Описание промежуточной аттестации по биологии за курс 5 класса.
- Назначение промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Контрольно-измерительные материалы позволяют по учебному предмету «Биология»–оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Промежуточная аттестация позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий(УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты промежуточной аттестации, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
- Документы, определяющие содержание работы для промежуточной аттестации.
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.2.2012 года.
3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры работы для промежуточной аттестации.
Работы для промежуточной аттестации основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении. Наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтенияи выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) направлены на проверку сформированности у обучающихся естественнонаучных требований:
- формирование целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями окружающего мира;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
КИМ направлены на проверку сформированности у обучающихся предметных требований:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;
- освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Изучение биологии в 5 классе и содержание промежуточной аттестации по биологии для 5 класса базируются на образовательных результатах освоения обучающимися предмета
«Окружающий мир» в начальной школе. Так, по итогам обучения в начальной школе обучающиеся могут различать явления природы; знают о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), необходимых для жизни растения условиях (свет, тепло, воздух, вода), разнообразии растений (деревья, кустарники, травы; основные дикорастущие и культурные растения; растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений); понимают роль растений в природе и жизни людей; знают о разнообразии животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия и др.; дикие и домашние животные; животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений), об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища), понимают роль домашних животных в природе и жизни людей. К окончанию обучения в начальной школе ученики также умеют: описывать на
основе предложенного плана объекты живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; работать с естественнонаучной информацией.
4. Структура и содержание работы для промежуточной аттестации.
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 1–4, 6, 7, 9 основаны на изображениях конкретных объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач. В задании 5 требуется восстановить последовательность этапов выполнения определенных действий, например посадки растения. Задание 8 проверяет умение распределять растения и животных по природным зонам. Задание 10 проверяет связь учебного курса биологии с выбором будущих профессий.
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
1 |
|
Полный правильный ответ |
5 |
|
1.1. |
Правильный ответ |
2 |
|
1.2. |
Правильный ответ |
1 |
|
1.3. |
Правильный ответ |
2 |
2 |
|
Правильный ответ |
1 |
3 |
|
Полный правильный ответ |
2 |
|
|
Допущена одна ошибка |
1 |
4 |
|
Правильный ответ |
1 |
5 |
|
Правильный ответ |
2 |
|
|
Если в ответе переставлены местами две цифры |
1 |
6 |
|
Полный правильный ответ |
6 |
|
6.1. |
В соответствии с критериями |
2 |
|
6.2. |
В соответствии с критериями |
2 |
|
|
Неправильно подписаны два рисунка |
1 |
|
6.3. |
В соответствии с критериями |
2 |
|
|
Неправильно подписаны один рисунок |
1 |
7 |
|
Полный правильный ответ |
4 |
|
7.1. |
В соответствии с критериями |
2 |
|
|
Допущена одна ошибка |
1 |
|
7.2. |
В соответствии с критериями |
2 |
8 |
|
В соответствии с критериями |
2 |
|
|
Допущена одна ошибка |
1 |
9 |
|
В соответствии с критериями |
2 |
10 |
|
В соответствии с критериями |
3 |
Полный правильный ответ на задание 1 оценивается в 5 баллов: часть 1.1 и 1.3 – 2 балла (в соответствии с критериями), часть 1.2 – 1 балл.
Правильный ответ на каждое из заданий 2 и 4 оценивается в 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается в 2 балла, 1 балл
ставится, если допущена одна ошибка.
Правильный ответ на задание 5 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится,
если в ответе переставлены местами две цифры. Полный правильный ответ на задание 6 оценивается в 6 баллов: часть 6.1
оценивается в 2 балла в соответствии с критериями: часть 6.2 оценивается в
2 балла, 1 балл ставится, если неправильно подписаны два рисунка; часть 6.3
оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если в ответе неправильно подписан
один рисунок.
Полный правильный ответ на задание 7 оценивается в 4 балла: часть 7.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 7.2 – 2 балла в соответствии с критериями.
Правильный ответ на задание 8 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится,
если допущена одна ошибка.
Правильный ответ на задание 9 оценивается в 2 балла в соответствии
с критериями.
Полный правильный ответ на задание 10 оценивается в 3 балла
в соответствии с критериями.
Максимальный первичный балл – 28.
Полученные обучающие баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом шкалы перевода, которая приведена в таблице.
Шкала перевода суммарного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Суммарный балл |
0–8 |
9–16 |
17–23 |
24–28 |
6. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
7. Условия выполнения работы
Ответы на задания работы записываются в бланках КИМов. В инструкции перед заданиями описываются правила записи ответов к заданиям.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются. Разрешено использование линейку и карандаш.
