

- объяснять особенности процессов жизнедеятельности и внутреннего строения млекопитающих;

- определять последовательность таксонов.

умений применять знания в практической деятельности

- определять внутренние органы на рисунке,

- определять последовательность таксонов.

6. Распределение заданий работы по уровню сложности

Часть А содержит 4 задания базового уровня (А1 – А4). Часть В содержит 3 задания повышенного уровня (В1 – В3). Часть С содержит 1 задание высокого уровня сложности.

7. Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 35 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся.

8. Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом


Часть

Номер задания

Количество баллов

А

(репр.)

1.

1

2

1

3

1

4

По 1 баллу за каждый верный выбор утверждения (всего 3 балла)

В

(констр.)

1.

По 1 баллу за правильное определение органов (всего 2 баллов).

По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 2 балла)

2

1 балл за каждое верно заполненный пропуск (всего 6 баллов)

3

По 1 баллу за каждый верный выбор (всего 6 баллов)

С (творч.)

1

3 балл - за объяснение ответа

1 балл - за составление полного ответа

Всего 4 баллов

Максимальный балл за всю работу – 26 баллов


Критерии оценивания контрольно-оценочной системы

контрольной работы №1 по теме «Млекопитающие» по биологии 8 класс

Инструкция для учителя

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (12 – 19 баллов - 50-74%).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (20 – 22 баллов - 75-85%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (23 – 26 баллов - 86-100%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 12 баллов - менее 50%).

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.


9. Поэлементный анализ самостоятельной работы.


Элементы

ФИ учащихся







Внешнее строение







Внутреннее строение







Особенности процессов жизнедеятельности







Многообразие







Систематические группы







Ответы

КОС контрольной работы №1 по теме «Млекопитающие» по биологии 8 класс

Часть

задания

Ответ

Ответ

1 вариант

2 вариант

А

1

шерстью

эпидермиса

2

четырехкамерное

передний

3

легкие

трахея

4

1,3,5

1,2,5

В

1

Цифрой 3 обозначены легкие

Цифрой 5 обозначен орган выделительной системы.

Цифрой 7 обозначен желудок.

Цифрой 3 обозначен орган, в котором происходит газообмен.

2

А-3, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-8

А-2, Б-3, В-4, Г-1, Д-8, Е-7

3

561324

642351

С

1

Защита, выкармливание, обучение

Яйцекладущие, простые млечные железы, древние

Контрольная работа №1 «Млекопитающие». 1 вариант

Часть А. Заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы с номером задания в виде предложения.

А1. Тело млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся покрыто….

А2. У млекопитающих ….. сердце.

А3. Заполните пробел в таблице. Запишите краткий ответ:




Дыхательные пути

t1731321660aa.gif

Бронхи


t1731321660ab.gif

t1731321660ac.gift1731321660ad.gift1731321660ae.gif

Трахея

Дыхательная система


t1731321660af.gif


Гортань

t1731321660ag.gif



Носоглотка и ротоглотка



?


Носовая и ротовая полости


А4. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера.

теплокровность характерна НЕ только для млекопитающих;

у всех млекопитающих одна пара млечных желез;

никто, кроме млекопитающих, не кормит детенышей молоком;

среди млекопитающих нет яйцекладущих животных;

наиболее высокоорганизованные млекопитающие животные – это плацентарные;

у всех млекопитающих хорошо развито зрение.


Часть В.

В1. Изучите рисунок. Ответьте на вопросы полным ответом.

t1731321660ah.png


Какой цифрой обозначены легкие?

Какой цифрой обозначен орган выделительной системы?

В2. Вставьте в текст «Опорно-двигательная система Млекопитающих» пропущенные слова из перечня терминов. Запишите цифры ответов.

Опорно-двигательная система Млекопитающих.

Скелет млекопитающих состоит из (А), позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей. Кости млекопитающих (Б), многие (В) вместе. Череп крупный. Челюсти сильные, вооружённые (Г). Позвоночник состоит из (Д) отделов. Позвонки массивные, с уплощёнными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленяются (Е), часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Коракоиды (вороньи кости) у большинства зверей отсутствуют. Пояс задних конечностей состоит из двух костей, которые срастаются друг с другом, а на спинной стороне – с крестцом.

Перечень терминов: 1) прочные, 2) легкие, 3) черепа, 4) срастаются, 5) зубами, 6) пяти, 7) отделяются, 8) ребра.


В3. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самого КРУПНОГО таксона. Запишите последовательность цифр.

Грызуны

Белка

Беличьи

Обыкновенная белка

Хордовые

Млекопитающие


Часть С. Дайте развернутый ответ.

Млекопитающие, которые долго заботятся о своем потомстве, оно обычно небольшое – 1 - 3 детеныша. Почему?

Контрольная работа №1 «Млекопитающие». 2 вариант

Часть А. Заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы по правилам русского языка аккуратным почерком в бланке ответов рядом с номером задания в виде предложения.

А1. Копыта, шерсть, ногти, когти – это производные…… кожи.

А2. В головном мозге наиболее развит ……… мозг.

А3. Заполните пробел в таблице:




Дыхательные пути

t1731321660aa.gif

Бронхи


t1731321660ab.gif

t1731321660ac.gift1731321660ad.gift1731321660ae.gif

?

Дыхательная система


t1731321660af.gif


Гортань

t1731321660ag.gif



Носоглотка и ротоглотка



Легкие


Носовая и ротовая полости


А4. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера.

все млекопитающие – живородящие животные;

млекопитающие выкармливают детенышей молоком;

у млекопитающих, ведущих ночной образ жизни, хорошо развиты глаза;

у всех млекопитающих зубы делятся на резцы, клыки, коренные.

сердце млекопитающих – четырехкамерное;

во время линьки цвет шерсти никогда не меняется.

Часть В.

В1. Изучите рисунок. Ответьте на вопросы полным ответом.

t1731321660ah.png

Какой цифрой обозначен желудок?

Какой цифрой обозначен орган, в котором происходит газообмен?

В2. Вставьте в текст «Особенности поведения Млекопитающих» пропущенные слова из перечня терминов. Запишите цифры ответов.

Особенности поведения Млекопитающих.

Подготовка к (А) сопровождается образованием семейных табунов, гаремов. Спариванию предшествуют турнирные (Б) между ними. Появление детёнышей приурочено к благоприятному периоду для выращивания потомства. Родители учат детёнышей находить корм, охотиться и спасаться от врагов. В период (В) к зиме млекопитающие активно питаются, запасая питательные вещества в виде жира. (Г) — заключительный этап годового жизненного цикла. Многие звери зимой ведут активный образ жизни. Некоторые — суслики, сурки, ежи, летучие мыши — впадают в (Д). У них снижается (Е) тела, уменьшается число дыхательных движений и сердечных сокращений.

Перечень терминов: 1) зимовка, 2) размножению, 3) бои, 4) подготовки, 5) спариванию, 6) сокращений, 7) температура, 8) спячку.


В3. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самого КРУПНОГО таксона. Запишите последовательность цифр.

Тигры

Позвоночные

Хищные

Хордовые

Кошачьи

Эукариоты


Часть С. Дайте развернутый ответ.

Почему утконоса и ехидну называют примитивными (простыми) млекопитающими?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.