9. Обобщённый план варианта
№ |
Проверяемые требования |
Блоки ПООП НОО |
Код |
Уровень |
Максимальный |
1 |
Строение и значение цветка. |
Соцветия. Опыление. Виды |
6.7,
2.2 |
Б |
5 |
2 |
Свойства живых организмов |
Формирование первоначальных |
1.4/
2.2 |
Б |
1 |
3 |
Строение листа. |
Умение определять понятия, |
6.5,
1.1 |
Б |
2 |
4 |
Правила работы в кабинете |
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей |
1.3,
2.3 |
Б |
1 |
5 |
Приемы выращивания, |
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и |
8.3/
2.6 |
Б |
2 |
6 |
Жизнедеятельность |
Формирование первоначальных |
8/
2.2 |
Б |
6 |
7 |
Царство Растения |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно |
5, 10/
1.1 |
Б |
4 |
8 |
Среды жизни |
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к |
4/
2.4 |
Б |
2 |
9 |
Соблюдение правил |
Формирование представлений о |
1.2/
2.5 |
Б |
2 |
10 |
Биология как наука. Методы |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
1.1/1.5 |
Б |
3 |
Всего 10 заданий. |
10. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Кодификатор состоит из двух разделов:
– раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых заданий»
– раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся».
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданий
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки
содержания. Во втором столбце приведён кодификатор проверяемых элементов содержания.
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Биология – наука о живых организмах |
1.1 |
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей |
1.2 |
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов |
1.3 |
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами |
1.4 |
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий |
2 |
Клеточное строение организмов |
2.1 |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения клетки |
2.2 |
Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Рас- тительная клетка. Грибная клетка |
2.3 |
Ткани организмов |
3 |
Многообразие организмов |
3.1 |
Клеточные и неклеточные формы жизни |
3.2 |
Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы |
3.3 |
Основные царства живой природы |
4 |
Среды жизни |
4.1 |
Среда обитания. Факторы среды обитания. Место обитания |
4.2 |
Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде |
4.3 |
Приспособления организмов к жизни в водной среде |
4.4 |
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде |
4.5 |
Приспособления организмов к жизни в организменной среде |
4.6 |
Растительный и животный мир родного края |
5 |
Царство Растения |
5.1 |
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека |
5.2 |
Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений |
5.3 |
Растение – целостный организм (биосистема) |
5.4 |
Условия обитания растений. Среды обитания растений |
5.5 |
Сезонные явления в жизни растений |
6 |
Органы цветкового растения |
6.1 |
Семя. Строение семени |
6.2 |
Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней |
6.3 |
Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги |
6.4 |
Почки. Вегетативные и генеративные почки |
6.5 |
Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа |
6.6 |
Стебель. Строение и значение стебля |
6.7 |
Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления |
6.8 |
Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов |
7 |
Микроскопическое строение растений |
7.1 |
Разнообразие растительных клеток |
7.2 |
Ткани растений |
7.3 |
Микроскопическое строение корня. Корневой волосок |
7.4 |
Микроскопическое строение стебля |
7.5 |
Микроскопическое строение листа |
8 |
Жизнедеятельность цветковых растений |
8.1 |
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ |
8.2 |
Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. |
8.3 |
Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними |
9 |
Многообразие растений |
9.1 |
Классификация растений |
9.2 |
Многообразие цветковых растений |
9.3 |
Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями |
10 |
Царство Животные |
10.1 |
Общее знакомство с животными |
10.2 |
Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных |
10.3 |
Разнообразие отношений животных в природе |
10.4 |
Значение животных в природе и жизни человека |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
Код |
Проверяемые требования к уровню подготовки |
|
1 |
|
Метапредметные |
|
1.1 |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
|
1.2 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
|
1.3 |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
|
1.4 |
Смысловое чтение |
|
1.5 |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
|
1.6 |
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
|
1.7 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
|
1.8 |
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
2 |
|
Предметные |
|
2.1 |
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира |
|
2.2 |
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии |
|
2.3 |
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде |
|
2.4 |
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных |
|
2.5 |
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды |
|
2.6 |
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними |
11. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся определять на рисунке основные части (органы, системы органов) биологического объекта. Вторая часть задания требует соотнести части объекта с выполняемой функцией.
Задание 2 проверяет умение использовать важнейшие признаки живого для объяснения того или иного природного явления.
Задание 3 проверяет умение сравнивать биологические объекты с их моделями в целях составления описания по заданному алгоритму на примере описания листьев разных видов растений и пород собак.
Задание 4 проверяет знание клеточных структур или знание устройства оптических приборов, например микроскопа.
Задание 5 проверяет умение работать с биологическим объектом, например при посадке культурных растений. Задание 6 предполагает работу с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, представленных в таблице и, умение определять их по внешнему виду. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, представленных в таблице. Задание 7 проверяет умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания проверяет умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану.
Задание 8 проверяет умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон.
Задание 9 проверяет понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования и техники безопасности при работе в биологической лаборатории и способность объяснить необходимость соблюдения этих правил. При выполнении задания 10 обучающиеся анализируют профессии, связанные с применением биологических знаний.
Задания 9 и 10 требуют развернутых ответов.
КИМ (контрольно-измерительные материалы) по биологии, 5 класс.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!
Рассмотрите изображение чёрной смородины и выполните задания.
Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, цветок (соцветие), плод чёрной смородины.
В каком из этих органов в течение всего лета происходит фотосинтез? Ответ: ______________________________
В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите название органа растения, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Лист, плод, семя, цветок.
Ответ: ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У смородины ранней весной появляются молодые стебли с листьями. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение. Ответ: ____________________________________________
Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
3.
Ученик рассмотрел под микроскопом лист смородины и сделал соответствующий рисунок клетки листа. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
Ответ: ______________________________
ИЛИ
Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?
Ответ: ______________________________
Анна решила посадить дерево на своём дачном участке. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить.
1)налить в выкопанную лунку воду 2) полить посаженное дерево 3) поместить растение в лунку 4) засыпать лунку землёй 5) выкопать лунку
6.
6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? Ответ: ______________________________ В семенах каких растений содержится более 10% воды? Ответ: ______________________________ В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов? Ответ: ______________________________
6.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
6.3. Из этих растений (задания 6.1, 6.2) производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.
Прочитайте текст и выполните задания. (1)Лисица обыкновенная – хищное животное массой до 10 кг, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
7.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: _____________________________________________________
7.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.
А) В сравнении с лисицей волк крупнее/мельче
Ответ: ________________________________
Б) Какой покров тела у волка?
Ответ: ________________________________
В) Чем волк питается?
Ответ: ________________________________
Заполните пропуски в таблице «Природные зоны», выбрав слова из приведённого ниже списка. Запишите на место каждого пропуска номер выбранного слова.
Список слов: 1) ель 2) белка 3) верблюд 4) саксаул 5) тайга 6) пустыня
Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
Ответ: _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Ответ: _________________________________ Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2 и 4 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6.2, 6.3, 7.1 и 8 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Правильный ответ на задание 5 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами две цифры, выставляется 1 балл.
№ задания |
Ответ |
|
1.1 |
лист |
|
2 |
рост |
|
3 |
441 |
424 |
4 |
цитоплазма |
объектив |
5 |
51342 |
|
6.2 |
А) лён Б) горох В) пшеница Г) подсолнечник |
|
6.3 |
А) лён Б) подсолнечник В) пшеница |
|
7.1 |
234 (в любой последовательности) |
|
8 |
521 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Задание 1.1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Верно подписаны четыре органа растения |
2 |
Верно подписаны только два-три органа растения |
1 |
Верно подписан только один орган растения. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите название органа растения, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Лист, плод, семя, цветок.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) «выпадающий» из логического ряда орган растения: лист; 2) объяснение, например: лист обеспечивает фотосинтез/дыхание/испарение. Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Правильно указан орган растения, дано объяснение |
2 |
Правильно указан только орган растения |
1 |
Орган растения указан неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? В семенах каких растений содержится более 10% воды? В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса: 1) в семенах льна; 2) в семенах пшеницы и гороха; 3) в семенах подсолнечника |
|
Правильно даны ответы на три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса |
1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 7.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану. А) В сравнении с лисицей волк
крупнее/мельче
Б) Какой покров тела у волка? В) Чем волк питается?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана: А) крупнее (волк крупнее лисицы); Б) мех густой серо-бурого цвета; В) олень/лось/косуля/кабан/лисица/заяц/мыши/домашние животные и др. Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Правильно даны ответы по трём пунктам плана |
2 |
Правильно даны ответы по двум любым пунктам плана |
1 |
Правильно дан ответ только по одному любому пункту плана. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 9 Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) правило: здесь запрещается ловить бабочек; 2) указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке. Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Правильно определено и записано правило, указано место |
2 |
Правильно определено и записано правило, место не указано |
1 |
Правило и место не определены / определены неправильно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 10 На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
|
К1 |
Определение профессии |
1 |
|
Профессия: цветовод/садовод/садовник/флорист/ландшафтный дизайнер |
1 |
|
Профессия не определена в явном виде / определена неправильно |
0 |
|
Если профессия в явном виде не определена / определена неправильно и по |
|
К2 |
Пояснение характера работы |
1 |
|
Правильно пояснено, какую работу выполняют представители данной профессии |
1 |
|
Пояснение о том, какую работу выполняют представители данной профессии, отсутствует. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
К3 |
Объяснение пользы для общества |
1 |
|
Дано уместное объяснение того, чем работа людей данной профессии полезна обществу |
1 |
|
Приведены рассуждения общего характера, не связанные с общественной значимостью данной профессии. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Шкала перевода суммарного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Суммарный балл |
0–8 |
9–16 |
17–23 |
24–27 |
КИМ (контрольно-измерительные материалы) по биологии, 5 кл
ZIP / 2.54 Мб